Андрей Сафонов – Украина никогда не войдет в орбиту российского влияния

Чтобы предложить украинцам на случай раскола привлекательную модель, Россия должна стать современной высокотехнологичной и рыночной страной с демократической политической системой и контролем развитого гражданского общества над властью. Но пока это в будущем, а, значит, Киеву и Москве лучше перестать пинать друг друга, а начать договариваться на равноправной основе.

Как бы не протекала борьба за власть в Украине, нам, живущим в ПМР, надо четко понимать, что эта бывшая республика союза никогда не войдет полностью в орбиту российского влияния. Как и Россия, Украина - политический и экономический тяжеловес в СНГ. В европейской части бывшего СССР Украина, возглавив блок ГУАМ, заявила о себе как об альтернативном интеграционном центре. Мы, приднестровцы, оказались географически в эпицентре этой долгосрочной игры Москвы и Киева.

Сегодня наша восточная соседка готовится к новым парламентским выборам, над которыми некоторые наши (и не только наши) деятели смеются. Это зря. Падение правительств и парламентов, а порой и президентов - это легальный способ выпустить пар народного недовольства. В частых выборах на первый взгляд есть элемент анархии, но это лучше, чем мнимое единство - в последнем случае все долгое время проходит тихо, а потом вдруг рванет так, что мало не покажется. Вспомним, что в 1970-е годы в Италии кабинеты падали чуть ли не каждую неделю, но Италия - вот она. А где стабильный Советский Союз, в котором вожди правили десятилетиями?...

Я это вот к чему. Если российская государственность в последние годы, провозглашая державные лозунги, стремится использовать кое-какие политические традиции и технологии из времен императорской власти, то Украина явно тяготеет к так называемому гетманскому наследию. Это означает, что жесткой власти первого лица, когда парламент - под ним, а правительство либо является техническим либо альтернативным центром власти (как сейчас в России), там нет. В Украине все основано на сдержках и противовесах, но не как в Америке - на основании четко расписанных норм, а на эдаком наследии духа казачьей вольницы. Внешне премьер Юлия Тимошенко, как и Владимир Путин в России, выдвигается на роль самого влиятельноог политика страны. Но в России внешний пиетет к "государю императору" (президенту) сохраняется, тогда как в Украине дело пахнет конституционной реформой, которая может привести:

1. К юридическому упразднению президентской власти.

2. К отмене всенародных президентских выборов и превращению президента по зппадноевропейскому обычаю в представительскую и декоративную фигуру.

3. К урезанию полномочий президента, хотя и с сохранением его всенародных выборов

Все эти варианты дают возможность премьер-министру, учитывая разноголосицу в Верховной раде, юридически и фактически, стать первым лицом в стране. Юлия Тимошенко имеет хорошие шансы для этого, учитывая личную харизму - ведь каждый публичный политик должен быть "немножко фюрером".

Команда президента Виктора Ющенко не хочет допускать усиления премьера, тем более, что сам глава государства - больше кабинетный, нежели публичный политик. Он стремится закрепить свои полномочия и исключить конституционные реформы. Если он эту комбинацию выиграет, то сможет побороться вторично, в 2010 году, за президентское кресло. А с ним уцелеет и команда.

Не следует забывать, что у президента как гаранта Конституции тоже есть весомые козыри - это губернаторы областей, Совет национальной обороны и безопасности и, наконец, силовые структуры. Пока украинская практика показывает, что в кризисных ситуациях они поддерживали главу государства.

Сейчас президент Ющенко умеренно дружит с бывшим премьером виктором Януковичем против Юлии Тимошенко. Можно спросить: так что, "бело-голубой" Янукович стал ближе президенту, нежели "оранжевая" Тимошенко? Нет, просто секретариат Ющенко не очень опасается сторонников Януковича: его Партия Регионов фактически является партией крупного бизнеса, олигархов прежде всего Донецка, без четкого идейно-политического лица. Я думаю, что ПР при хорошем раскладе может реально взять даже 30 с лишним % на выборах (когда бы они не состоялись), но это - тот предел, выше которого ей не подняться. Свой ресурс ПР уже выбрала.

Когда бы выборы в Раду не проходили - 14 декабря 2008 года или в иной день - но избиратели Ющенко и Тимошенко могут перетекать друг к другу, однако не к ПР. В итоге парламентское голосование подтвердит в любом случае европейский выбор Украины. Легальный рынок, политическая демократия, отношение к правам человека - эти европейские постулаты сегодня популярны среди широких слоев населения Украины, уставших от коррупции и чиновничьего беспредела. Украинцы, как и россияне, страдают от этих болячек, поэтому от евроинтеграции жители Украины не откажутся.

Считаю принципиально важным подчеркнуть следующее. Борьба в Украине может проходить за или против вступления в НАТО, но не против интеграции в Европу. Тут речь может идти только о темпах интеграции. Причина: те же Виктор Янукович и его спонсор Ринат Ахметов в России на фоне тамошних политиков и олигархов отойдут на второй-третий план. да и жесткую президентскую вертикаль российского образца Украина не воспринимает - иные традиции, как мы говорили. Явно пророссийскую нишу занимает в стране Наталья Витренко с Прогрессивной Социалистической Партией, но ей, как и явным националистам, мешает налет внешней истерии. Хотя у нее есть определенные шансы попасть в Раду (как и у националистов), но мне кажется, что Россия должна искать себе новых союзников - не олигархов и не истеричных маргиналов. Видимо, пришло время искать себе равноправных партнеров и договариваться с ними на равных по принципиальным вопросам, а не создавать конъюнктурные "дочерние предприятия".

Сохранят и даже, возможно, приумножат свое представительство в раде коммунисты. Но мне не кажется, что КПУ станет в Украине столь же мощной силой, как, например, в России. Общинное сознание, используемое в своей агитационной работе коммунистами, всегда было популярнее в России, нежели в "хуторской" Украине.
И еще раз о НАТО. Скорее всего, большинство украинцев, по природе не любящих рисковать, предпочтут нейтралитет вступлению как в НАТО, так и в контролируемую Россией ОДКБ - организацию Договора Коллективной Безопасности. Если Ю.Тимошенко оседлает идею нейтралитета, то сегодня она имеет шанс переиграть президента, являющегося активным сторонником сближения с Альянсом.

И последнее. Часть радикальных политиков и политологов России сегодня усиленно обыгрывают идею возможного раскола Украины по линии Восток-Запад; по линии создания т.н. Новороссии; по линии откола Крыма. Первый легкий удар украинцы получили на днях в Закарпатье, где о себе напомнили русины, потребовав себе автономную республику и давшие срок Киеву до 1 декабря. Я думаю, что расчеты упомянутых радикалов строятся на том, чтобы использовать для раскола Украины ее широкую демократию "без берегов". Усиленная украинизация может усилить оппозицию русскоязычного населения киевскому руководству, но мне кажется, что в целом эти расчеты необоснованны. Их авторы могут стать жертвами собственной пропаганды. Чтобы предложить украинцам на случай раскола привлекательную модель, Россия должна стать современной высокотехнологичной и рыночной страной с демократической политической системой и контролем равитого гражданского общества над властью. Но пока это в будущем, а, значит, Киеву и Москве лучше перестать пинать друг друга, а начать договариваться на равноправной основе
www.pmr21.info

Андрей Сафонов, политолог, редактор издания "Новая Газета"
Обсудить