Политика

Назад

ПКРМ, «новые левые» и строительство «иной Европы»

Так как же прикажете понимать всю эту «антикапиталистическую» риторику «товарища» и, одновременно, господина Воронина? Неужели мы снова хотим наступить на те же самые грабли, под названием «казарменный социализм», которые уже не так давно крепко врезали нас по лбу? Неужели ПКРМ намеревается вступить в ЕС при помощи и поддержке маргинальных, находящихся в системном кризисе псевдокоммунистических партий Европы, так называемых «новых левых», которых большинство тамошних избирателей вполне открыто называет «политическими отбросами»?
Богдан Цырдя В Молдове на днях состоялось событие, которое, образно говоря, буквально «потрясло» наш политический мирок и заставило о себе говорить. Речь идёт, конечно же, о пресловутой Конференции Партии европейских левых. Впечатление от этого «эпохального» мероприятия, мягко сказать, более чем странное. Во всяком случае, весьма неоднозначное.

Уж больно все происходящее в Кишиневе напоминало приснопамятные съезды КПСС: тут тебе и делегаты из всех «братских республик» (участие в конференции приняли 16 партий), тут тебе и до слез знакомые лозунги («коммунистическое наследие», «борьба за демократию», «идём в светлое будущее» и т.д. и т.п.), а также всевозможные «пламенные» призывы («борьба за универсальную Европу», «обеспечение всех прав и свобод для каждого человека» ), в совокупности с почти истерическими восторгами по поводу неких «успехов коммунистического движения», в общем, и в исполнении молдавских коммунистов, в частности.

Последних даже признали «авангардом мирового коммунистического движения»! Ведь, как ни крути, но ПКРМ является сегодня, наверное, единственной коммунистической партией в новейшей мировой истории, которая всё-таки смогла выиграть два раза подряд выборы, да ещё и в условиях свободной демократической конкуренции (пусть подчас и весьма сомнительными средствами), что позволило ей создать «своё» однопартийное правительство! Достойно подражания, однако…

Вот и понаехала вся европейская, да ещё и эсэнговская разношёрстная «левая братия» в Кишинёв, чтобы, так сказать, пообщаться и перенять (в перерывах между тостами в Криковских винных подвалах) «передовой опыт» своих молдавских «товарищей».

В кишиневской конференции «левых сил Европы» приняли участие ПКРМ (Молдова), AKEL (Кипр), CP (Австрия), Die Linke (Германия), ELP (Эстония), KSCM (Чехия), Left Bloc Portugal (Португалия), PAS (Румыния), PCF (Франция), Communist Refoundation Party (Италия), Synaspismos (Греция), КПБ (Белоруссия), КПК (Казахстан), КПК (Кыргызстан), КПРФ (Россия), ПКБ (Белоруссия).

Правда, аскетическое обращение «товарищ» бледнело и теряло былой революционный накал на фоне красующихся БМВ, Мерседесов, и других атрибутов презренной «буржуазной» роскоши, на которых, не стесняясь угрюмых взглядов молдавских «пролетариев», (а может и назло им) разьежали «новые левые».

Иными словами, облик коммунистов-аскетов ленинского типа, традиционно присущий всем идейным борцам за права угнетенных и обездоленных, ничего общего не имел с вальяжным и самодовольным обликом съехавшихся в молдавскую столицу «еврокоммунистов».

Президент Воронин, являющийся по совместительству ещё и председателем «обновленной» ПКРМ, остался верен своему «фирменному» стилю, шокировав собравшихся (многие из которых всё ещё не избавились от комплекса младших братьев «советских товарищей») заявлением о том, что «Партия коммунистов Республики Молдова никогда не являлась партией советской ностальгии… Мы не обожествляли советское прошлое и не молились на портреты вождей сталинско-брежневой эпохи".

