Новости

Назад

Илья Галинский: «Все, что творили молдавские власти на приднестровской земле, было квалифицировано как международное преступление»

Государственный советник президента ПМР Анна Волкова отметила в выступлении, что по сей день продолжаются споры о характере событий начала 90-х – то ли это была война, то ли агрессия, то ли борьба за восстановление суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.
В конференц-зале Приднестровского государственного университета сегодня прошел круглый стол, посвященный 15-летию Международного общественного трибунала, прошедшего 28-29 июня 1993 года в Москве на базе Независимого института международного права.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», форум на правах модератора открыл директор Института истории, государства и права ПГУ, руководитель Центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский.

По его словам, 15 лет назад Международный общественный трибунал с участием авторитетных юристов с мировым именем, специалистов в области прав человека, вынес вердикт организаторам и исполнителям вооруженной агрессии Молдавии против Приднестровья в начале 90-х годов прошлого века.

«Все, что творили молдавские власти на приднестровской земле, было квалифицировано как международное преступление», – напомнил Галинский присутствующим о решении экспертов.

Он отметил вместе с тем, что Трибунал «не может подменить судебный орган, но ему удалось, в ситуации, когда нет беспристрастного суда, собрать фактический материал по преступлениям, и рано или поздно эти материалы будут востребованы в судебных органах».

По словам директора ИИГП, за эти преступления в Молдавии никто не понес заслуженного наказания, как это было на Нюрнбергском процессе против нацистских преступников. «То есть нарушение принципа неотвратимости наказания чревато повторением этих трагических событий в будущем», – сказал по этому поводу Галинский.

Сегодня в органах власти РМ сидят другие политики, которые в рамках своей легитимности, возможно, не обязаны нести персональную ответственность за совершенные действия, заметил глава ЦСПИ «Перспектива».

«Однако в силу действующего правила преемственности государственной власти и на основе общечеловеческой морали руководители Молдавии должны нести государственную ответственность за эти события», – уверен он.

Илья Галинский напомнил, что в 2001 году, когда Партия коммунистов Республики Молдова пришла к власти, народ Приднестровья ожидал, что Кишинев принесет извинения за кровавые преступления начала 90-х и возместит моральный и материальный ущерб.

«Этого, увы, не произошло, – констатировал модератор круглого стола. – Руководство РМ, видимо, решило, что делать это несвоевременно и нецелесообразно».

Более того, сказал он, главарь молдавской террористической группы «Бужор» Илие (Илья) Илашку, приговоренный в Приднестровье к смертной казни за убийства политических и общественных деятелей и помилованный в 2001 году президентом ПМР Игорем Смирновым в качестве проявления доброй воли для налаживания отношений с Молдавией, позже стал «бывшим узником совести» и румынским сенатором и начал активно выступать в европейских правозащитных организациях по поводу того, что в ПМР якобы нарушаются права человека.

Между тем, заявил Илья Галинский, сегодня некоторые представители зарубежных структур, признавая трагический характер событий начала 90-х годов, призывают стороны «не бередить раны», «не оглядываться в прошлое», а смотреть в будущее и думать об исправлении ошибок.

По словам директора Центра «Перспектива», нужно действительно смотреть в будущее, но нельзя забывать и о недалеком прошлом, тем более таком трагическом. «Мы обязаны все это помнить, чтобы подобное никогда не повторилось», – заключил Галинский.

В свою очередь, государственный советник президента ПМР Анна Волкова отметила в выступлении, что по сей день продолжаются споры о характере событий начала 90-х – то ли это была война, то ли агрессия, то ли борьба за восстановление суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.

«Подходов очень много, и мы можем говорить о том, что поиски истины требуют строгого учета доказательной базы», – отметила она. Значение Трибунала 1993 года, уверена советник, прежде всего, в том, что «он выступил как беспристрастный третейский судья».

Каждая сторона выдвигает свою версию произошедшего, сказала Волкова в связи с этим. Например, по ее словам, Молдавия утверждает, что события в Дубоссарах в 1990 году или в Бендерах в 1992 году – это всего лишь «реакция на бандитские вылазки сепаратистов».

В решении Трибунала есть важный пункт, сказала далее советник главы государства. «Давая оценку преступлениям, совершенным вооруженными формированиями Республики Молдова, Трибунал признает преступниками не только тех, кто непосредственно повинен в злодеяниях, но и тех, кто отдавал соответствующие приказы», – подчеркнула она.

Кроме того, напомнила Волкова, в выводах Трибунала содержится призыв к руководству и Молдавии, и Приднестровья о том, чтобы четыре тома материалов по этому делу «не остались бы просто материалом, а послужили основанием для привлечения конкретных фигурантов тех событий к уголовной ответственности», то есть «чтобы преступник был назван преступником».

По ее словам, приднестровская сторона со всей ответственностью отнеслась к решению Трибунала. Так, в 1993 году, сразу после ознакомления с решением международных экспертов, президиум Верховного Совета республики поручил правоохранительным органам, в том числе прокуратуре, приступить к расследованию указанных фактов.

Новый Регион, Эрнест Варданян