Все понимают, что результаты новых выборов во многом зависят от того, как проголосуют русскоязычные избиратели. Когда мы говорим русскоязычные избиратели, то речь идет не только о русских, но и украинцах, гагаузах, болгарах, евреях, поляках, а также части молдаван, которая привержена русскому языку и русской культуре. Что касается молдаван, то тут самая большая загадка, так как никакая статистика не показывает, какая часть молдаван считает себя больше русскоязычными, чем молдаванами. В данном случае, мы имеем виду ментальность, связь с российской наднациональной мегацивилизацией, с тем, что некоторые политологи называют «русским миром» или, как Л.Н. Гумилёв, «русским суперэтносом».
Русскоязычные в Молдове
Традиционно принято считать, что русскоязычные избиратели по определению голосуют за левые партии. В последнее время, в общественном сознании идеологи ПКРМ пытаются убедить, что «левые» или «левоцентристские партии» - это коммунисты. И объясняют это приверженностью русскоязычных к коммунистической идеологии.
По нашему мнению, это совершенно неправильный подход к оценке идеологических и политических взглядов русскоязычных.
Да, среди старшего поколения русскоязычных, среди тех, кому за 60, жива тоска по «заботе партии о народе». Они в силу разных причин не могут сами решать свои жизненные проблемы и уповают на государство. Для них коммунисты – это та партия, которая дает им шанс на выживание. Повторяем, не на лучшую жизнь, так как они понимают, что лучше жить уже не будут, но хотя бы выжить в этих непростых условиях.
И это можно понять. Оставшись один на один со своими проблемами, они волей-неволей все надежды связывают с теми партиями, которые во главе угла ставят заботу о пенсионерах, бюджетниках. Коммунисты пришли к власти, когда в стране уже начался подъем в экономике. Свалив все прошлые проблемы на демократов (и сваливая нынешние), они приписали себя все достижения. В том числе и регулярную выплату пенсий, её хоть и небольшое, но повышение. Пенсионеры видят это и поэтому отдают свои голоса за коммунистов. Но справедливости ради признаем, что также поступают и пенсионеры- молдаване, но почему-то об этом местные эксперты предпочитают меньше говорить.
С кем будут русскоязычные связывать свою политическую судьбу?
Вероятнее всего, русскоязычные избиратели будут голосовать за ту партию, которая:
1. Чётко поставит вопрос о государственном статусе русского языка.
2. Предпримут чёткие шаги в отношении сближения с Россией: выход из ГУАМ, активизация членства в СНГ, повышение статуса в ЕврАзЭС до статуса постоянного члена, вступление в Таможенный союз.
3. Заявит о чётком намерении решить приднестровский конфликт при участии России на основе создания общей равноправной федерации.
4. Выступит с программой поддержки отечественного производителя и восстановлении отечественного производства и аграрного сектора, с целью возвращения гастарбайтеров домой.
5. Выступит с программой срочных мер по социальной защите населения: снижению коммунальных тарифов, повышению зарплат в бюджетной сфере, созданию новых рабочих мест.
6. Поставит вопрос о замене школьного предмета «История румын» на «Историю Молдавии».
7. Поставит вопрос о возвращении к исторической символике Молдавского княжества вместо нынешней, срисованной с румынской.
8. Выступит с инициативой исторических памятников, в частности, памятников А.С. Пушкину.
Есть ли такая партия в Молдове?
В чистом виде нет.
Но близки к этому следующие партии: Партия коммунистов Республики Молдова, Социалистическая партия Молдовы, Движение «Равноправие», Социал-демократическая партия Молдовы.
В то же время не все в идеологии, а главное в практической деятельности этих партий приемлемо для русскоязычных избирателей.
Партия коммунистов Республики Молдова декларирует указаные пункты от выборов к выборам, однако на протяжении всех 8 лет так ничего и не сделавшая по указанным направлениям. Более того, ПКРМ ради достижения сиюминутных политических целей продемонстрировала склонность к братанию с оголтелыми русофобскими силами вроде ХДНП. Учитывая принятие коммунистами программы Юрия Рошки по незначительному снижению электорального барьера до 5% и снижению порога явки до 33% избирателей, можно не сомневаться, что сотрудничество ПКРМ и ХДНП продолжится. И осуществлено это сотрудничество будет за счёт интересов русскоязычного электората, дружбы с Россией и приднестровского урегулирования.
Социалистическая партия Молдовы фактически слилась с ПКРМ и потеряла своё политическое лицо.
Партия «Равноправие» доказала своё неумение налаживать контакт с молдавским этническим большинством, в том числе с теми молдаванами, которые разделяют ценности русской культуры и ориентированы на Россию. Результатом стала маргинализация «Раноправия» и уход партии с политической арены.
Что касается Социал-демократической партии под руководством Дмитрия Брагиша, то, к большому сожалению, эта партия так и не воспользовалась шансом стать достойной заменой ПКРМ на левоцентристском фланге. Все их «идеи», направленные в адрес России и русскоязычного электората, свелись к идее передачи Приднестровья в аренду России – идеи, равно оскорбительной как для населения Приднестровья, так и для самой России.
Содание новой партии
Возможно, в этой ситуации лучшим выходом было бы создание новой партии, которая не на словах, а на деле стала бы гарантом защиты интересов русскоязычного избирателя.
Строительство партии должно вестись снизу, а не сверху. Необходимо создание инициативных групп, во главе которых могли бы стать подлинные народные лидеры, пользующиеся авторитетом и поддержкой населения. Эти инициативные группы можно было бы создать в каждом крупном городе или районе, где проживает русскоязычное население. В первую очередь, это города Кишинёв и Бельцы, Гагаузская автономия, северные и южные районы Молдовы.
В создании этой партии могли бы принять участие деятели производства и бизнеса, кто более всего страдает от трудностей во взаимоотношениях с Россией и от неурегулированности приднестровского конфликта.
К созданию партии следовало бы привлечь представителей преподавательского состава и родительских комитетов русских школ, которым угрожает закрытие в случае националистического реванша либо компромисса между ПКРМ и националистами.
В создании партии могли бы принять участие представители молдавской патриотической интеллигенции, недовольные 20-летним национальным унижением, когда агрессивное меньшинство, считающее себя «румынами», отказывающее целому народу в праве на собственное имя, язык и историю.
В создании этой партии могли бы принять участие представители гагаузской и болгарской интеллигенции, не замыкающиеся на узкорегиональных проблемах и ощущающие свою сопричастность к судьбе всей страны.