Политика

Назад

Альянс за европейскую интеграцию. Эпизод 2. Атака клоунов

Президента уже два года выбрать не могут, парламент недееспособен, правительство неэффективно. Первые лица государства занимаются публичным «задиранием подолов» друг перед другом. Государственная и партийно-политическая система деградирует. Экономика стагнирует...
Альянс за европейскую интеграцию. Эпизод 2. Атака клоунов

«Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним. — Радуйтесь! — кричит он им. — Это всё я, Плохиш, сделал.

Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет! Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».

Сказка Аркадия Гайдара умалчивает, что случилось дальше с Плохишом, но нам известна героическая и печальная судьба его антипода, положительного героя Мальчиша-Кибальчиша. Он не выдал Главному Буржуину Военную Тайну и был зверски замучен. Но Красная Армия разбила буржуинов и всех освободила. Кибальчиш был похоронен на берегу Синей реки, и стал героем всех пионеров.


Гнойник АЕИ-2

Сегодня в Молдове мы тоже имеем двух героев — положительного и отрицательного. Положительный — премьер-министр, лидер ЛДПМ Влад Филат, отрицательный — первый вице-спикер парламента, заместитель председателя ДПМ Влад Плахотнюк, он же «Кукловод», он же «Плохиш».

Но, в отличие от Кибальчиша, который унес с собой в могилу Военную Тайну, Филат все-таки «раскололся» и раскрыл широкой общественности секрет о том, кто же такой «Кукловод», который «стоит за всеми плохими делами в Молдове» и который «пытается разрушить ЛДПМ».

«Кукловод — это Плахотнюк», – объявил Филат, ударив первую костяшку домино, которая валит за собой все остальные, порождая цепную реакцию скандалов.

Как скальпелем, Филат вскрыл давно нарывавший гнойник Альянса за европейскую интеграцию, и от него пошел весьма неприятный запах. Филат решил, что лечить абсцесс правящей коалиции лучше всего таким хирургическим путем, но пока что, вместо выздоровления АЕИ-2, мы наблюдаем его ускорившееся разложение.

Если называть вещи прямо, то приходится констатировать смерть АЕИ-2. По крайней мере, смерть его «мозга». Пока даже не предпринимаются попытки гальванизировать этот труп. Может быть, такие попытки будут сделаны на следующей неделе, после возвращения Филата из краткосрочного зарубежного отпуска. Но в любом случае, АЕИ-2, если и будет выведен из состояния комы, навсегда останется инвалидом, который кое-как доковыляет до новых парламентских выборов, а затем либо возродится в виде какого-нибудь АЕИ-3, либо, что более вероятно, окончательно помрет.

Последней соломинкой, сломавшей хребет трехгорбому «верблюду» АЕИ-2, стали скандалы вокруг АО «Франзелуца» и дележа должностей в районах после недавних местных выборов.


Бомба «Франзелуцы»

Правительство Молдовы приняло решение сменить генерального директора «Франзелуцы» Евгения Балеку на том основании, что при его руководстве предприятию был нанесен финансовый ущерб в десятки миллионов леев, в частности путем закупки зерна и муки у офшорных фирм.

Балека, отрицающий эти обвинения, вроде бы заявление об отставке подал, но, с другой стороны, с решением о своем увольнении не согласен и опротестовал его в суде. При этом он отказывался пускать на предприятие полицию даже тогда, когда поступил сигнал (впоследствии оказавшийся ложным) о том, что на хлебзаводе заложена бомба.

Балека возглавил «Франзелуцу» во времена президентства Владимира Воронина. Он пришел на предприятие с должности коммерческого директора компании «Петром-Молдова», которой руководил на тот момент авторитетный предприниматель Влад Плахотнюк. Позднее Балека был назначен заместителем председателя административного совета «Викториабанка» (председателем совета был все тот же Плахотнюк). Таким образом, утверждения о том, что Балека — ставленник Плахотнюка, имеют под собой реальные основания, как и версия о том, что столкновение вокруг «Франзелуцы» – это прямой конфликт Филата с Плахотнюком.

Глава правительства заявляет, что он намерен навести порядок на государственных предприятиях, доходы от которых получают сомнительные личности через сомнительные схемы. В список этих предприятий входят, в частности, «Молдтелеком», «Молдовагаз», «Металферос», «Тутун-СТС», «Аир Молдова», «Железная дорога Молдовы». Как и «Франзелуца», эти компании принадлежат правительству в лице соответствующих ведомств, но, как показывает конфликт вокруг «Франзелуцы», правительству не просто даже сменить их руководство. Ситуация, когда собственник предприятия не может поменять его наемного менеджера, выглядит нелепо.

