Молдова

Назад

МОЛДАВИЯ ВЫБРАЛА КОММУНО-ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ

МОЛДАВИЯ ВЫБРАЛА КОММУНО-ФАШИСТСКИЙ РЕЖИММолдавские парламентарии абсолютным большинством избрали себе старого-нового президента — Владимира Воронина. 75 голосов из 101. Все мыслимые установки перевыполнены. В поддержку Воронина отдали свои голоса не только депутаты от компартии, но и непримиримые нацисты от ХДНП — 11 голосов, а также представители двух новых фракций, отколотых от пророссийского блока «Демократическая Молдова»: 8 голосов от Демократической Партии, плюс три депутата от Национал-либеральной партии. Таким образом, Молдова избежала парламентского кризиса, новых выборов, резкой смены политического курса. В ближайшие четыре года Молдову ждут стабильно антироссийский курс, призрачные перспективы на вхождение в Евросоюз и дальнейшая эскалация молдо-приднестровского конфликта.

Как следует из заявлений оппозиционного в прошлом лидера ультранационалистической ХДНП Юрие Рошка, сближение между коммунистической властью и нацистами, началось в 2003 г. Отправной точкой сближения стал день, когда президент Молдовы Воронин отказался подписать меморандум Козака по урегулированию приднестровской проблемы. Данный документ предусматривал федерализацию республики, и мирное сосуществование Молдовы и Приднестровья.

Раздел Молдовы, против которого из сугубо меркантильных интересов выступило коммунистическое руководство, а из глубоких идейных соображений резко осудили нацисты ХДНП, не состоялся. Компромисс между сторонами был найден, и, таким образом, Воронин еще два года назад обеспечил себе страховочный трос в лице Рошки, и удержался на нем. Следует напомнить, что ХДНП является самой агрессивной антироссийской политической силой. Именно её исторические предшественники — депутаты и члены правительства от Народного Фронта Молдовы — развязали первый молдо-приднестровский конфликт. Популярная газета молдавских нацистов ХДНП «Флукс» опубликовала на прошлой неделе письмо студентов-румынофилов с требованием к столичной примэрии назвать одну из улиц Кишинева именем чеченского террориста Аслана Масхадова.

По словам Рошки, «важное значение для страны имел также радикальный пересмотр внешней политики страны и объявление стратегического курса на европейскую интеграцию». Таким образом, нацисты и коммунисты впервые на постоветском пространстве объединили усилия для решения «важной политической задачи» — окончательного закрепления нового статуса республики Молдова — как одного из звеньев цепи недоброжелателей — карликовых коммуно-фашистских режимов, составляющих «санитарный кордон» вокруг России. Безусловно, голосующие депутаты от фракции нацистов вполне отдавали себе отчет в том, что роспуск парламента не выгоден ни Рошке, ни коммунистам. Непримиримый сторонник воссоединения Молдовы с «матерью-родиной» Румынией Рошка пошел на компромисс. Сегодня Рошка и Воронин солидарны с мифической «интеграцией в Евросоюз». О Румынии не заикается больше никто, кроме кухонных маргиналов-подстрекателей к войне 1992 года, и бывших активных её участников.

Приднестровские аналитики еще несколько лет назад, в тот самый злосчастный период, когда Москва сделала ставку на Воронина, рассматривали Рошку и его карикатурных нацистов как «страшного мальчика», выставленного Ворониным для запугивания собственного электората. Еще три года назад редактор неправительственного «Днестровского Курьера» Сергей Ильченко обозначил Рошку как продукт жизнедеятельности спецслужб Молдовы и ведомства Марка Ткачука — автора множества неожиданных политических многоходовок с участием ультрарадикалов как крайне левого, так и крайне правого спектра. Ультраправому Рошке был дарован облик «мученика», благополучно сработавший на прошлых выборах.

