Экономика и бизнес

Назад

Время избавляться от реликтовых форм оплаты труда в науке

И коль наше государство не в состоянии дать ученым достойную зарплату по бюджетным темам и проектам, то пусть хотя бы не вырывает из их рук «удочку»...

Одной из основных проблем молдавской науки на сегодняшний день является отсутствие реальной материальной мотивации, особенно для талантливой молодежи. Такие молодые специалисты есть, и их много, но в науку они не идут. В наш институт довольно много обращается юношей и девушек с горящими глазами, успешно закончивших ВУЗ, с хорошим владением иностранными языками и, казалось бы, желающих посвятить себя исследовательской деятельности. В свою очередь, и институт готов бы принять их на работу… Но, как только ребята узнают о предлагаемом уровне зарплаты и перспективах ее будущего роста на научном поприще, первоначальный энтузиазм довольно часто необратимо угасает. Ибо те рамки, в которые поставлены государственные научно-исследовательские институты (далее «НИИ»), по чрезвычайной зарегулированности процесса формирования фонда оплаты труда во многом напоминают доперестроечные восьмидесятые годы. Но тогда у научного сотрудника со степенью кандидата наук заведующего лабораторией зарплата была выше, чем у заместителя министра, а у доктора наук, профессора – на уровне премьер-министра нашей республики.

Мы много рассуждаем о рыночных реформах и рыночной экономике. Но все эти новации во многом по-прежнему остаются за стенами наших НИИ. К настоящему времени в республике сложилась нормативная база, вследствие которой научные сотрудники учреждений и организаций публичного права в сфере науки и инноваций, так сегодня классифицируются государственные НИИ, за разработку и реализацию программ и проектов получают оплату труда регламентированную буквально до лея, и поэтому мало связанную с конечным результатом. Парадокс в том, что такой подход распространяется не только на государственные программы и проекты, но и на заказы, финансируемые коммерческими структурами, молдавскими и зарубежными донорами, а также из других источников, альтернативных государственному бюджету. То есть, фактически, научные сотрудники лишены возможности получать зарплату в размерах адекватных экономической эффективности конечного результата своих разработок. А именно эффект и является основным мерилом оплаты в условиях рынка. И только за него готовы платить бизнес и доноры.

Казалось бы, Кодекс РМ о науке и инновациях № 259-XV от 15 июля 2004 г. в статье 132 предусматривает возможность организации временных коллективов в области науки и инноваций и пунктом (1) устанавливает, что эти коллективы могут создаваться для выполнения программ, проектов и конкретных работ. Но в соответствии с Порядком формирования и использования специальных средств, полученных НИИ по таким договорам, утвержденного Постановлением правительства №724 от 26 июня 2006 г., все зарегламентировано абсолютно также, как и при бюджетном финансировании. А выполнить все предъявляемые требования в большинстве случаев просто нереально. Так пункт 3 определяет, что порядок планирования и использования этих средств установлен Положением об администрировании специальных средств публичных учреждений, финансируемых из бюджета, утвержденным Министерством финансов. Пункт 4 далее конкретизирует, что НИИ разрабатывают вторичные планы финансирования из специальных средств (по договорам), которые включают оценку доходов на текущий год и сальдо денежных средств на конец года, а также расходы на планируемый год, с расшифровкой расходов в статьях и частях согласно экономической классификации бюджетных расходов и представляют их Академии наук Молдовы для рассмотрения и утверждения. В части доходов НИИ пункт 38 этого же Положения предусматривает, что размер платы за осуществленные организациями работы и услуги по договорам определяется хоть и на договорной основе, но согласовывается с Высшим советом и утверждается Правительством.

Но ведь заявки из бизнеса или от доноров на проведение работ, как правило, поступают спонтанно, срок представления предложений на участие в тендере редко превышает месяц, да и саму работу необходимо выполнить в ограниченные сроки. Очень часто это только 1 – 3 месяца.