Вот те раз! Как же это так? А ведь, помнится, в 1994 году, когда ПКРМ только создавалась, «товарищ» Воронин уверял нас совсем в другом, провозгласив, что ПКРМ является идейной правопреемницей КПМ – КПСС!? Остаётся лишь робко надеяться, что хотя бы на портреты Маркса и Энгельса, а также Владимира Ильича Ленина молдавские коммунисты во главе с Ворониным ещё «молятся». Цветочки к его памятнику они вроде бы ещё носят, хотя вернуть его на главную площадь, как обещали, «забыли».

Следует отметить, что ПКРМ является единственной партией из числа других «левых» партий в странах СНГ, которая имеет сегодня полноправное членство в ПЕЛ, имея даже своих представителей в её руководящих органах. Уже сам факт членства в этой организации может быть расценен как искреннее желание ПКРМ интегрироваться в Европу.

Правда, судя по его высказываниям, сам лидер ПКРМ Владимир Воронин желает интегрироваться совсем не в ту Европу, которая есть в настоящее время, а в ту, «которая будет», то есть в существующую только в его воображении «иную Европу».

«Для ПКРМ иная Европа – это справедливая Европа, это демократическая Европа, в которой голос европейских народов значит больше голоса европейской номенклатуры», заявил «товарищ» Воронин с трибуны конференции.

Так что же это получается? Выходит, что нынешняя Европа вообще никуда не годится – она и несправедливая, она и недемократическая, и находиться под гнетом «номенклатуры!? Звучит всё это на фоне постоянных «евроинтеграционных заклинаний» того же Воронина, правда, перед совсем другой по своему политическому составу, аудиторией, как минимум странно, Если вообще не абсурдно.

Анализ содержания всего того, что наговорил Воронин на конференции в Кишинёве, позволяет сделать вывод, что «иная Европа», с его точки зрения, это некая виртуальная «будущая Европа без НАТО», а, значит, и без какого-либо американского влияния, это такая Европа, где рынок можно будет регламентировать по своему усмотрению при помощи механизмов «социального государства». Это Европа, где, как того страстно желает Воронин, есть «право на государственную и национальную идентичность, независимость и воссоединение Молдовы».

Последний пассаж, судя по всему, явно адресован соседней Румынии, руководство которой, как заявил Воронин, выступая недавно на телеканале NIT, всё ещё не желает считаться с молдавской государственностью.

Можно ли на основании этого сделать вывод, что президент Воронин не желает слишком тесных контактов с Румынией, ратует за быстрейший аншлюс Приднестровья, а, главное, хотел бы обеспечить Молдове минимальный уровень подчинения европейским органам? В определенной степени, да. Но, другой вопрос, насколько это реально? Может ли Молдова интегрироваться в ЕС без румынской помощи, к тому же нагнетая напряженность в своих отношениях с этой соседней страной? Ответ на эти вопросы отнюдь не однозначен.

На кишиневской конференции европейских «левых сил» были подняты и другие вопросы. Самый главный среди них, желает ли президент Воронин реформировать руководимую им ПКРМ?

С одной стороны, сам Воронин признался в той же передаче на NIT (26 октября с.г. ) что, если ПКРМ откажется от своего нынешнего названия, точнее, брэнда, то любая другая партия, которая зарегистрируется под этим же названием, сможет взять на выборах примерно 10-15% голосов электората, что приведёт к снижению результатов руководимой им партии до 30% голосов.

Другими словами, реформирование ПКРМ означает потерю ею власти. А вот её-то терять Воронину и его «товарищам» по партии очень даже не хочется. Отсюда проистекает и упорное нежелание руководства ПКРМ обеспечить реальную независимость судей, свободу прессы, обуздать коррупцию и разделить функцию президента страны от секретаря КПРМ, как этого требует Конституция. Оно и понятно: ведь это означает утрату контроля за информационным полем, потерю экономического ресурса, а главное, возможности творить и далее беззаконие и произвол.

Многие в Молдове считают, что «де-факто», ПКРМ уже давно является типичной социал-демократической партией. Так ли это? Позвольте, господа хорошие, с вами в этом вопросе не согласиться.

