О некоторых суждениях молодого политолога

Один из молодых политологов написал недавно привлекшее к себе наше внимание эссе о лидере Центристского союза Молдовы Василии Тарлеве и его политических перспективах. В этом исследовании есть, безусловно, весьма интересные мысли и трезвые наблюдения. Но, в то же время, в нём есть и откровенно поверхностные суждения и ошибочные подходы, которые свойственны многим в Молдове при оценке тех или иных политиков.

Поэтому мы сознательно не называем фамилию автора эссе, так как эта позиция свойственна, к сожалению, и многим другим авторам, являясь характерной особенностью молодого поколения наших политологов.

Начнем с его определения «партии Тарлева» (речь идет о Центристском союзе Молдовы), как «оппозиционной» и «проросийской». Если быть точным, то Центристский союз Молдовы ни разу не делал заявлений о своей «оппозиционности» и «пророссийкости».

Что касается оппозиционности ЦСМ, то эта партии, судя по всему, выступает не против нынешнего курса власти, а лишь против искажений и искривлений этого курса, против того субъективизма, которые допускают лидеры партии власти Воронин и Ткачук. Или, как принято сегодня говорить, режим Воронина -Ткачука.

По сути, однако, сегодня можно говорить уже о том, что и сам режим Воронина -Ткачука также находится в оппозиции по отношению ко всему тому, что ранее провозгласила в своей программе ПКРМ.

Партия коммунистов, в частности, призывала бороться с «прихватизацией», но Владимир Воронин и Марк Ткачук руками Игоря Додона осуществляют приватизацию за бесценок высокодоходных государственных предприятий.

ПКРМ призывала бороться с коррупцией, но вся страна знает, кто у нас сегодня главный коррупционер.

Партия заявляет о необходимости развития стратегических связей с Россией, а режим Воронина-Ткачука проводит во внешней политике курс, направленный на сворачивание связей с этой страной.

И таких примеров, показывающих вопиющие расхождения между программными целями Партии коммунистов и реальной политикой её руководящего дуэта в лице Воронина и Ткачука, можно привести ещё превеликое множество.

Поэтому, давая собственное определения Центристскому союзу Молдовы, мы бы назвали его не «партией оппозиции», а «партией с позицией». Все те, кто уже успел ознакомиться с предвыборными программными целями этой партии, нас поймёт.

Говоря о «пророссийкости» Василия Тарлева и возглавляемого им Центристского союза Молдовы, хотелось бы заметить, что многие люди в Молдове привыкли видеть окружающий их мир лишь в черно-белых тонах. Это говорит, прежде всего, о том, что большевизм всё ещё на генетическом уровне живет во многих из нас, в том числе и в молодом поколении, которое знает о нём только по книгам и кинофильмам.

Отсюда берёт своё начало и деление всех молдавских политиков на «прозападных» (прорумынских) или «пророссийских».

Что видят наши молодые политологи, пишущие о «пророссийскости» ЦСМ и его лидера Василия Тарлева? Они видят, например, что Тарлев возглавил Общественное объединение «Друзья России в Молдове». Ага, - говорят они, - раз он на это пошёл, то, значит, он пророссийский политик.

Они замечают, что Василий Тарлев поддерживает развитие русского языка в Молдове. Добавляется еще одно очко в пользу его определения в качестве пророссийского политика.

Он выступает за развитие и укрепление экономических, политических и гуманитарных связей с Россией. Еще один довод в пользу названной версии.

Судя по всему, этим людям совершенно непонятно, что вовсе не России всё это нужно, а, в первую очередь, самой Молдове. Нужно, прежде всего, по той причине, что свыше 30% её населения составляют русские и русскоязычные граждане, тяготеющие к России. И большенство молдаван также дружественно настроены по отношению к этой стране.

Нужно потому, что от отношения к России молдавских властей в значительной степени зависит доверие к ним народа. От этих отношений во многом зависит возможность окончательного урегулирования Приднестровского конфликта и реинтеграции страны.

Нужно потому, что именно в России находится самый большой рынок для молдавских товаров, именно из России поступает в Молдову природный газ, без которого не может существовать её энергетика, именно в России трудятся сотни тысяч молдавских граждан, высылающих ежегодно на родину около миллиарда долларов.

Нужно потому, что именно православная Россия исторически всегда была покровительницей и защитницей православной Молдовы о чём свидетельствуют хроники и договоры молдавских господарей с российскими царями.

Нужно потому, что у нас общая история. Вспомним, что первым другом России был Штефан чел Маре. А он был мудрый правитель.

