На первый взгляд, создаётся впечатление, что никакой борьбы между этими партиями не только нет, но и вообще не может быть, поскольку они выступают в нынешней избирательной кампании в совершенно разных электорально-весовых категориях.
В самом деле, с чего бы это вдруг захотелось выходить на политический ринг, с одной стороны, солидной Демократической партии, которая получила на досрочных парламентских выборах 29 июля 2009 года 12% голосов избирателей и потому имеет сегодня право гордо именовать себя «партией власти», а с другой стороны, неудачнику всех прошлых, в том числе и июльских 2009 года, выборов Социал-демократической партии, с трудом набравшей на них менее 2 процентов!?
Но стоит лишь бросить более внимательный ретроспективный взгляд на новейшую электоральную историю ДПМ и СДП, как сразу же всплывают некоторые, весьма специфические, обстоятельства, которые рисуют совершенно иную картину и дают повод для серьёзных размышлений относительно истинного потенциала и реальных перспектив каждой из этих партий.
Дело в том, что апрельских выборах 2009 года обе эти партии не прошли в парламент, но, тем не менее, СДП всё же набрала, к удивлению многих экспертов, больше голосов избирателей, чем ДПМ.
Демократическую партию спас тогда только приход в неё раскрученного коммунистами экс-спикера Мариана Лупу, который поспешно покинул ряды взрастившей его ПКРМ и, возглавив умирающую ДПМ, помог этой партии, использовав «на полную катушку» свой искусно выстроенный имидж «нового, современного и прогрессивного политического лидера», уже через несколько месяцев после апрельской катастрофы, в июле 2009 года, пройти в парламент.
Но сегодня новый лидер – Виктор Шелин, молодой политик с примерно таким же имиджем и амбициозными, но привлекательными для значительной части левоцентристского электората программными целями и задачами, появился, наконец, и у СДП. В партии проходят бурные процессы обновления, к ней потянулись многие неравнодушные к судьбе Молдовы энергичные и способные люди.
Стало совершенно ясно как то, что СДП Виктора Шелина готовится к решительному броску из окопов оппозиции во власть, так и то, что главным её конкурентом на предстоящих выборах является ДПМ Мариана Лупу, потому что обеим этим партиям придётся, в сущности, бороться друг с другом за один и тот же электорат.
Общий электоральный потенциал ДПМ и СДП, по мнению большинства экспертов, равняется приблизительно 14 процентам. Во всяком случае, столько избирателей отдали свои голоса за обе эти партии в июле 2009 года.
Но за прошедшее после этих выборов время ситуация на левоцентристском электоральном поле изменилось. Есть основания полагать, что ПКРМ сумела отобрать у ДПМ порядка 3-4 процентов голосов своего бывшего электората, которые этой партии удалось оттянуть у коммунистов на прошлых выборах «под Мариана Лупу».
Правда, сторонники ПКРМ уверяют, что этот процент гораздо выше, поскольку бегство электората от разочаровавшей его ДПМ якобы приняло массовый характер, но я лично в этом пока сомневаюсь.
Таким образом, у ДПМ пока, на мой взгляд, всё ещё остаётся поддержка порядка 10% «своего» электората. Хотя, конечно, уже есть определённые подозрения, что ещё 2% разочарованных в политике Мариана Лупу избирателей вполне могут уйти к другим партиям или независимым кандидатам.
В итоге останутся примерно 8% пока ещё свободных в своём выборе избирателей, за голоса которых и развернётся генеральное сражение между ДПМ и СДП.
Чисто гипотетически, можно предположить, что каждая партия могла бы взять на предстоящих выборах по 4 процента, и обе они прошли бы в парламент. Но в реальности этого, скорее всего, не случится – электоральный «Боливар» просто не выдержит двоих партийных седоков.
Победитель в схватке этих двух партий будет только один. Пока больше шансов на победу имеет ДПМ Мариана Лупу, которая заметно лидирует в противостоянии с партией Виктора Шелина. Не в малой степени и потому, что располагает фактически неограниченными финансовыми ресурсами. Но и СДП не потеряла ещё окончательно шансов на победу.