А теперь о системе самой оплаты труда. Ее размеры регламентированы Постановлением правительства №47 от 12.01.2007 об оплате труда работников учреждений и организаций публичного права в сфере науки и инноваций, финансируемых из государственного бюджета. В приложении №1 к этому Постановлению расписаны разряды оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. В зависимости от должности ученого эти разряды варьируют следующим образом:

Научный консультант и Главный научный исследователь 19-21

Ведущий научный исследователь 18-20

Старший научный исследователь 17-19

Научный исследователь 15-17

Научный исследователь-стажер 13-16

При этом для 13-го разряда установлена вилка 1230 – 1635 леев. Для 21-го разряда пределы должностного оклада 1740 – 2325 леев. Но это в Постановлении. Фактически же, по нашей бедности, научным сотрудникам присваивается только наименьший разряд и устанавливается по вилке минимальный размер оплаты труда. Поэтому молодой специалист начинает свою научную деятельность с 1230 леев. И этот уровень будет сохраняться, как минимум два года. А это существенно ниже уровня оплаты продавцов супермаркетов.

Кроме этого, научные работники, имеющие ученую степень доктора хабилитата или звание профессора университара или профессора-исследователя, имеют право на ежемесячную надбавку в размере не менее 700 леев, а лица, имеющие ученую степень доктора или звание конференциара университара или конференциара-исследователя, 300 леев. Научным исследователям и научным исследователям-стажерам, не имеющим ученой степени, устанавливается ежемесячная надбавка в размере 50 леев. Действительные члены и члены-корреспонденты Академии наук Молдовы пожизненно получают ежемесячно соответственно не менее 3000 и 2000 леев.

Для научных работников могут также устанавливаться надбавки за высокую эффективность работы, интенсивность труда и за выполнение отдельных особо важных работ. А объем средств, используемых для выплаты надбавки, не может превышать 50% средств на выплату должностных окладов, установленных согласно утвержденному штатному расписанию с учетом надбавки за выслугу лет.

За использование при исполнении служебных обязанностей иностранных языков могут быть также установлены надбавки в размере 15% должностного оклада за владение одним языком и 25% – за два и более. Лицам, которым присвоено почетное звание "народный" или "заслуженный", устанавливается надбавка соответственно 200 и 100 леев. Выплачивается и надбавка за выслугу лет в научно-исследовательской работе, рассчитанная в процентах к должностному окладу, в размерах от 15 до 50% в зависимости от стажа работы (шкала от 2-х до 25 лет и более).

В целях материального стимулирования научных исследователей может быть предусмотрен фонд премирования в размере четырех месячных фондов оплаты труда в год, исчисленных исходя из должностных окладов с учетом надбавки за выслугу лет, других надбавок и доплат. Научным исследователям может оказываться и материальная помощь в размере одного месячного оклада в год с учетом надбавок и доплат.

Таким образом, вся система оплаты труда научного работника в НИИ, в основном, построена на его прежних заслугах и явно недостаточно увязана с конечными результатами работы, тем более, по возможному конкретному договору во временном коллективе. Следует учитывать то, что для научных сотрудников установлен предельный максимум 1,5 ставки. Поэтому энергичные и грамотные специалисты загодя подписываются, как правило, на две длительные темы (ставка и пол ставки), чтобы «выжать» возможное. Следовательно, они реально уже не могут участвовать во временных коллективах с коротким сроком исполнения, так как лимит на размер оплаты ими уже исчерпан.

Да и все эти выплаты и доплаты мало трогают заказчика. Ибо его интересуют сжатые сроки, конечный результат и общая стоимость работы, на основе разумной калькуляции. Вот и подрабатывают отдельные работники государственной науки, оформляя небольшие заказы на себя, как физическое лицо, а в проектах побольше и поответственнее посредством различных фирм, выступающих юридическими исполнителями.

И коль наше государство не в состоянии дать ученым достойную зарплату по бюджетным темам и проектам, то пусть хотя бы не вырывает из их рук «удочку», позволяющую получать вознаграждение за свой труд в соответствии с его качеством и количеством. А справедливая оценка определится, исходя из конъюнктуры рынка.

А для этого в части выполнение договоров из источников альтернативных государственному бюджету всего-то лишь нужно отменить действие Постановлений Правительства №724 от 26.06.2006 и №47 от 12.01.2007, выполняющих сегодня роль собаки на сене по отношению к временным коллективы НИИ. А НИИ, в свою очередь, должны получить права самостоятельно решать вопросы заключения и исполнения таких договоров на основе внутренних положений о временных коллективах. Важно также, чтобы размеры заработной оплаты каждого научного сотрудника в отдельности временный коллектив определял самостоятельно без вмешательства администрации, исходя из заработанного общего фонда оплаты труда.

Михаил Пойсик, доктор экономики
Институт экономики, финансов и статистики