Молдова

Назад

Михаил Бурла: «Внешние факторы - главное препятствие в развитии экономики ПМР»

Имидж государства - в том числе и в области соблюдения прав человека зависит от множества факторов, внешних и внутренних. Соблюдение и защита прав человека могут быть гарантированы только при мощной экономике, при наличии экономической базы. Такое мнение высказал на прошедшей в Тирасполе международной научно-практической конференции "Имидж государства и защита прав человека: реалии, проблемы перспективы" председатель комитета Верховного Совета ПМР по вопросам экономики Михаил Бурла.
Он напомнил, что одним из первых шагов на пути развития промышленности государства стала стартовавшая в 1997 году программа реструктуризации производства. Руководители таких сильных предприятий, как ММЗ, "Тиротекс", "Электромаш", сумели эффективно совместить огромный опыт работы в условиях плановой экономики с новыми реалиями: успешно перестроились, взяв все лучшее из старой системы и приспособив это к новым требованиям рынка и менеджмента. "Соответственно мы сейчас имеем в республике несколько предприятий - мы называем их системообразующими, которые выделяются по всем параметрам - и по их участию в экспорте, и по участию в уплате налогов, и по тем механизмам, которые они применяют в реализации социальных программ. Естественно, благодаря этим предприятиям наше государство имеет реальную экономическую базу и фактически существует", - говорит Михаил Бурла.
Анализ экономического развития ПМР показывает, что за последние годы в республике существенно активизировалось макроэкономическое управление. "Были такие года, когда мы управляли курсом приднестровского рубля отвратительно, - напомнил председатель комитета по экономическим вопросам. - В 99 году была попытка его зафиксировать на уровне 1 млн. 120 тысяч. С начала XXI века мы научились достаточно эффективно применять различные макроэкономические механизмы, которые используются в других странах. ПРБ начал разрабатывать основные направления денежно-кредитной политики, где определялись параметры денежной массы, уровень монетизации, определялся валютный коридор, в рамках которого регулировался наш денежный курс". Таким образом, в республике были созданы внутренние механизмы, которые позволили создать более или менее твердую почву для развития бизнеса, а следовательно - улучшилось благосостояние приднестровских граждан. Средняя заработная плата увеличилась, по сравнению с 2000 годом, с 32 до 175 долларов США. Это, конечно, меньше, чем во многих зарубежных государствах, но все же существенный результат. Объем ВВП тоже увеличился. Если в 2004 году он составлял 254 млн. долларов, то уже в 2005-м - удвоился: 517 млн. долларов. Однако такие высокие темпы роста, по мнению экономистов, характерны все же для неустойчивой экономики. "Если мы возьмем устойчивую экономику, например, Бельгии, Франции, Нидерландов - мы никогда не увидим там таких скачков, чтобы буквально за три - четыре года что-то удваивалось, утраивалось, в разы возрастало, - объясняет Михаил Бурла. - Для нас до сих пор самым главным фактором остается неопределенность нашего политико-правового статуса".
Как отмечают экономисты, этот фактор влечет за собой ряд негативных моментов для экономики. Во-первых, в силу неопределенного статуса, приднестровские экономические агенты для выхода на внешние рынки вынуждены пользоваться инструментарием Республики Молдова. Естественно, это приводит к тому, что отнюдь не дружественный сосед располагает механизмами влияния и возможностью вносить ограничения во внешнеэкономическую деятельность предприятий Приднестровья. Во-вторых, развитие экономической ситуации в ПМР невозможно прогнозировать - приходится работать в условиях постоянно нацеленной в колесо этого развития палки. В итоге система управления носит мобилизационный характер. Кроме того, будучи пока непризнанным государством, ПМР не имеет статуса в международных организациях. Даже защитить свои интересы в международных судебных инстанциях - сложно, как показала ситуация с экономической блокадой, развязанной в марте 2006 года Кишиневом и Киевом.
"Самое главное сейчас, - заключил Михаил Бурла, - добиться от международного сообщества надежного механизма, гарантирующего экспорт с минимальными издержками. В прошедшем блокадном году, если б не помощь Российской Федерации, мы вряд ли справились бы даже с выполнением социальных обязательств. А хочется иметь уверенность в завтрашнем дне".