Политика

Назад

Мариан Лупу: «Мы пришли, чтобы вернуть доверие людей»

Интервью Лидера Демократической Партии Мариана Лупу информационно-аналитическому порталу ava.md
Мариан Лупу: «Мы пришли, чтобы вернуть доверие людей»

Корр.: ПКРМ приняла решение о непризнании Альянса за Европейскую Интеграцию и создании своей коалиции - левоцентристской. Согласно прессе, Вам и вашей партии было предложено участвовать в ней на очень выгодных условиях. Вы наотрез отказались, почему?

М.Л.: Давайте по порядку. На дворе конец августа, прошел почти месяц после выборов. И сегодня, когда уже надо создавать новые властные структуры, когда новому правительству необходимо срочно браться за расчистку наших кризисных «авгиевых конюшен», коммунисты «проснулись», вернулись из отпусков и решили создать свою коалицию. После выборов переговоры о создании коалиций начинаются сразу же после объявления результатов голосования, а не через месяц. Это, по крайней мере, непрофессионально.

Корр.: Получается, коммунисты опоздали, будь они попроворнее, левоцентристская коалиция могла бы состояться?

М.Л.: Конечно, фактор времени важен, но он не главный. В основе решение Демократической Партии участвовать в АЕИ лежали более фундаментальные основания. Они же определили и позицию ДПМ в отношении левоцентристской коалиции, скоропостижно предложенной на днях ПКРМ. Вкратце основания эти следующие: ДПМ является левой партией, у нее социал-демократическая программа, реализация которой очень необходима Молдове сегодня и возможна в сотрудничестве с надежными партнерами. Для ДПМ сегодня таковыми являются ЛДПМ, ЛП и АНМ.

Корр.: Вы не видите здесь противоречия? ДПМ – партия левая, партнеры у нее правые, каким образом будут внедрены в жизнь социал-демократические идеалы Вашей партии в составе либерально-демократической коалиции? В то же время, мне кажется, сотрудничество между двумя левыми партиями, ПКРМ и ДПМ, представляется более логичным, естественным, что ли? Вы так не считаете?

М.Л. Я так же считаю, что реализация социал-демократической программы «смотрелась» бы более естественно как результат сотрудничества двух левых партий. В нашем же случае у ДПМ такого партнера левой ориентации нет – ПКРМ не является левой партией. Эта партия (и тут я говорю о ее руководителях, в заложниках у которых тысячи рядовых членов партии) является партией оппортунистов, у которых слово очень уж разнится с делом. На словах они строят общество социальной справедливости, а на деле - дикий капитализм. И главными капиталистами (обладателями огромных капиталов) являются лидеры ПКРМ, их родственники, друзья, приближенные. В стране огромный разрыв между богатыми и бедными. Еще более ужасающий разрыв (в первую очередь имущественный) между верхушкой партии и ее низами. В левых партиях такого не бывает.

Корр.: Но ПКРМ выступает за создание более справедливого общества. В предыдущей избирательной кампании коммунисты ратовали за строительство социального государства.

М.Л.: Обратите внимание на свою же собственную лексику: «выступает», «ратует». Вот именно, выступала и ратовала, но не делала и не делает. О каком обществе социального равенства можно говорить в Молдове, когда богатые (и в первую очередь, лидеры ПКРМ) ведут жизнь, о которой подавляющему большинству населения даже мечтать не приходится: отдыхают на престижнейших курортах мира, лечатся в современнейших клиниках Запада (не по молдавским медстраховкам), посылают своих детей учиться в йели, оксфорды и сорбонны. Все остальные «лечатся» в наших больницах, где нет медикаментов и достаточно квалифицированных врачей, «учатся» в школах, зачастую без элементарной материальной базы, где от нынешних учебных программ ходит голова кругом и у учеников и у учителей, «отдыхают» на своих сотках с тяпкой в руках? Что это за общество социальной справедливости со средними пенсиями в несколько раз ниже прожиточного уровня в стране? Что это за социальное государство, не обеспечивающее своим гражданам ни работы, ни пособий, при этом всячески препятствующее выезду из страны людей в поисках легального заработка? Что это за равенство, когда в судах выигрывают или власть или кошелек, а справедливости можно добиться только в Страсбурге? За 8 лет вот ЭТО удалось построить в Молдове?

Корр.: Мы сейчас говорим о будущем, а не о прошлом.

М.Л. Я говорю не только о прошлом, но и о будущем. Нереформированная ПКРМ, а она таковой остается, будет воспроизводить себя, свои методы работы, свою политику и получать соответствующие результаты (разрушительные для страны, для общества) и в будущем. ДПМ как партнер (как младший партнер, подчеркну), будучи в коалиции с ПКРМ, на ситуацию повлиять не сможет. ПКРМ не приемлет плюрализма в самой себе и в отношениях с партнерами. О чем бы не договорились «на берегу», пустившись в плавание партнер ПКРМ должен быть готов к тому, что ПКРМ начнет навязывать (и навяжет) свою повестку дня. Так уже было, повторять печальный опыт других ДПМ не желает.

Корр.: Вы опасаетесь судьбы ХДНП, политического небытия?

