Общество

Назад

Русофобы в Молдавии: кто они?

«Что это: вызов ли надменный, на битву бешеный призыв? Иль голос зависти смущенной, бессилья злобного порыв?» М.Ю. Лермонтов «Опять, народные витии» (1835 г.)
Политическая, экономическая и социальная ситуация в Молдавии отнюдь не свидетельствует о том, что наша страна идёт по пути прогресса и процветания. Напротив, несмотря на все громкие декларации представителей власти о каких-то невиданных «успехах» и «достижениях», Молдавия продолжает оставаться самой бедной страной Европы, неспособной обеспечить элементарные права своих граждан.

Поэтому людей, которые поверили обещаниям о том, что обретшая суверенитет и независимость Молдавия, которую больше не будет «обирать и объедать» эта «жадная имперская Россия», немедленно разбогатеет, очень волнует вопрос о том, почему же ничего этого до сих пор не произошло и не происходит, и кто именно в этом виноват?

Ведь многие из них ещё очень хорошо помнят, что в те времена, когда Молдавия была интегрирована в единое с Россией политическое, экономическое и социальное пространство, жизнь в стране была неизмеримо лучше. Они к тому же видят, что Россия, которую «перестала кормить» Молдавия, не только не умерла от голода, но, напротив, живёт день ото дня всё лучше.

Однако, получить честный и внятный ответ на свои вопросы ни от власти, ни от оппозиции молдавский народ не может. Пришедшие к власти в феврале 2001 года «обновленные коммунисты» вот уже семь лет неизменно винят во всех бедах страны своих предшественников - национал-демократов. Демократы, свою очередь, главным виновником терзающих Молдавию бедствий считает коммунистическую власть и лично президента Владимира Воронина.

Этот ожесточенный, явно затянувшийся и, по большому счёту, совершенно бесплодный спор между властью и оппозицией является сегодня важнейшим и определяющим элементом политической жизни страны. Ни власть, ни оппозиция своей вины в катастрофическом положении, в котором пребывает Молдавия, не признают. Так кто же тогда, спрашивается, во всём этом виноват?

В этой патовой ситуации ответ на остающийся открытым вопрос услужливо подсказывают молдавскому обществу политики-экстремисты из ультраправого, унионистского лагеря. Ответ, естественно, насквозь лживый, но преподносимый ими в качестве высшей истины в последней инстанции. Молдавские русофобы-унионисты утверждают, что Молдавия долго и тяжко страдала от «русских оккупантов», а сегодня, когда, наконец, появилась возможность вернуться в лоно Европы, эти «страшные русские» вновь не хотят её туда пускать. Вот именно в этом, утверждают они, и кроются все беды и невзгоды Молдавии.

Например, Петру Богату в своей статье «Русский, от которого не могу избавиться» (газета «Jurnal de Chisinau») без обиняков заявил, что во всём виноваты именно русские, которые мешают «бессарабским румынам» идти в ногу со всем цивилизованным миром. По его словам, «русские держат молдаван повязанными по рукам и ногам к их реваншистскому и антизападному проекту. Практически, они взяли нас в заложники, чтобы использовать нас, как щит, в новой холодной войне, которую они развязали против свободного мира».

Богату вторит газета «Flux», принадлежащая лидеру Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрию Рошке, опубликовавшая статью «Надоели эти русские!», автор которой, тоже пораженный острым приступом русофобии, заявил, что «нам негде жить, потому что русские живут в наших домах. Нам негде работать, потому что русские заняли наши места. Не знаю, куда деться от их наглости. Знаю, что нет смысла спрятаться, но, Боже мой, они всегда суют свой нос и действуют мне на нервы. Не хочу больше их видеть!».

А в январе 2008 года, уже в интерактивном эфире кишинёвской радиостанции «Radio Noroc», вообще прозвучали открытые оскорбления в адрес русских жителей Молдавии. Один из радиослушателей, позвонивший в утренний эфир программы, утверждал, что собаки, нападающие на его ребенка, как правило, «принадлежат русским, которые не любят детей», добавив, что «у них (русских) собаки упитаннее любого ребенка».
Дабиже, Рошке, Богату, Константину Тэнасе, который заявил на митинге Союза журналистов, что «страна должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских», и им подобным русофобам, абсолютно чужда также идея реинтеграции Молдавии. Им совершенно не нужно Приднестровье, потому что там живёт слишком много не только нелюбимых ими русских, но и молдаван, не желающих идти вместе с ними в Румынию.

Давно уже замечена интересная закономерность: как только появляются хотя бы малейшие признаки сближения между Молдавией и Россией, либо подвижки в решении затянувшейся приднестровской проблемы, сразу же активизируются русофобы-унионисты, наперебой призывающих «спасти и очистить Молдавию от русских».

Если отбросить всю изначально фальшивую и притянутую за уши псевдонаучную антироссийскую «историческую шелуху», которой так любят оперировать русофобы, то нетрудно понять, что в основе приступов болезненной русофобии определенной части национальной элиты Молдавии лежат зачастую весьма меркантильные интересы. Кто-то на этом пытается разжиться грантами различных фондов «на продвижение и развитие демократии», кто-то стремится задурить голову избирателям и привлечь их на свою сторону, а кто-то рассчитывает быть замеченным и обласканным запрутскими русофобами, где сегодня унионизм вновь в почёте и даже исповедуются на высшем государственном уровне.

