— Игорь Николаевич, как проходил эти два месяца ваш контакт с людьми?
— Вместо того чтобы придумывать, что бы ещё такого пообещать, мы слушали, чего хотят люди. В течение всей избирательной кампании мы собрали более 200 тысяч наказов избирателей, мы провели около 3 тысяч встреч. Наши представители обсуждали проблемы столицы с простыми горожанами. В общей сложности в таких встречах приняли участие более 500 тысяч кишинёвцев.
Я полагаю, мы сделали всё возможное, чтобы люди нас услышали и поняли, что ПКРМ идёт в администрацию Кишинёва действительно профессиональной командой, которая способна предложить и реализовать конкретные решения.
— Как вы оцениваете ваши взаимоотношения с конкурентами?
— Для меня это пятая предвыборная кампания. Безусловно, она отличается от прошлых кампаний очень существенно своей агрессивностью, нетерпимостью. Мы психологически с самого начала были готовы к тому, что эта избирательная кампания будет самой грязной. Но та грязь, которую начали выливать на нас наши политические оппоненты, превзошла все наши ожидания. Огульная критика и откровенные нападки направлены не столько на партию, сколько на меня персонально, на мою семью. Но я был готов к этому. Я прекрасно понимал, куда и зачем иду, с чем столкнусь.
ПКРМ вступила в избирательную гонку шесть недель назад, в Чистый четверг, взяв на себя обязательство провести эту кампанию чисто — без провокаций и обвинений, открыто и конструктивно. Сегодня, уже на финишной прямой я могу сказать, что наша команда это обязательство выполнила. Мы вышли к избирателям с лозунгом «Предлагаем решения», который стал определяющим. Нашими оппонентами являются не представители каких-то политических партий, а проблемы Кишинёва. То есть мы сразу дали понять, что не собираемся воевать с Киртоакэ или с кем-то ещё, а с проблемами столицы. Решать их через конкретную работу.
— На прошлой неделе вы предложили своим конкурентам выйти из предвыборной гонки в пользу команды ПКРМ. На что вы тогда рассчитывали?
— Это, скорее, был призыв к консолидации всех здоровых политических сил, которые есть в Молдове. Те силы, которые ратуют за государственность, те силы, которые хотят, чтобы Молдова развивалась и дальше. На днях кандидат от Партии социалистов господин Крылов отозвал свою кандидатуру на пост примара в пользу нашей команды. И призвал всех своих сторонников голосовать за нашу кандидатуру. Я считаю, что это хороший пример и, возможно, в последние дни до выборов его примеру последуют и другие.
— За последнюю неделю обвинительных заявлений в адрес нынешнего примара Дорина Киртоакэ было тоже немало. На чём, к примеру, основывались ваши заявления о том, что он нанёс бюджету муниципия ущерб почти в 3 миллиона евро, провернув аферу с покупкой новых троллейбусов для Кишинёва?
— Это только лишь один случай из десятков тех нарушений и злоупотреблений, допущенных со стороны нынешней администрации города. В нашем распоряжении есть все необходимые документы, подтверждающие факты коррупционных и мошеннических схем. Думаю, что уже на следующей неделе мы передадим в следственные органы все эти доказательства, независимо от того, состоится второй тур выборов или нет.
— Вы заявили, что в случае победы проведёте полную инвентаризацию всего имущественного фонда муниципия Кишинёв. Наверняка такая «генеральная уборка» выявит массу нарушений. Не боитесь погрязнуть в судебных тяжбах с экономическими агентами?
— Я не буду бороться с экономическими агентами, я буду бороться с незаконными схемами, которые работают в муниципии Кишинёв. И я готов к этой борьбе. Здесь для меня и нашей команды есть принципиальный момент: я не собираюсь оправдывать свои возможные ошибки в управлении городом наследством, которое оставляет Киртоакэ (как это делают, к примеру, партии альянса, которые все свои просчёты и непрофессионализм пытаются спихнуть на коммунистов).
В случае победы в течение двух-трёх месяцев мы проведём полную инвентаризацию всего того, что было, что есть, и всех тех допущенных ошибок и намеренных нарушений. И этот детальный отчёт я представлю горожанам, чтобы они знали, что сделали нынешние власти и что творится в муниципальном хозяйстве. Затем все эти дела мы передадим в Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, в прокуратуру. Всё. На этом о наследстве Киртоакэ я забуду. Пусть им занимаются следственные органы.
— Проблем у Кишинёва слишком много, так сразу и не определишь, за что браться. И всё-таки с чего начнёте наводить порядок?
— Работа предстоит тяжёлая. Есть три основных направления, с которых и начнём: коррупция, тарифы на коммунальные услуги, дороги. С коррупцией будем разбираться просто — камня на камне не останется от тех в примэрии, которые собираются и дальше работать так, как работали до сих пор. У меня будет очень серьёзный разговор со всеми служащими в администрации. Я не хочу заниматься кадровыми чистками, но если люди не поймут, не захотят честно работать, в примэрии их не будет.
Для решения проблемы высоких тарифов без жёсткого и открытого разговора с муниципальными предприятиями не обойтись. У нас уже подготовлен целый ряд мер, которые следует предпринять. Но это должно быть совместное решение, что и как делать дальше, с привлечением к процессу всех муниципальных служб, предприятий энергетического комплекса. Уверен, мы найдём оптимальный выход из сложившейся кризисной ситуации, так как это касается каждого кишинёвца. Резервы у муниципальных предприятий есть. Главный вопрос в том, как эти резервы используются — практика показывается, что неэффективно. Как эти предприятия вообще администрируются и т. д. Здесь есть с чем разбираться.
Дороги — ещё одна болевая точка муниципия. До наступления холодов есть немного времени, поэтому летом начнём масштабную реконструкцию и ремонт столичных магистралей. Для этого понадобятся большие инвестиции, и мы их найдём. Придётся поменять весь принцип взаимоотношений администрации города с потенциальными инвесторами. Наладим систему по проведению публичных открытых тендеров, которые проводились раньше для галочки, полулегально с явным лоббированием интересов узких групп.
— Победить вы можете только в том случае, если выборы пройдут демократично, а голоса будут подсчитаны правильно. Как вы сейчас оцениваете подготовку к этой ключевой части выборов?
— Вы знаете, что европейские партнёры не одобряют те
законодательные изменения, которые были введены АЕИ-2 в Кодекс о выборах.
Опасения оппозиции и международного сообщества вызывает и тот факт, что власти
не внедрили, несмотря на обязательства, электронный регистр избирателей. Есть
разнообразная информация тревожного характера, как то массовое прописывание
людей, продление сроков прописки для студентов, радикальные изменения в ГП
Registru, организуются пропагандистские социологические опросы и эксит-поллы и
так далее. Сигналов очень много. Кроме того, мы не исключаем варианта, что
может быть «включён» и прямо противоположный сценарий: в случае моей победы уже
в первом туре выборы могут постараться объявить сфальсифицированными мои
конкуренты. Но я хочу вас заверить, что на этих выборах мы будем более жёстко
реагировать и пресекать любые провокации, манипуляции, попытки фальсификации.
На этих выборах порядка полутора тысяч человек, представителей ПКРМ, будут
следить за прохождением выборов только в Кишинёве. Кроме двух наблюдателей,
которые будут присутствовать на каждом из избирательных участков, согласно
законодательству, ещё по три человека от нашей партии будут наблюдать за тем,
что происходит на территории. Такого контроля ещё никогда не было, но
мобилизация сил просто необходима, так как действительно есть опасения
относительно прозрачности выборов.
Беседовала: Лариса Михеева