Тема Приднестровья стала актуальной в Румынии. Обзор СМИ Румынии

Теперь Россия считает, что есть предпосылки для продолжения переговоров о Приднестровье. Мы получили послание Москвы, что надо с помощью переговоров искать варианты окончательного соглашения, даже несмотря на то, что некоторые приднестровцы не хотят больше переговоров.

Автономия или федерация?

Тирасполь готов отказаться от независимости только ради государственного союза, а Кишинев отвергает любую идею о федерализации, пишет Adevarul. В 2005 году парламент Республики Молдова единогласно принял закон об урегулировании приднестровского конфликта, который предусматривал автономию для Приднестровья, в рамках республики Молдова. К тому же, закон учитывал все шаги, необходимые, по мнению Кишинева для разрешения конфликта. Молдавский план был принят США, ЕС и Украиной, но никакой реакции до сих пор не последовало от Москвы, ни согласия, ни отказа.

Кажется, что, несмотря на официальное решение отвергать любые другие идеи кроме независимости или федерации, Тирасполь согласился бы и на расширенную автономию, при условии, что они будут обладать правом вето при принятии стратегически важных решений, в том числе и во внешней политике. Но в Кишиневе, и не только там, существуют опасения, что таким образом представители Тирасполя смогут заблокировать сближение Молдовы и ЕС. А что касается идеи государственного союза, кроме ОБСЕ, ни один из участников переговоров в формате 5 плюс 2, ни США, ни ЕС не согласны на такое.

Кишиневские аналитики, продолжает издание, считают, что Москва специально «заморозила» ситуацию из страха потерять почву в этом регионе. Москва не хочет, чтобы Молдова стала новой Украиной. Кишиневские власти считают, что самое важное условие для разрешения приднестровского конфликта – это обязательный нейтралитет пост-конфликтной Молдовы… Это для того, чтобы Россия не волновалась о сближении Молдовы и НАТО. Поэтому на переговорах Кишинев настаивает на том, что не хочет присоединиться к НАТО и ссылается на нейтралитет, прописанный в конституции.

Приднестровье не выжило бы без Росси, в том числе и в экономическом аспекте, отмечает издание. Помимо политических проблем, долг Тирасполя перед Газпромом достиг суммы в 1.8 млрд. долларов, и выплата этого долга играет важную роль в разрешении конфликта, так как Россия не хочет потерять эти деньги. Более или менее открыто, кишиневские чиновники выказывают готовность заплатить долг, если Тирасполь вернется к Молдове.


«Россия – гарант Тирасполя»

Конфедерация с Молдовой – это решение конфликта, на котором согласились в Тирасполе, пишет Adevarul. Евгений Шевчук, председатель Верховного Совета Приднестровья, объясняет, как можно было бы разрешить конфликт с Кишиневом и, отношения между Приднестровьем и Россией.

- Adevarul: Как оценивает Тирасполь идею федерализации Республики Молдова?

- Евгений Шевчук: Наши молдавские партнеры настаивают на единственном формате переговоров и единственном решении, которым они считают автономию для Тирасполя. Согласно закону принятому молдавским парламентом в 2005 году, у них есть ясные цели, к которым они и идут на переговорах, это автономия и ничего другого. Так что даже не знаю о чем еще можно вести переговоры. Они приняли это решение в одностороннем порядке. Следовательно, идея федерализации это не вариант для обсуждения, так как они не хотят вести переговоры в другом формате, кроме того, который утвержден голосованием в парламенте.

- После конфликта в Грузии вы чувствуете спешку со сторону Кишинева или Москвы в решении приднестровской проблемы?


- После грузинского конфликта было много заявлений. Теперь Россия считает, что есть предпосылки для продолжения переговоров о Приднестровье. Мы получили послание Москвы, что надо с помощью переговоров искать варианты окончательного соглашения, даже несмотря на то, что некоторые приднестровцы не хотят больше переговоров.