Да, надо признать, что демонстрировать свою поддержку русскому языку, ратовать за развитие и укрепление отношений стратегического партнерства Молдовы с Россией, да ещё и делать это публично, способны далеко не все наши политики.

Василий Тарлев, безусловно, проявил личное мужество и показал характер, чётко обозначив свои политические позиции, в том числе своё отношение к России.

Но нужно при этом всегда помнить и о том, что Тарлев также считает не менее важным развивать и крепить связи Молдовы с Румынией, Украиной, Болгарией и Турцией, что именно он выступает за то, чтобы Молдова стала важным коммуникационным мостом между Востоком и Западом. Именно ему принадлежит идея создания вокруг Молдовы «пояса дружественных стран».

И еще один важный момент считаю необходимым здесь подчеркнуть. Кое-кому в Молдове всё ещё кажется, что для того, чтобы Россия поверила в искренность чувств по отношению к себе со стороны того или иного молдавского политика, этому политику надо везде и всюду призывать не только к дружбе с Россией, но и поливать грязью Румынию и другие страны.

Не исключая, что в России, всё ещё есть отдельные политические деятели, которым подобное поведение некоторых молдавских политиков нравится. Но это совсем не те люди, которые представлены в составе нынешней власти России. Команда Медведева - Путина хочет прямых и честных отношений между Россией и другими странами. Она готова искренне дружить и сотрудничать также и с Молдовой. Но дружить и сотрудничать не против кого-то, а исключительно в интересах своей страны, в интересах своих соотечественников, которые проживают в Молдове. Поэтому нынешняя российская власть заинтересована в том, чтобы отношения дружбы и сотрудничества между Россией и Молдовой были взаимовыгодными и служили интересам наших двух стран.

Также и Василий Тарлев, и возглавляемый им Центристский союз Молдовы, по нашему мнению, искренне хотят дружить и сотрудничать с Россией, имея, прежде всего, в виду интересы своей страны, интересы своих граждан, работающих в настоящее время в России и, естественно, также взаимовыгодные интересы Молдовы и России.

Пойдем дальше. Анализируя политический портрет лидера ЦСМ Василия Тарлева, молодой политолог делает вывод: «не вождь»! Судя по всему, ему мнится, что этим он ставит крест на том, что называет «проектом Тарлева».

На самом же деле, это никакой не минус, а плюс. Молдова, как известно, уже имеет одного «вождя» и нахлебалась за годы его нахождения во власти столько лиха, что мало не покажется. Не нужны нам больше никакие вожди! Нам нужны честные и добрые люди во власти, трудяги-менеджеры высокого класса, которые будут ровно, стабильно и качественно работать на страну без всяких там «скачков», «прорывов» и пустопорожних «мировых инициатив».

Нам нужны правители-патриоты и государственники, которые будут работать на Молдову и весь её народ так же честно и самоотверженно, без дешевого популизма, без пропагандистского шума и гама, без малейших попыток самовозвеличивания, без склонности к авторитаризму, максимально ответственно и предельно прозрачно, как работают сегодня на Россию премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев, как работает в ФРГ канцлер Ангела Меркель, как работает во Франции президент Николя Саркози.

Второй довод, который также, по мнению автора эссе, является большим минусом, это то, что Тарлев, как политик, «не протестная фигура». Можно, конечно, согласиться с тем, что протесность того или иного политика привлекает на его сторону какую-то часть электората. Можно согласиться и с тем, что «молдавский экс-премьер – и это понятно каждому, кто трезво мыслит - не «молдавский Ющенко», и даже не «молдавский Касьянов» . Но и здесь также мы не видим никаких минусов. Напротив, всё это можно уверенно отнести к несомненным плюсам Василия Тарлева.

Известный опыт других стран свидетельствует о том, что все те, кто набил руку на бесконечных митинговых протестах, кто выдвинулся во власть на мутной волне этих протестов, как правило, совершенно не умеют созидать. В итоге их нахождение во власти оборачивается катастрофой для той страны, народ которой, очарованный яркой «протестностью» этих политиков, поддержал их на выборах. Все помнят, например, прирождённого протестанта Бориса Ельцина в России. Помнят россияне и то, что он успел натворить и до чего довёл страну, став президентом. Точно таким же протестантом был в Молдове до 2001 года и Владимир Воронин. И точно таким же неумением практически работать, созидать новое, несоответствием занимаемому высокому посту в пирамиде государственной власти ознаменовалось его почти восьмилетнее правление.