В качестве очередной инициативы, дабы «пометить» все краски политического спектра, на прошедшей неделе триумфально состоялась регистрация нового детища Ткачука — ультралевой НБП Молдовы, самопровозгласившей себя «единственным защитником прав русскоязычного населения». Приднестровские эксперты предполагают, что зарегистрированные как НПО «Новый Буджакский Проект» ультралевые молдаване, после проведенной пресс-конференции в информагенстве «Инфотаг» и мощнейшей раскрутки в государственных СМИ, скорее всего, займут освободившуюся вакансию новомучеников. Эдаких очередных записных «борцов с воронинским режимом». В то время как политическая колода Марка Ткачука пополнится новой картой, на этот раз — красной масти.

Абсолютно удачной креатуре Марка Ткачука — Рошке терновый венец «страдальца» принесли 11 депутатских мандатов. Хотя, безусловно, растворившись в новых «товарищах по борьбе с Россией», к следующим выборам утратят силу оба нынешних центральных персонажа молдавской политической площадки — и Воронин, и Рошка. Первый отказался от претензий на третий президентский срок, а второй теперь уже навсегда останется в тени первого, как пустая погремушка на барском банкете.

Прагматичное решение Юрия Рошки о поддержке Воронина, однако, сегодня принесло плоды всем заинтересованным сторонам — по максимуму. Коммунисты и нацисты получили право абсолютно безнаказанно за ближайшие четыре года вдоволь поглумиться над собственным населением на потеху «западным партнерам». И на горе гастарбайтерам, чьи ежегодные перечисления из одной лишь России на треть перекрывают годовой молдавский бюджет.
Ей-богу, смешно слушать о вхождении в Евросоюз государства, два с половиной миллиона граждан которого не в состоянии найти работу у себя дома. Хотя, вполне возможно, именно за счет молдаван старушка-Европа собирается решать проблему депопуляции.

В качестве плацдарма для опробования нацистских идей, некоего «свежего ветра европейской политической мысли» Молдова пришлась как нельзя кстати. Особенно симптоматичным выглядит решение молдавского руководства уравнять в правах, социальных пособиях и льготах ветеранов Советской и румынской армий — то есть солдат армии победителей и ветеранов оккупационных войск. В аккурат к празднику 60-летия Победы, воронинские подарки пожилым румынским фашистам выглядят оскорбительным плевком в адрес России, и не многие считают, что Воронин сам, без настойчивых рекомендаций «внешнего управляющего» решился на подобное.

По мнению Воронина, сегодня в переговорах с руководством РФ может фигурировать лишь одна тема — вывоза боеприпасов российской армии и миротворческого контингента. Воронин считает, что «российская армия покрывает преступный режим».
Однако среди упреков со стороны Воронина отсутствуют традиционные для руководителей ряда бывших республик СССР финансовые претензии к России — «за оккупацию» Бессарабии. Словно снятые с кальки прибалтийских «страдальцев от советской оккупации», нынешние речи президента Молдовы проигрывают в эмоциональной окраске. Об историческом прошлом — тускло и туманно. Что, однако, вполне естественно, поскольку в данном контексте, тема искусственного объединения Бессарабии с Молдавской автономной республикой, находившейся прежде в составе Украины, немедленно ставит под сомнение вопрос о правомерности притязаний молдавского руководства на территорию непризнанной ПМР.

Тем временем в Тирасполе предпринимаются попытки защитить интересы представителей российского бизнеса. Вопреки требованиям властей Молдовы, на прошлой неделе состоялось открытие представительства Торгово-промышленной палаты (ТПП) России в Приднестровье. Как заявил замминистра промышленности непризнанной республики Юрий Ганин. «Открытие приднестровского филиала ТПП РФ не противоречит международному праву и вписывается в рамки московского Меморандума 1997 года, в котором закреплено право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность». По его словам, главная задача представительства — защита интересов российского бизнеса в Приднестровье. ТПП Молдавии выступила с заявлением, в котором расценила открытие в конце марта представительства российской ТПП в Тирасполе без согласования с Кишиневом, как нарушение суверенитета Республики Молдова. По мнению Ганина, российские предприятия в Приднестровье уже сегодня претерпевают серьезные трудности, вызванные экономической блокадой со стороны Молдовы.

