Молдова

Назад

Президент ПМР дал оценку итогам югоосетинского референдума в прямом эфире телеканала «Россия»

13 ноября Президент ПМР Игорь Смирнов в прямом эфире телеканала «Россия» ответил на вопросы ведущей и дал оценку прошедшим в Южной Осетии президентским выборам и референдуму.

- Игорь Николаевич, здравствуйте! Как Приднестровье расценивает результаты выборов и референдума в Южной Осетии?
- Прежде всего, я поздравляю Эдуарда Джабеевича Кокойты и Южную Осетию с успешным проведением референдума и поздравляю не только как страну, которая находится в таком же положении, как Приднестровская Молдавская Республика, но и как члена Содружества «За демократию и права народов», которую создали Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Южная Осетия. Проценты высокие и они показали, что есть культурное пространство, которое неотделимо от Северной Осетии, от Великой России и поэтому такая активность населения. Важно, что по заключению всех международных наблюдателей, никаких нарушений не обнаружено. Точно так же проходил референдум у нас в государстве 17 сентября. И надо сказать, что заявления априори о непризнании или признании, которые пытаются делать некоторые политологи и руководители западных стран (видимо, у них своя демократия, западная) никак не ставят под сомнение истинный выбор людей, проживающих в Южной Осетии.
- Игорь Николаевич, такой вопрос. А что дальше, изменилась ли ситуация в Приднестровье после референдума? Что необходимо сделать, чтобы мировое сообщество признало независимость непризнанных республик?
- Вы знаете, что у нас на референдуме был и второй очень важный вопрос – интеграция с Российской Федерацией. И экономическая, и культурная – во всех сферах жизни. И сейчас это и необходимо делать поэтапно. Мы понимаем сложности Великой России с точки зрения соблюдения международного права, но я думаю, у нас, у государств содружества «За демократию и права народов» есть все - и юридические, и исторические основания для такой интеграции, ибо никто не спрашивал нас, когда Молдова и Грузия выходили из Советского Союза, а Россия – правопреемник Советского Союза. Но не надеясь только на юридические аспекты, понимая, что используются пресловутые двойные стандарты, мы будем фактически укреплять наши связи с Россией. У нас уже более 100 тысяч российских граждан, продолжаются российские инвестиции в нашу экономику. Касаясь же самого главного для развития государства, я имею в виду просвещение и образование, хочу отметить, что у нас оно построено по российским стандартам. Конечно, здесь тоже надо ещё приложить усилия с тем, чтобы мы полностью соответствовали российским стандартам, не европейским, а именно российским, сохраняя свою самобытность, культуру, историю и память предков.
- Игорь Николаевич, сегодня Абхазия заявила о готовности провести референдум вслед за Южной Осетией. Можно ли считать это результатом совместной политики непризнанных республик, после того как Вы встретились со своими коллегами этим летом в Сухуми?
- Безусловно, мы в Сухуми не загорали и не купались в море, а работали над задачами развития наших государств. И, конечно, мы оговаривали в общей программе дальнейшие совместные действия. В их числе – создание совместных миротворческих сил, поскольку то же пресловутое содружество ГУАМ уже поговаривает о замене российских миротворцев какими-то другими силами. Понятно, что это глупость, но она звучит и волнует наши народы. Поэтому вы совершенно верно подметили, что это согласованные действия.
- У меня к Вам последний вопрос. Поступает информация, что ОБСЕ не намерена направлять наблюдателей на президентские выборы в Приднестровье. В чем причина и какой реакции на выборы Вы ждете в Европе?
- Да, очень своевременный вопрос. Вчера Приднестровье посетили 29 послов ОБСЕ. И когда им задали вопрос, причём задали наши масс-медиа, о том, почему вы не можете прислать наблюдателей, они ответили: мы работаем только с признанными государствами, поэтому только по просьбе Молдовы мы можем прислать наблюдателей на ваши выборы. Я думаю, это опять можно отнести к той же политике двойных стандартов, в том числе по отношению к правам народа на самовыражение, свободное волеизъявление. Поэтому ничего удивительного для нас в таком ответе нет, но, тем не менее, официально мы пригласили ОБСЕ провести мониторинг президентских выборов.