А вот «тихий» и «не протестный» экс-президент России и её нынешний премьер-министр Владимир Путин, который не митинговал, не протестовал и не высовывался изо всех сил на первый план во времена Ельцина, напротив, стал выдающимся российским политиком и государственным руководителем.

Сразу же уточняю, что в данном случае мы вовсе не хотим проводить какие-то аналогии между Путиным и Тарлевым. Они, как говорится, из двух совершенно разных «епархий». Один вышел из силовых структур, другой занимался реальной экономикой. Но, напомним, что Тарлев моложе Путина более чем на десять лет. Есть время поучиться.

Впрочем, ни у одного из молдавских политиков, которые будут бороться за власть в марте 2009 года, нет такого богатого практического опыта государственной деятельности, который имеет в настоящее время Василий Тарлев, на протяжении семи лет возглавлявший кабинет министров Молдовы.

Поэтому как-то непрактично смотрятся нелепые попытки тестировать Тарлева на наличие у него имиджа «политика –протестанта» в то время, когда у него есть устоявшийся в общественном мнении имидж «политика – созидателя».

А что касается «политиков-протестантов», то эта ниша в Молдове уже давно занята лидером ЛДПМ Владимиром Филатом и лидером АМН Серафимом Урекяну.

Обращает на себя внимание, что упомянутый молодой политолог в своём эссе, выступая от имени молдавских избирателей, хочет получить некие гарантии того, что Тарлев «не сольётся после выборов». Не сольётся, надо понимать, с Партией коммунистов.

Автор эссе задается вопросом: «Есть ли в Молдавии хотя бы один человек (да хоть сам экс-премьер), готовый сегодня дать хотя бы один палец на отсечение, утверждая, что этого не произойдет?»

Далее следует основной посыл статьи, ради чего она, собственно говоря, и писалась. Посыл этот далеко не нов, он уже давно и упорно вбивается в голову молдавской общественности тайными и явными недругами Василия Тарлева. Суть его состоит в следующем: Зачем рисковать, голосуя за партию Тарлева, вновь привести к власти ворониных? Не лучше уж сразу проголосовать непосредственно за ПКРМ?

Мы не исключаем, что данный молодой политолог написал всё это вполне искренне, так сказать, по собственному почину, а не по заказу. Во всяком случае, хотелось бы так думать. Хотя нам хорошо известно, что это ничто иное, как «заготовка» из избирательного штаба Марка Ткачука.

Что можно на всё это ответить?
Во-первых, а зачем же, скажите, Тарлеву надо было уходить от коммунистов, зачем надо было ему терпеть все эти нападки и унижения (и это ведь ещё только самое начало тотального наступления на него!), чтобы потом, победив на выборах, начать вдруг договариваться с теми, кто его так люто ненавидит?
Во–вторых, необходимо всем и окончательно усвоить, что Владимир Воронин уходит. Уходит!!! А потому никто и никогда уже не будет с ним о чём-то договариваться. Власть в ПКРМ уже фактически взяли в свои руки «дети президента».

И потому, если бы означенный молодой политолог знал все тонкости и особенности молдавской политической жизни, все её реалии, то он, полагаем, непременно понял бы тогда, что никогда, ни при каких условиях Тарлев не будет договариваться с духовным вождем «детей президента» Марком Ткачуком, занявшим по отношению к нему откровенно враждебную позицию с самых первых дней его премьерства.

Несколько слов о молдавском электорате. Автор цитируемого нами эссе утверждает, что электорат Тарлева и Воронина «совпадает». Почти согласны. Да, конечно, хоть и не на все 100%, но большие совпадения и пересечения всё-таки есть. Вот отсюда-то и растут ноги у той ненависти по отношению к Тарлеву, которую демонстрирует режим Воронина -Ткачука. Ведь он вознамерился забрать у них то, что они считают принадлежащим исключительно им – поддержку традиционного электората ПКРМ.

Впрочем, наш молодой политолог в способность Тарлева перетянуть Центристский союз Молдовы электорат ПКРМ не верит. Он пишет: «Абсолютно инертный и уже ни на что не способный реагировать, электорат все равно проголосует за коммунистов».

Но, вспомним, раньше ведь именно этот самый электорат голосовал за Аграрно-демократическую партию и дал ей право называть себя правящей. И что же, где эта партия сегодня? Так что, можем мы порекомендовать господину молодому политологу, не надо считать наш народ неким «быдлом» и «крепостными» людьми, которые приписаны на веки вечные к той или иной партии. Не нужно убеждать в этом ни себя, ни других.