Эти предприятия входят в двадцатку самых крупных молдавских компаний. Годовой объем их продаж исчисляется миллиардами леев, прибыль — сотнями миллионов. Например, та же самая «Франзелуца», предприятие не самое большое, в 2010 году реализовала продукции на 540 млн. леев. Чистая прибыль «Молдтелекома» в том же самом году составила 600 млн. леев.

«Сердцем» любой схемы по перераспределению финансовых потоков в «нужном» направлении «нужным» людям выступает офшор. Именно офшорные фирмы обычно используются для воровства и отмывания денег, в том числе государственных. То, что госпредприятия работают через офшорные «прокладки», бенефициара которых правоохранительные органы Молдовы никогда не узнают, само по себе, если и не преступно, то весьма и весьма подозрительно.

По утверждению некоторых депутатов парламента, через различные схемы с государственных предприятий выводится в офшор до 10 млрд. леев в год. Для сравнения: доходы госбюджета на 2011 год установлены в объеме 19 млрд. леев.

Правительство, как собственник этих предприятий, хочет контролировать их доходы и получать дивиденды. Но сегодня оно не может этого сделать. Потому что, как заметил один известный экономист по имени Карл Маркс, «всякая идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса». Тот, кто контролирует схемы в объеме порядка $100 млн. в год, пойдет на все и против всех, в том числе против главы правительства, чтобы эти доходы сохранить. А ведь кроме госпредприятий есть еще и схемы в частном секторе (мясо, медикаменты, электроэнергия, нефтепродукты, компьютеры, мобильные телефоны и т.д.), которые генерируют доходы на сумму не меньше, чем госпредприятия.

В частный сектор правительство не лезет, но, как говорится, что мое — то мое. В том числе «Франзелуца». На середину июля уже назначено общее собрание акционеров этого предприятия, и, очевидно, вся история со сменой его руководства получит свое логическое и легальное завершение.


Либерально-демократический «общак»

Вторая вещь, по поводу которой вдрызг разругались участники АЕИ-2, — это дележ руководящих должностей в районах.

Из 33 районов ПКРМ получила большинство в шести, АЕИ-2 – в 25, еще в двух районах ни одна из сторон не взяла верх (вмешались независимые советники и мелкие партии). Среди партий АЕИ-2 в 22 районах из 25 ЛДПМ получила больше всех советников. В двух районах большинство у ДПМ, еще в одном у ЛДПМ и ДПМ голосов поровну.

Филат говорит, что он поддерживает создание мини-АЕИ на местах, но с учетом результатов выборов в конкретном районе. По такой логике, представители ЛДПМ должны возглавить 22 района. Председатель ДПМ Мариан Лупу считает такой подход «полным эгоизма» и предлагает свой алгоритм: 13 районов — ЛДПМ, 9 — ДПМ, 4 — ЛП. ЛДПМ назвала такой подход «мечтой после ночного сна» ДПМ. Против выступил и лидер ЛП Михай Гимпу. Он претендует на то, чтобы либералы возглавили 6-7 районов.

Лупу и Гимпу считают результаты местных выборов не так, как Филат. Они складывают голоса, полученные каждой партией по всей республике, и исходя из этого, делят между собой районы. При этом Гимпу включает в эти расчеты и результаты по выборам генпримара Кишинева, на что даже почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков воскликнул: «Либералы обнаглели!».

Разница в методологии очевидна и непреодолима. Если Филат выступает за то, чтобы в каждом районе считать свою «кассу» и на основании этого «делить брынзу», Лупу и Гимпу выступают за общереспубликанский либерально-демократический «общак»: сначала все сдается туда, а потом уже лидеры партий все делят «по-справедливости» в Кишиневе и доводят до сведения районов, кому, где и кого выбирать в местные шефы.

О полной бесперспективности методологии тандема Лупу–Гимпу свидетельствует пример Дрокии, где из 17 советников от АЕИ-2 о своих претензиях на кресло председателя района заявили уже семь (!) человек. Если еще и Кишинев начнет проталкивать свои кандидатуры, то в какой-то момент люди с мест просто пошлют столичных партийных боссов куда подальше и сами поделят между собой все должности в районах так, как сочтут правильным и справедливым.

На обвинения Лупу в том, что он торпедирует создание либерально-демократических альянсов на местах и готов пойти на коалицию с коммунистами, Филат бросил в АЕИ «палочку дрожжей» (Кукловод=Плахотнюк+«Франзелуца»), отошел в сторону и взял такт молчания, уехав в краткосрочный отпуск за границу. Перед этим Филат назвал Лупу «номером четыре» (хорошо, что не шестым) в ДПМ и поручил вести полемику с ним своему пресс-секретарю. Пока «дрожжи» делают свое дело и «добро» АЕИ все больше растекается, Филат спокойно отдыхает на берегу теплого южного моря.