Рассмотрим несколько подробнее потенциал этих двух электоральных конкурентов на предстоящих 28 ноября 2010 года досрочных парламентских выборах.
Сильные стороны ДПМ:
1. Известный лидер. Правда, в последнее время Мариан
Лупу начал терять прежнюю популярность, но пока трудно сказать, насколько
велики эти потери и какой урон они могут нанести партии.
2. Административный ресурс также работает на эту партию. Она имеет своих
людей в структурах власти на уровне регионов и в центральных органах, а
это даёт ей определенные возможности, которые в условиях Молдовы всегда играют
важную роль во время выборов.
3. Медийный ресурс. Ни для кого не секрет, что один из ведущих ТВ каналов с общенациональным покрытием практически открыто работает на эту партию. К тому же, к ДПМ весьма благосклонно относится Общественное телевидение РМ (хотя для этого канала «все партии равны», но некоторые все же «равнее других»). У Демпартии есть также и свои собственные СМИ.
4. Финансовый ресурс. Он, в силу известных причин, практически неограничен.
Вероятно, у Демократической партии есть и некоторые другие «плюсы и позитивы». Желающие могут более подробно с ними ознакомится, почитав листовки и газеты этой партии, посмотрев видеоролики ДПМ на телевидении.
Слабые стороны ДПМ:
Их, увы, весьма и весьма много. Но я назову только одну из них, на мой взгляд, самую существенную. Это нахождение левоцентристской ДПМ в Альянсе «За европейскую интеграцию» вместе с открытым унионистом и русофобом, лидером ультраправой Либеральной партии Михаем Гимпу.
Как это ни печально, но «поцелуев рок» (умильное целование Мариана Лупу с Михаем Гимпу пред телекамерами после избрания последнего председателем парламента) и последующая «нежная дружба» кандидата в президенты с врио президента, сыграли крайне отрицательную роль как для имиджа самого Лупу, так и для престижа руководимой им ДПМ.
Мариан Лупу, как никто другой из политических лидеров Альянса, стал ассоциироваться в общественном мнении в качестве личного «друга Михая Гимпу».
Это привело к заметному падению рейтинга Лупу, которого уже никто в Молдове, в отличие от ситуации 2009 года, не видит больше президентом.
Исчезли большие ожидания, исчезла трепетная вера в «нового, современного политика и лидера» ДПМ.
Мариан Лупу бездарно растратил свой стартовый потенциал и упустил свой шанс, на наших глазах превратившись из «национального лидера» просто в «личного друга» ультраправого маргинала Михая Гимпу и став послушным исполнителем воли олигарха Влада Плахотнюка.
Спрашивается, если даже тогда, в июле 2009 года, когда многие в Молдове видели его чуть ли не «Мессией», он смог получить для ДПМ только 12% электоральной поддержки, то сколько же он получит сегодня?
Судя по многим признакам последнего времени, скорее всего, Мариан Лупу повторяет во многом печальную судьбу Дмитрия Брагиша, Василия Тарлева и Серафима Урекяна.
Сильные стороны СДП:
Их не так уж и много, но, прежде, чем их перечислить, целесообразно напомнить, что происходило в последнее время с этой партией.
Во-первых, СДП очень долго не могла определиться со своей позицией. Партия вроде бы и была, но вот чёткой политической позиции у неё не просматривалось. Точнее сказать, партия постоянно колебалась вместе с колебаниями своих лидеров.
Единственный раз, когда Дмитрий Брагиш решился, наконец, высказать
определённую позицию, оказался для него роковым. Его инициатива о сдаче России
в концессию Приднестровья вызвала бурное недовольство в гражданском
обществе и среди политической элиты Молдовы. В результате, проиграв выборы,
Дмитрий Брагиш уступил пост руководителя партии новому лидеру - Виктору
Шелину.
Во-вторых, СДП после выборов, в буквальном смысле, стали раздирать и растаскивать «по кускам» другие, более удачливые на тот момент партии.
Не будем сетовать на то, что это не очень этично. Мы знаем, в какой стране живем. В результате, партия потеряла до 70% своего численного состава.
Но что удивительно, СДП от этого «кровопускания» не умерла, а после прихода в её руководство удачливого бизнесмена и хорошего менеджера Виктора Шелина стала, напротив, возрождаться.
