Аналитика и комментарии

Назад

Молдова: ЕС, СНГ или мост между ЕС и СНГ?

В этом плане идея превращения Молдовы в важнейший коммуникационный «мост» между Западом и Востоком может стать именно той плодотворной идеей, которая будет выгодна и России, и ЕС, и, главное, самой Молдове.

Перед новыми властями Республики Молдова стоит множество достаточно сложных проблем, в том числе и в сфере внешней политики, решение которых потребует от правительства Альянса «За европейскую интеграцию» не только активности на внешнеполитическом поприще и большой выдержки, но и умения искать и находить разумные компромиссы с зарубежными партнёрами нашей страны по вопросам, имеющим для неё жизненно важное значение.

Пока, судя по всему, правительству премьера Владимира Филата более-менее ясно лишь то, что и как ему следует начинать делать на румынском направлении.

Первый свой ход Молдова здесь уже сделала – отменила ранее введённый коммунистами визовый режим с Румынией. Но это, пожалуй, было самое простое решение одной актуальной проблемы из того запутанного клубка других - больших и малых - проблем в отношениях между Молдовой и зарубежными странами и организациями, который предстоит распутать политикам и чиновникам от АЕИ.

Особых сложностей, надо полагать, не вызовет и второй шаг нового правительства – разрешение свободного пересечения молдо-румынской границы и поездок на определенное соответствующим соглашением Кишинёва с Бухарестом расстояние для жителей приграничных регионов.

И от первого, и от второго решения этого плана Молдова, надо полагать, только выиграет. Прежде всего, политически. Куда сложнее, однако, точно просчитать, будут ли от этих решений также и экономические выгоды. Не надо забывать, что торговая активность Румынии в Молдове ведёт, прежде всего, к росту румынского экспорта в нашу страну, а это косвенно, а иногда и прямо, бьёт по местным товаропроизводителям.

Пока неясно также, как будут развиваться отношения Молдовы с соседней Украиной. Между двумя нашими странами есть ряд застарелых проблем, которые трудно решить с наскока, лихой кавалерийской атакой.

Украинская сторона считает, что вина за длительное отсутствие прогресса в поиске путей их решения лежит на официальном Кишиневе. У властей Молдовы, однако, прямо противоположная точка зрения на этот вопрос.

Новый премьер-министр Молдовы Владимир Филат уже послал Украине позитивный сигнал, заявив, что не понимает, почему Молдова не покупает более дешевую украинскую электроэнергию? Впрочем, пока неясно, все ли так просто в этом вопросе. Возможно, его надо рассматривать комплексно, в пакете с другими проблемами?

На уровне политической риторики вроде бы все понятно и с вопросом относительно евроинтеграции Молдовы. Создаётся впечатление, что Молдова уже готова, «задрав штаны», бежать в Европу.

Этот «бег на месте» ушедшие в оппозицию коммунисты весьма успешно имитировали все восемь лет нахождения во власти. Но что внутри страны было сделано для продвижения этой самой евроинтеграции?

Вчерашняя оппозиция, а ныне действующая либерально-демократическая власть, совершенно правильно заявляла, что практически ничего серьезного на этом направлении сделано не было.

Но вот вопрос, а что, кроме критики по адресу ушедших коммунистов и громких заявлений о намерениях, будет делать на этом поприще сама новая власть?

Тем более, что начала она явно с фальстарта, закрыв одну из популярных телевизионных программ на русском языке и запретив прямую трансляцию заседания парламента. А это, согласитесь, как-то плохо соотносится с обещанным «движением в Европу».

Заявляя об «евроинтеграции», новая власть должна, прежде всего, четко уяснить, что это такое и чего конкретно хочет достичь Республика Молдова на этом пути.

Если говорить о вступлении Молдовы в ЕС, то это весьма долгосрочная перспектива, хотя, конечно, и весьма желанная. Но в общем и целом - это пока «журавель в небе».


А вот что касается «синицы в руках», то для Кишинёва это, прежде всего, безвизовый режим пересечения границы Румынии, а потом и всех других стран ЕС для молдавских граждан, преференции в торговле, а также участие ЕС в разного рода программах, реализуемых в Молдове. В первую очередь, это программы по развитию инфраструктуры, борьбе с коррупцией, развитию демократии и т.д.

Молдова обязана найти свою нишу также и в программах Средиземноморского и Восточноевропейского партнерства, которые непосредственно не предусматривают превращение партнеров ЕС в его полноценных членов.

В то же время, совершенно очевидно, что чем более будут развиты у Молдовы отношения с ЕС, тем в большей степени она будет представлять интерес для своих партнеров в СНГ, прежде всего, для России.

Отношение Молдовы с Россией – это особая по своей стратегической важности тема. К счастью, новая власть, несмотря на предвыборную риторику, оказалась способной понять, что «рвать по живому» отношения с Россией нельзя.

Без развития и укрепления самых широких связей с Россией, Молдова не только не будет представлять особого интереса для ЕС, но и сама понесет громадные потери. Это стал уже понимать даже главный молдавский «унионист» и уникальный специалист по «разоблачению» молдавской нации, нынешний и.о. президента РМ либерал Михай Гимпу.

Однако одного понимания в этом деле слишком мало. Надо чётко представлять себя, что нужно сделать для того, чтобы молдавско-российские отношения развивались по нарастающей, чтобы они были взаимовыгодными.

В этом плане идея превращения Молдовы в важнейший коммуникационный «мост» между Западом и Востоком может стать именно той плодотворной идеей, которая будет выгодна и России, и ЕС, и, главное, самой Молдове.

Перечислим некоторые, наиболее важные, возможные плюсы такой геополитической позиции для Республики Молдова:


1. В кооперации между Россией (СНГ) и ЕС можно будет создать новые транспортные коридоры через Молдову. В первую очередь, это автомобильные дороги, железная дорога, воздушный транспорт. Китайцы говорят, что «где дороги – там и богатство».

2. Реализация программы «моста» снимет напряженность в отношениях между ЕС и Россией по вопросам, касающимся Молдовы. Молдова, зачастую сама провоцировавшая эту напряженность, станет местом сближения интересов, а не территорией конфликта.

3. Торговля с Западом и Востоком, наличие с обеих сторон преференций (как тех, которые Молдова имеет в рамках СНГ и в результате двусторонних договоров с Россией, так и тех, которые ей предоставляет ЕС), безусловно, привлечет в регион новых инвесторов, новые технологии, новые финансовые институты.

В перспективе эта модель взаимодействия может сыграть свою позитивную роль при реализации проекта «Большой Европы». Но это уже другая тема, к которой мы также в свое время вернемся.