М.Л. Не столько этого, сколько впустую потерянного времени и сил. Мы знаем, что в партнерстве с ПКРМ мы не сможем выполнить то, чего обещали избирателям, не сможем выполнить ту социал-демократическую программу, построить более справедливое общество, современное социальное государство, в котором так нуждается измученный народ Молдовы. ПКРМ предлагает больше постов, но мы «шли в бой» не за посты и награды. Мы, единственная серьезная левая партия в Молдове, хотим не на словах, а на деле обеспечить гражданам Молдовы более достойную жизнь. Левая идея (уже в который раз!) была дискредитирована коммунистами в Молдове. Мы пришли, чтобы вернуть доверие людей, посвятить все свои силы, опыт и знания делу превращения Молдовы в свободное, процветающее и справедливое государство.

Корр.: Немного конкретнее: за что выступает ДПМ? Буквально несколько пунктов.

М.Л. Мы выступаем за ЭФФЕКТИВНУЮ (а не декларативную) систему социального обеспечения. А это: РЕАЛЬНО всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому должен быть гарантирован для всего населения страны. Дети должны быть одеты, обуты, сыты и не загружены работой для того, чтобы иметь возможность НОРМАЛЬНО учиться. Это задача родителей, но и государства. В здравоохранении – усовершенствование медицинской страховки, что позволит пациенту лечится, а врачу лечить. Сегодня эта страховка не гарантирует ни одного, ни другого. Мы будем добиваться справедливых пенсий, пособий по инвалидности и государственной помощи для ухода за детьми, сокращения разрыва между богатыми и бедными. В области экономики наши цели это: социально ориентированная РЫНОЧНАЯ экономика; ОГРАНИЧЕННОЕ (а не беспредельное как у ПКРМ) государственное регулирование экономики; создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. Мы выступаем за равноправие и защиту всех форм собственности; социальное партнерство между трудящимися и работодателями, за РЕАЛЬНОЕ сотрудничество с профсоюзами. Сохранение и укрепление межэтнического мира в Молдове - наш приоритет. Многокультурность, полиэтничность – богатство нашей страны, и мы его сохраним. В области международных отношений наши принципы кратко могут быть сформулированы так: мирное сосуществование культур и цивилизаций, демилитаризация, внешняя политика, основанная на принципах мултилатерализма, многостороннего сотрудничества (для таких стран как Молдова – это особенно важно). Все это общие принципы, я в детали не вдаюсь.

Корр.: Почему Вы считаете, что в рамках либерально-демократической коалиции ваша социал-демократическая программа будет выполнена?

М.Л.: С самого начала мы заявили, что коалиция будет строиться на принципах и ценностях. Так вот все четыре партии, составляющие АЕИ, разделяют одни и те же ОБЩИЕ принципы и идеалы, которые были сформулированы в декларации о создании АЕИ. Повторять не буду. В самом названии коалиции ее главная цель и задача - европейская интеграция Молдовы. Посмотрите, как живут люди в демократической Европе. Я бы даже сказал в социал-демократической Европе. Разве мы не достойны такой жизни? Эту Европу строили социалисты, либералы, консерваторы. Левые, правые. Так и мы, социал-демократическое, т.е. справедливое, свободное, зажиточное, европейское будущее молдавского народа, будем строить вместе. Никаких противоречий я тут не вижу. Коллеги по коалиции могут не соглашаться в терминах, однако по сути необходимых трансформаций у нас разногласий нет.

Корр.: Лидеры ПКРМ именно наличие разногласий, или, точнее, отсутствие согласия, по целому ряду позиций (высшие посты, СНГ, НАТО и др.) считают показателем провала АЕИ и основанием для его непризнания? Что вы ответите на это?

М.Л.: Во-первых, коалиция не нуждается в признании со стороны ПКРМ. С момента подписания декларации о создании коалиция существует, является объективной реальностью, не нуждающейся в каком-либо признании. Разве смена времен года происходит вследствие ее признания со стороны людей, или птиц, растений? С того же самого дня, с момента создания АЕИ ПКРМ (при всех ее 48 мандатах) является оппозиционной партией. В отпуск они уехали правящей партией, а приехали оппозиционной. Смириться с этим трудно, однако наимудрейшим решением ПКРМ было бы признание своего поражения и подготовка к работе в оппозиции. Во-вторых, не ПКРМ определять качество работы АЕИ. Переговоры в рамках АЕИ проходят в открытой, публичной манере. Каждый имеет возможность получить желаемую информацию и сформировать свое собственное мнение о происходящем там. Коммунисты, не привыкшие к открытости, прозрачности в такого рода процессах (впрочем, как и в других), расценили публичность как «вынесение сора из избы». В ПКРМ сора побольше будет. Однако, поскольку все там происходит за закрытыми дверьми, а сор не выносится годами, то у граждан создается ложное впечатление единства и согласия внутри партии. В-третьих, никаких принципиальных разногласий в коалиции нет. Есть совпадение по главным направлениям развития, а разногласия мы договорились отставить на дальние полки и не терять времени и сил на ненужные споры о второстепенном.

Автор: Лупу Мариан