Сумеет ли Тарлев довести свой курс, свою программу до избирателей, пойдут ли они за ним? Время покажет. Но сегодня уже ясно, что люди в Молдове хотят перемен. Им уже надоели заворовавшиеся по самые уши и всё никак не могущие остановиться в этом презренном деле «дети президента», которые надеются, что их оставят «на царствовании» и после парламентских выборов в 2009 году.

Хочу упомянуть ещё об одной проблеме. Автор эссе пишет, что «большая, намного более активная, успешная, эффективная, интеллектуально развитая, свободомыслящая часть молдавского общества уже много лет остается без собственного представительства во власти. Сможет ли лично Тарлев со своим «проектом» в его нынешнем виде привлечь этих людей?».

Наш политолог почему-то убежден, что «не сможет», так как на форумах в интернете о Тарлеве пишут «не всегда хорошо». Более того, часто даже «плохо».

Не хотелось бы напоминать автору эссе, что все форумы в Молдове давно уже взяты под контроль командой Марка Ткачука, и потому совершенно понятно, что и как они могут писать о Тарлеве. Кроме того, интеллектуальная часть общества – это, ведь, не только некие «посетители форумов» в интернете. Зная весьма невысокий интеллектуальный уровень большинства молдавских форумов и скандальный характер дискуссий на них, мы очень сомневаемся в том, что в Молдове есть такие представители «интеллектуальной части общества», которые спешат там отметиться и поделиться своими мыслями.

Однако, тема эта, действительно, весьма интересная. Тарлев, и в самом деле, столкнулся с очень серьезной проблемой. Грамотные, хорошо подготовленные люди понимают, что сам Тарлев ничего не сможет сделать, если у него не будет профессиональной команды. Да, в списках его партии есть несколько ярких личностей, достигших высот в том деле, которым они занимаются. Но команды, как таковой, мы у Тарлева пока не видим.

По нашей информации, сам Василий Тарлев объясняет это тем, что в его окружении есть много хорошо профессионально подготовленных государственных управленцев, экономистов, юристов, социологов, менеджеров предприятий, но тот беспредел, который творит сегодня власть против него лично и ЦСМ, вынуждает его до поры, до времени не показывать публично эти фигуры.

Речь идет о том, что часть членов команды Тарлева, которые засветились как его активные сторонники, уже уволены с работы, на них открываются уголовные дела… В общем, мы все хорошо знаем, в какой стране живем, и на что способна нынешняя правящая команда, когда речь идет о том, что ей надо защитить своё право на власть.

В то же время, нам представляется ошибочным избранный Тарлевым метод «защиты своих людей». Если люди боятся борьбы ещё до её фактического начала, то их просто не надо брать в команду. Нет ведь никаких гарантий, что они не испугаются в самый ответственный момент, как, например, испугались в 2005 году Рошка, Дьяков и Серебрян, решившие под влиянием этого испуга проголосовать за Воронина.

Тарлеву и его соратникам и единомышленникам не надо бояться. Этой власти осталось «повелевать и править» максимум три месяца. Да, изрядно потрепать нервы своим оппонентам она ещё успеет. Например, она еще может вторично не дать сертификат о регистрации обществу «Друзей России в Молдове» под предлогом того, что на одном документе не хватает еще одной подписи (как будто, когда брали документы на регистрацию, не заметили этого), но она уже боится отказаться регистрировать эту организацию вообще.

Всё! Агонию пораженного политической гангреной авторитарного режима власти Воронина-Ткачука никому и ничем уже не остановить.

И самое последнее. Молодой политолог пишет, что перемены во власти и в стране могут ассоциироваться только с людьми молодыми. Красиво звучит, но весьма спорно. Например, Воронин тоже любит говорить о своей ставке на молодых. Ставке на тех, кому до 30-35 лет, и на еще более молодых. Однако, практика показывает, что, не имея соответствующей подготовки и опыта работы, эти «молодые выдвиженцы», чтобы не допустить ошибки и не вылететь из властной обоймы, покорно и бездумно исполняют абсолютно всё, что прикажут им лично президент Воронин или его ближайшее окружение.

Так, например, тот же «молодой Игорь Додон», который явно не готов профессионально к своей высокой должности, бездумно проводит преступную приватизацию. Наверное, проблема не только в том, чтобы привлечь во власть именно и непременно «молодых». Проблема в профессионализме и ответственности власти. А тут, как известно, возраст далеко не всегда главное мерило.

Заканчивая свой обзор, хочу поблагодарить автора рассматриваемого эссе за то, что он поднял в нём ряд действительно важных проблем. Именно это дало нам возможность порассуждать на столь важную тему.

Обсудить