Русофобия сегодня является опасной политической болезнью части молдавских политиков, более того, стала их политическим кредо. Во всём и везде им мерещится «рука Москвы», которая якобы пытается любыми средствами удержать Молдавию в сфере своего влияния, опираясь на «пятую колонну» в лице местных россиян.

Справедливости ради, надо честно признать, что отдельные «профессиональные русские», вольно или невольно помогают молдавским русофобам продвигать свои ущербные идеи в общественное сознание. Например, публичные заявления одного из политиков, русского по происхождению, являющегося, кстати, гражданином Республики Молдова, о том, что он находится в Молдавии всего лишь «в длительной командировке», очень на руку русофобам. Они в немалой степени помогают им нагнетать русофобские настроения в стране. Причем не только среди представителей титульной нации, но и среди представителей других национальностей.

Свою лепту в это неприглядное дело, то ли специально, то ли в силу своего непрофессионализма, вносит, к сожалению, и нынешняя власть. Она своими необдуманными и зачастую неграмотными действиями в области внутренней и внешней политики расколола гражданское общество Молдавии, без сплоченности которого не представляется возможным консолидировать силы, выступающие за дальнейшее укрепление молдавской государственности.

Недоумение вызывают, например, заявления отдельных представителей власти о русской армии в Приднестровье, как «армии оккупационной». А чего только стоит устроенная молдавскими властями в 2005 году «облава» и «дикая охота» на всюду мнившихся им русских «шпионов и диверсантов», которые якобы намеревались сорвать «демократические выборы» в Молдавии.

Нельзя считать нормальным и тот факт, что представители русской диаспоры страны практически не представлены в органах государственной власти. В правительстве, в органах внутренних дел, в спецслужбах, в прокуратуре, в судебной системе сегодня, как и в начале 90-х годов, представителей «нетитульной» нации днем с огнем не сыщешь. Складывается впечатление, что власть в Молдавии не доверяет своим русским согражданам.

Так кто же они такие, все эти молдавские русофобы? Кто их поддерживает и направляет? Русофобы, скорее всего, это ущербные люди, вечные неудачники, которые никак не могут найти себя в этой жизни. Они не хотят признаваться даже себе в том, что главная вина их неудач кроется в них самих. Куда легче ведь, сослаться на то, что во всём виноваты «проклятые враги», обозначив таковыми всех тех, кто в силу разных причин не может или просто не хочет вступать с ними в полемику по этому вопросу.

Есть ещё одно заблуждение, которое мешает нашим местным русофобам выйти из болезненного состояния, в котором они пребывают. Им почему-то кажется, что их антироссийская полемика позитивно воспринимается США и западными странами, а также Румынией. На самом деле, это далеко не так. Да, безусловно, есть небольшое количество маргинальных политиков в Румынии, в том числе и во власти, которые поддерживают подобную позицию. Есть они и в США, и в Евсросоюзе. Но это люди вчерашнего дня. Их время уходит. Сегодня в демократическом мире не только не модно поддерживать какие-либо фобии, в том числе и русофобию, но и весьма опасно в этом публично признаваться. Поэтому русофобы в Молдавии являются изгоями не только внутри страны, но и за её пределами. И именно осознание этой истины их особенно озлобляет.

Если кому-то и нужны сегодня русофобы, так это, в первую очередь, небольшой части приднестровских политиков из числа «ястребов». Увлеченно цитируя бредни молдавских русофобов, они убеждают граждан ПМР в том, что, дескать, «все они там, в Молдавии такие, а потому с ними кашу не сваришь». Спекулируя на проявлениях русофобии на Правобережье, они исподволь сколачивают на этом свой собственный политический капитал.

Так нужно ли сегодня оппонировать русофобам, вступать с ними в полемику? Или надо ждать, когда они сами по себе уйдут с общественной арены?

Думается, что молчать и делать вид, что ничего не происходит, ни в коем случае нельзя. Это очень опасно.
Во-первых, русофобы подчиняют своему влиянию молодежь, которая, из-за отсутствия жизненного опыта и знаний, не может самостоятельно во многом разобраться.
Во-вторых, русофобы нагнетают напряженность в обществе, мешают укреплению молдавской государственности, тормозят процесс решения проблемы Приднестровья и объединения страны.

Разъяснительную работу по этому вопросу могут и должны проводить все здоровые силы во власти совместно с конструктивной частью оппозиции. Чрезвычайно важно, довести до самых широких слоев общественности, до всех молдаван, что их русские сограждане – это, прежде всего, самые активные сторонники сохранения и упрочения молдавской государственности, убежденные патриоты Молдавии, а Россия – её верный исторический друг и стратегический партнер, самый надежный гарант ее независимости.

А молдавским русофобам хотелось бы напомнить вещие слова Николая Добролюбова о том, что «человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».