Уже тот факт, что ПКРМ является членом именно ПЕЛ, а не членом Социнтерна, говорит сам за себя. Ведь в эту организацию входят, в основном, коммунистические партии. А в программе большинства этих партий прямо прописано, как, например, у французских коммунистов, что их главная цель состоит в «le combat émancipateur pour une autre société, dépassant le capitalisme, pour un communisme du 21èmme siècle.» (www.pcf.fr) А именно: борьба за другое общество, превосходящее капитализм, то есть - за коммунизм 21 века!

На официальном сайте ПЕЛ (www.european-left.org) открытым тектом написано, что эта организация борется за «Europe open to the world that resists capitalist globalisation. The European Left is critical of capitalism and anti-capitalist and aims at a transformation of societies beyond the rule of capital;», то есть против капиталистического общества, за такую социальную модель, в которой управление делами государства не будет находиться во власти капитала! Так что, какая уж тут «социал–демократия», которая, как известно, ратует за «мирное» реформирование капитализма, за обретение гражданами новых социально-экономических прав без вооруженной борьбы с существующей сегодня «старой капиталистической системой», рассматривая социализм, скорее, как понятие этическое, чем социально-экономическое.

Да и вообще, бороться против глобализации капитала, в условиях, когда в самой Молдове именно этого капитала, в виде прямых иностранных инвестиций в экономику, как раз и не хватает, - по крайней мере, несерьезно.

Если это и является основной целью наших коммунистов, то спешу их поздравить: в Молдове капитализм и инвесторы уничтожены, причём надолго! Во всяком случае, сумма иностранных инвестиций в экономику Молдовы сегодня в несколько десятков раз меньше, чем в соседней Польше.

Так как же прикажете понимать всю эту «антикапиталистическую» риторику «товарища» и, одновременно, господина Воронина? Неужели мы снова хотим наступить на те же самые грабли, под названием «казарменный социализм», которые уже не так давно крепко врезали нас по лбу? Неужели ПКРМ намеревается вступить в ЕС при помощи и поддержке маргинальных, находящихся в системном кризисе псевдокоммунистических партий Европы, так называемых «новых левых», которых большинство тамошних избирателей вполне открыто называет «политическими отбросами» ?

К примеру, Коммунистическая Партия Франции, одна из самых сильных в Европе, в 2002 году набрала на парламентских выборах всего 4,7 % голосов, а в 2007 году еще меньше - 4,40 % ( 1 115 678 голосов).

В Греции «Коалиция леворадикалов» (SYRIZA), в которой Synaspismos являются главной составляющей, набрала на выборах в сентябре 2007 всего 5,04%, что, однако, на сайте данной партии в Интернете признано электоральным успехом. При этом коалиция не без гордости замечает, что с 2004 года её электоральная поддержка выросла на 1,85% !

Да и «партией», в собственном смысле этого понятия, ПЕЛ тоже нельзя назвать. Это некая, весьма аморфная, конфедерация левых партий, состоящая, на сегодняшний день, всего лишь из 41 депутата, то есть одна из самых ничтожных по количественному составу партийных фракций Европарламента.

Вывод из сказанного выше прост: говоря о реформировании ПКРМ, Владимир Воронин тянет руководимую им ПКРМ назад, в прошлое.

Хотя ПКРМ и была принята в ПЕЛ, её руководство на конференцию в Кишиневе предусмотрительно пригласило и Российскую КПРФ, дабы не обидеть Россию, или попросту не вызвать раздражения Кремля.

Действуя вопреки официально объявленному своим лидером Владимиром Ворониным курсу евроинтеграции, сама ПКРМ так до сих пор и не приняла «традиционные европейские ценности»: рыночную экономику, свободу прессы, независимость судей, свободные выборы.

Таким образом, постоянно говоря о своём стремлении к евроинтеграции, молдавские коммунисты, тем не менее, вступили в ПЕЛ, то есть в организацию, которая как раз и борется против нынешней « единой Европы», намерена на её месте построить совсем «иную Европу».

Как говорится, «вот тебе, бабушка, и «Юрьев день»… В общем, «идём туда, не знаем куда, ищем то, не знаем что..»