Что же касается политической реакции со стороны Приднестровья, то, как это ни удивительно, непрерывный поток грязи со стороны молдавских СМИ, непрекращающиеся провокации в миротворческой зоне, наоборот, мобилизовали население. Довольно активное участие приднестровцев в местных выборах, прошедших неделю назад, а также рост численности молодежных организаций, в первую очередь демократической и пророссийской ориентации, явились примером адекватного ответа населения непризнанной республики на информационные удары Кишиневских СМИ.

По мнению руководителя приднестровского филиала Совета по Национальной Стратегии России Дмитрия Соина, «в сложившейся конфигурации политических сил Молдовы, какие — либо теплые отношения между Молдовой и ПМР становятся практически невозможными». Мало того, не исключены в самом ближайшем будущем попытки эскалации конфликта, в том числе и до его вооруженной стадии. На сегодняшний день переговоры между сторонами не ведутся. При этом ответственность за их срыв целиком и полностью лежит на молдавской стороне, предпринимающей попытки вести переговоры о судьбе Приднестровья в новых форматах, с представителями стран, территориально далекими от здешних реалий. По словам эксперта, наверняка победа Воронина негативно скажется и на без того натянутых отношениях между Москвой и Кишиневом. «По моим оценкам, 2005 год пройдет под знаком острой политической борьбы между ПМР и Молдовой при возрастающем влиянии сильных игроков — России, Украины, США и Евросоюза, — заметил Соин. — Воронин исповедует криминальный взгляд на политику — часть депутатского корпуса была перекуплена, часть — попросту запугана. В политической жизни Молдовы процветают шантаж и уголовное преследование инакомыслящих». Политолог также считает, что демократическая оппозиция полностью раздавлена, и фактически прекратила свое существование, шагая в ногу с тоталитарной компартией. «В связи с этим на ПМР лежит миссия возрождения демократии в самой Молдове, поскольку мы не заинтересованы в пребывании у руля соседнего государства криминально-фашистского клана», — заключил он.

Болезненно отнеслись к результатам голосования в парламенте Молдовы приднестровцы, имеющие на руках помимо приднестровских — молдавские паспорта. Их тревога и беспокойство вызваны, в первую очередь, грозящими Молдове санкциями со стороны России и невозможностью в короткие сроки оформить соответствующие российские документы. Вне сомнения, вслед за открытием ТПП РФ, приднестровцы с нетерпением ждут открытия российского консульства в Тирасполе. Массовый выход из гражданства Молдовы неминуем. Крайне невелико количество приднестровцев, определяющих себя как граждан РМ.

Именно с Россией у подавляющего большинства приднестровцев связаны надежды как на защиту в случае силового давления со стороны беспокойного агрессивного соседа, так и на улучшение качества жизни благодаря новым совместным российско-приднестровским инвестиционным проектам. Несмотря на сложности со статусом, благодаря наличию боеспособной армии и сформировавшейся за годы противостояния с Молдовой монолитной приднестровской нации, непризнанная республика уже на протяжении 13 лет благополучно справляется с собственными проблемами и не теряет привлекательности для туристов и предпринимателей. Учебная, правовая и бухгалтерская база Приднестровья ориентирована главным образом на российские аналоги.

Экономические эксперты констатируют рост инвестиционной активности в энергетическом секторе республики. По-прежнему высок потенциал Приднестровья как туристической и курортной зоны. А минимальное российское и украинское военное присутствие в регионе укрепляет не только саму атмосферу стабильности, но и веру простых приднестровцев. Веру в то, что их восточные соседи — Украина и Россия — не оставят в беде маленький народ, сумевший в 1992 году самостоятельно защитить свою государственность, и обезопасить граждан 35 национальностей, в том числе нескольких десятков тысяч этнических русских и украинцев.

Таким образом, состоявшиеся в Молдове выборы вряд ли способны существенно повлиять на ситуацию в ПМР. Руководство Молдовы за прошедшие четыре года умудрилось навредить приднестровцам по максимуму. Залог приднестровского спокойствия состоит сегодня в трезвом понимании того, что рядом набирает силы вполне предсказуемый, но стабильно опасный коммуно-фашистский режим. Возможно, благодаря наличию именно такого зловещего соседа, Приднестровье обречено на признание вне зависимости от того, сколько для этого исторического момента понадобится времени.