Что имеет сегодня СДП в активе:
1. Сильного и амбициозного руководителя. Да, конечно, делающий первые шали в большой политике Виктор Шелин не так «раскручен», как Мариан Лупу. Но, по мнению многих политических экспертов, у него, в отличие от нынешнего лидера ДПМ, есть воля и характер. А это весьма немаловажные качества для политика.
2. У партии есть сегодня хорошо проработанный и достаточно грамотно аргументированный экономический проект, который встречает значительный интерес в обществе.
3. СДП, в отличие от декларативно «пророссийской» ДПМ, ведущей нас в ЕС, предлагает вступление Республики Молдова в Таможенный Союз с Россией, Беларусью и Казахстаном.
4. В партийной команде СДП есть молодые, грамотные, амбиционные люди, которые хотят реализовать себя в Молдове. Все они - члены СДП, избранные её Национальным Советом, а не просто ставленники сомнительного спонсора, о которых никто в партии никогда и ничего толком не слышал.
5. У обновляющейся на глазах СДП на местах появляется всё больше
сторонников, которые готовы работать не ради денег, а для того, чтобы общими
усилиями вытащить страну из кризиса.
6. В то время, когда люди потянулись к СДП, укрепляя её ряды, в ДПМ, напротив, начался раскол, сопровождаемый уходом из неё известных в стране партийцев.
К слабым сторонам СДП можно отнести:
1. Недостаточный финансовый и медийный ресурс.
2. Недостаточное организационное покрытие по Молдове.
3. Отсутствие в списке ярких, известных Молдове личностей
Я понимаю, что некоторым может показаться, что этот мой аналитический обзор, в ходе которого я постарался быть предельно объективным, вроде бы свидетельствует о полном преимуществе ДПМ на СДП в предстоящей электоральной схватке. Но, хочу сразу же уточнить, что, на самом деле, всё обстоит гораздо сложнее.
Практически всем сегодня уже ясно, что ведомая Марианом Лупу ДПМ будет и дальше находиться в составе приютившего её Альянса.
По крайне мере, молдавское общество не получило пока ни одного внятного сигнала от Марианна Лупу о том, что с его стороны с Альянсом «покончены все счеты».
Это значит, по большому счёту, что, проголосовав 28 ноября 2010 года за ДПМ, избиратели, вольно или невольно, поддержат Альянс.
А вот СДП, напротив, предложила другой вариант, который встретил в молдавском обществе поддержку. Партия Виктора Шелина заявила о готовности войти в коалицию с ПКРМ.
Поэтому все те молдавские избиратели, которые не хотят по различным причинам голосовать за Партию коммунистов Владимира Воронина, но поддерживают идеи государственности, социальной заботы о гражданах, дружбы с Россией, получают возможность отдать свои голоса СДП - партии, которая вместе с ПКРМ будет в будущем парламенте отстаивать эти ценности.
Если блокирование после выборов социал-демократов и коммунистов состоится, это будет означать, что союзницей ПКРМ стала молодая, динамичная и амбициозная команда, у которой есть свое видение развития страны, есть конкретные проекты её политического, экономического и социального возрождения.
На мой взгляд, осознание левоцентристским электоратом всех выгод от такого прогрессивного и дееспособного союза СДП и ПКРМ может перевесить финансовые и медийные ресурсы остающейся союзницей ультраправых маргиналов – антигосударственников ДПМ.
На выборах в 2009 году даже «старая», не обновленная СДП Дмитрия Брагиша смогла набрать 3,7% голосов электората.
Так почему бы не предположить, что подвергнувшаяся коренной модернизации, радикально обновившая своё руководство, пополнившая свой состав молодыми и активными кадрами, обрётшая, наконец, свою чёткую политическую позицию партия Виктора Шелина 28 ноября 2010 года «дотянет» ещё каких-то 0,3%, то есть дополнительно получит приблизительно 4.500 голосов поверивших в неё избирателей, чтобы пройти в парламент?
Так что, судя по всему, предстоит решительный и во многом судьбоносный не только для самих СДП и ДПМ, но и для всей Молдовы, в целом, электоральный поединок между этими партиями.