Молдова

Назад

ДМИТРИЙ ТКАЧ И ЕГО ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ: УКРАИНА ГОТОВА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА В ПОЛЬЗУ МОЛДОВЫ

На днях в министерство иностранных дел ПМР поступил довольно любопытный документ. Это письмо, подписанное «специальным представителем Украины по вопросам приднестровского урегулирования» Дмитрием Ткачом. (Заметим, что это тот самый Ткач, который уже почти месяц как назначен послом Украины в Венгрии, но об этом в письме он не упоминает. Видимо, в неустанных хлопотах о приднестровском урегулировании про свой венгерский агреман господин посол подзабыл. Ничего, бывает: совмещать два столь ответственных занятия – дело весьма непростое; в конце концов, Венгрия может и подождать).
Первую часть письма можно без особого ущерба пропустить – в ней Дмитрий Ткач берет на себя роль адвоката Республики Молдова, защищая ее попытки перевести под контроль Кишинева экономических агентов ПМР. Видимо, в последнее время это новый вектор украинской внешней политики – стоять на страже интересов Республики Молдова. Но перейдем к главному.
Итак, в своем официальном послании приднестровскому МИДу Дмитрий Ткач заявляет следующее: «Украинская сторона готова на временной основе приглашать молдавских таможенников на свои пункты пропуска на приднестровском участке украино-молдавской границы для оформления грузов предприятий Приднестровья, которые возобновят свою регистрацию в Республике Молдова». И вот здесь уже не до шуток. Налицо – политическая сенсация. Официальный Киев извещает, что Украина готова разместить на своей территории военизированные формирования зарубежного государства. Причем цель такого решения здесь не менее сенсационна, чем само решение. Киев намерен пойти на такой шаг для того, чтобы эти иностранные формирования обслуживали интересы… Республики Молдова. Еще раз подчеркнем – интересы другой страны, а никак не Украины.
Надо сказать, что вопрос о молдавских таможенниках на украинской территории звучит не впервые. Президент Молдовы Владимир Воронин многие годы настаивал, чтобы Киев пустил на свою территорию представителей таможенной службы РМ. К решению вопроса Кишинев активно подключил европейские структуры, пугая мир сказками о приднестровской «черной дыре». Но все эти усилия неизменно разбивались об один «неудобный» документ – Конституцию Республики Украина, которая не позволяет принимать подобное решение. И на каждую попытку Кишинева власти в Киеве неизменно отвечали: читайте нашу Конституцию. Против такого аргумента не смогли ничего возразить даже в Европе. Именно поэтому Миссия Европейской Комиссии по предоставлению помощи на украинско-молдавской границе состоит из экспертов, а никак не из иностранных таможенников. В Европе украинскую Конституцию уважают. Однако неожиданно выяснилось, что ее перестали уважать сами украинские власти.
Устами официального представителя Украины Киев заявил: украинская власть готова нарушить даже свою Конституцию. Официальный Киев готов отказаться от части суверенитета своей страны – и только для того, чтобы помочь Кишиневу задушить Приднестровье.
Странно, что Дмитрий Ткач решил узнать об этом мнение Тирасполя – когда украинская власть принимала решение об экономической блокаде Приднестровья, приднестровскую сторону даже не уведомили. Видимо, сегодня в Киеве все же понимают, что значит для суверенитета страны размещение на ее границах иностранных таможенников, и надеются разделить хоть с кем-то ответственность за такой антиконституционный шаг. Ответ Тирасполя вполне логичен. «Что касается возможности размещения молдавских таможенников, а равно представителей иных военизированных формирований зарубежных государств на территории Украины, то полагаем, что украинская сторона самостоятельно сможет решить этот вопрос на основе национального конституционного законодательства Украины, в соответствии с положениями о суверенитете и независимости Украины», – говорится в ответе официального представителя МИД ПМР на письмо Ткача.
И вместо заключения. Когда власти страны говорят, что не способны собственными силами обеспечить порядок на своей государственной границе, то встает закономерный вопрос: что будет с таким государством? Сегодня – иностранные таможенники, завтра – иностранная армия, а что будет послезавтра? Или, может, все-таки стоит поставить вопрос несколько иначе: сколько протянут власти, которые готовы принимать такие решения?