Россия – наш гарант. Но пока они не наладили с Молдовой доверительные отношения. Таким образом, не существует условий подходящих для разрешения конфликта. Некоторая форма конфедерации устроила бы нас. Самым лучшим вариантом для Приднестровья было бы создание государственного союза. Но Молдова не хочет этого.
Когда будут действия направленные на интеграцию, тогда появится и разрешение конфликта. Мы видим спешку со стороны Кишинева, но не понимаем их, не понимаем, чего они хотят. В спешке можно принять неверное или противоречивое решение.

- В каком смысле Россия – гарант Приднестровья? Надеетесь на признание?

Никто в данный момент не поддерживает независимость Приднестровья. Даже Россия не сделала никаких предложений по этому поводу. И так как мы одна из сторон конфликта признанного международным сообществом, нам необходимо продолжать переговоры. Но нам не нужна автономия, которую предлагает Молдова. Тем более мы видим негативный пример автономии предложенной Гагаузии.

- Многие приднестровцы покидают регион, на улицах мы видели больше детей и стариков.

- Да, мы этого не отрицаем. Одна из причин этого неуверенность, связанная с неясным юридическим статусом Приднестровья. Все это привело к неблагоприятной экономической и социальной ситуации. К тому же, Молдова накладывает на нас свои условия и ограничения, которые влияют на экономику. В условиях инфраструктурной блокады, тяжело заниматься бизнесом в Приднестровье.

Из-за блокады Кишинева, почти никто не приезжает, чтобы инвестировать. Также у нас высокий уровень безработицы, так что неудивительно, что люди уезжают на работу в другие места. Мы уже потеряли около 200 тысяч наших граждан, то есть почти треть населения. Наша продукция не может быть экспортирована через Украину, приходится везти через Молдову, отчего она дорожает.
Молдова обманывает, если говорит, что предоставляет льготы Приднестровью. Они оказывают экономическое давление на нас, чтобы мы согласились на политическое решение выгодное им. Это привело к экономическое войне между ними и нами.


Председатель российской Думы поставил знак равенства между Румынией и Приднестровьем.

Председатель российской государственной думы Борис Грызлов, находясь с официальным визитом в Кишиневе поставил знак равенства между Румынией и Приднестровьем, как соседями Республики Молдова, сообщает Mediafax. На вопрос собирается ли он посетить Приднестровье во время своего визита в Республику Молдова, Борис Грызлов дал понять, что Приднестровье – это другая страна, сосед Молдовы, так же как и Румыния. «Я совершаю визит в Республику Молдова, и приехал в ее столицу… Также могли меня спросить почему я не собираюсь одновременно в Румынию, соседнюю страну». Это заявление противоречит заявлению Грызлова о том, что Россия поддерживает и признает территориальную целостность Республики Молдова.
Согласно Mediafax, в рамках своего визита в Кишинев, российский чиновник призвал молдавские власти и сепаратистские власти Тирасполя «отказаться от экстремальных позиций и сесть за стол переговоров, вне зависимости от их формата». «Если переговоры начнутся с обсуждения формата его участников будет очень трудно. Чтобы найти адекватный формат необходимо четко установить содержание дискуссии».

Россия настаивает на формате дискуссий 2+1 (Республика Молдова-Приднестровье и Россия), молча осуждая настойчивость Кишинева в сохранении ныне действующего формата 5+2 (с участием США, ЕС, ОБСЕ и Украины).

На совместной пресс конференции, председатель молдавского Парламента Мариан Лупу, не стал делать замечание своему российскому коллеге за то, что тот поставил знак равенства между Румынией и Приднестровьем и не стал повторять позицию Кишинева о том, что приднестровскую проблему они готовы обсуждать только в расширенном формате.
С другой стороны, продолжает Mediafax, Грызлов заметил, что все европейские страны должны видеть в России решение, а не проблему. «Если Европа будет рассматривать Россию именно так, это будет для всех лучше, так как Россия - европейский гарант в области энергетической безопасности», - объяснил российский чиновник.
Обсудить