Точка невозврата

На фоне скандалов вокруг «Франзелуцы» и выборов в районах Филат и Лупу/Плахотнюк развернули заочную полемику, пытаясь как можно ниже, в самых вульгарных и унизительных выражениях, «опустить» попутчиков по властной коалиции. Эти взаимные оскорбления показали, что ненависть лидеров АЕИ-2 друг к другу очень глубокая и очень личная. Она не имеет ничего общего с «принципами и ценностями» и подтверждает, что точка невозврата к нормальным отношениям в АЕИ пройдена.

ЛДПМ считает, что ДПМ и так слишком много получила при формировании АЕИ-2, а Плахотнюк зашел слишком далеко в своей подрывной работе против Филата.

Очевидно, что Плахотнюк сам хочет стать президентом Молдовы, но такая перспектива вызывает ужас даже у самых отмороженных либеральных комментаторов. Уже и румынская кишиневская пресса пишет, что «прихватизация» всей Молдовы Плахотнюком — это хуже, чем досрочные выборы и коалиция с коммунистами. Еще недавно такие настроения клеймили как предательство дела демократии и евроинтеграции, но, видно, сеанс плахотнюковской магии с ее одновременным разоблачением проходит очень быстро и наглядно.

У демократов нет никаких рычагов, чтобы заставить Филата пойти на попятный. Если после парламентских выборов лидеры ДПМ вели переговоры с ПКРМ о создании левоцентристской коалиции, встречались с главой кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным и тем самым шантажировали ЛДПМ, мол, не дадите нам все, уйдем к коммунистам, то сегодня ДПМ не помогут ни Воронин, ни Кремль. А ближайший союзник Лупу/Плахотнюка Михай Гимпу, с его глубокомысленными философско-теологическими сентенциями о том, что «нас ждет или рай, или ад» и требованиями дать ему, в добавок к столице, еще семь районов, где ЛП получила по два-три советника, - этот союзник ДПМ производит впечатление просто сумасшедшего.

Стремление Филата навести порядок на госпредприятиях и его несогласие с «алгоритмами» Лупу/Гимпу в районах — первые залпы артподготовки к досрочным парламентским выборам. По сравнению с другими партиями АЕИ-2, ЛДПМ лучше подготовлена к таким выборам. Начавшееся контрнаступление на ДПМ уже дает свои плоды: в общественном сознании все прочнее закрепляется представление о том, что «Плахотнюк — бандит», ДПМ – «партия воров и олигархов», а Гимпу – «клиент Костюжен». На их фоне Филат выглядит наиболее адекватным и вменяемым лидером АЕИ-2, который выступает в роли борца с коррупцией и мафией, имеющего на это мандат от Европейского Союза.

Трудно представить, что после всех скандалов и взаимных оскорблений депутаты от ЛДПМ вообще согласятся голосовать за кандидатуру Лупу на пост президента. В любом случае, у АЕИ-2 нет необходимых для избрания главы государства 61 депутатского мандата, а коммунисты не намерены помогать Лупу в реализации его заветной мечты. Осознавая невозможность своего избрания президентом, Лупу может оттягивать до бесконечности саму процедуру выборов (Гимпу подскажет ему, как это лучше сделать), но есть еще один способ спровоцировать досрочные выборы — отставка правительства. Ultima ratio Филата.


«Polnii bardak»

Если вернуться с героям Гайдара, то полезно вспомнить, что вся история с Кибальчишом и Плохишом закончилась победой Красной Армии.

Если ЛДПМ лучше всего подготовлена к новым выборам по сравнению с ДПМ и ЛП, то у ПКРМ просто самые лучшие, в том числе по сравнению с ЛДПМ, стартовые позиции.

В стране, как вынужден был признать, используя язык «оккупантов» и латинскую графику, один либеральный румынский автор, «polnii bardak». Хаос нарастает, распространяясь из Кишинева в регионы. Президента уже два года выбрать не могут, парламент недееспособен, правительство неэффективно. Первые лица государства занимаются публичным «задиранием подолов» друг перед другом. Государственная и партийно-политическая система деградирует. Экономика стагнирует. Это просто мечта для оппозиции, которая, размяв мускулы на выборах местных, рвется в решающий бой на выборы парламентские.

Если АЕИ-2 будет и дальше вести себя так, как сейчас, то ПКРМ вполне может получить на следующих выборах 50% голосов.

Снова загнать партии альянса в общее «стойло» смогли бы только их общие зарубежные покровители и спонсоры. Но похоже, что и им уже надоел этот «polnii bardak».
pan.md