Аналитика и комментарии

Назад

Языковой фактор модернизации ПКРМ

Вопрос, который я собираюсь затронуть, слишком деликатный, причем не только для представителей Партии коммунистов, но и для огромной части проживающих в нашей стране граждан.
Языковой фактор модернизации  ПКРМ

Надеюсь, что руководство портала AVA.MD с пониманием отнесется к предъявленным мною ниже «счетам» представителям самой крупной за всю современную историю Молдовы оппозиционной политической партии.

Почему я говорю о понимании? Потому, что вопрос, который я собираюсь затронуть, слишком деликатный, причем не только для представителей Партии коммунистов, но и для огромной части проживающих в нашей стране граждан, многие из которых голосуют именно за эту партию на выборах и, как показывают результаты избирательных кампаний, не собираются в ближайшее время менять свои убеждения.

Однако, убеждения - убеждениями, но есть один весьма существенный фактор, который рано или поздно, но обязательно даст о себе знать и будет иметь негативный эффект.

Хотя, если внимательно присмотреться к происходящим в нашей стране политическим баталиям, то можно заметить, что этот фактор уже проявился и играет против Партии коммунистов.

Речь идёт о так называемом «языковом факторе». Пишу об этом потому, что этот вопрос, на мой взгляд, почти не затрагивался руководством ПКРМ в последние годы, то ли ввиду его особой деликатности, то ли оттого, что сама Партия коммунистов, целых восемь лет находясь во власти, пустила его на самотек, сознательно обходя все острые углы, что, на мой взгляд, совершено неверно. То ли тут есть какие-то другие, неведомые мне, причины.

Мне много раз приходилось слышать от журналистов, политологов и рядовых граждан, даже от соседей по подъезду один и тот же, довольно странный, на первый взгляд, вопрос: почему отдельные лидеры и активисты Партии коммунистов, выступающей за модернизацию и государственность Молдовы, за идентичность молдаван как нации, за молдавский язык в качестве государственного, так пренебрегают или даже, может быть, зачастую чураются говорить и спорить, участвуя в телепередачах, на государственном молдавском (румынском) языке?

А ведь языковой фактор играет исключительно большое значение и во время избирательных кампаний, и во время телевизионных дебатов, где коммунисты частенько проигрывают дискуссионные баталии именно из-за незнания или же исключительно слабого владения государственным языком.

Нередко слабое владение государственным языком или невладение им вообще не может быть заменено даже самыми мощными аргументами, потому что язык является основой политических дискуссий в ходе избирательной кампании. Ведь, если хорошенько присмотреться к участникам избирательных кампаний, очень часто можно увидеть, как демагогия берет верх над профессионализмом.

Именно поэтому, на мой взгляд, вооруженные несокрушимыми фактами и аргументами коммунисты часто проигрывают «вооруженным до зубов» языковой демагогией либералам.

Боюсь, что всё это будет продолжаться до тех пор, пока сами коммунисты не осознают, что без хороших публичных ораторов, без признанных мастеров дискуссионных споров, являющихся к тому же отличными знатоками государственного языка, победа будет раз за разом ускользать из их рук.

Я не говорю здесь о рядовых русскоязычных гражданах и, тем более, на касаюсь самого русского языка, остающегося для меня лично, как и для огромного количества других молдавских граждан, поистине великим, могучим и незаменимым.

Речь здесь идёт о тех политических личностях, которые претендуют на лидирующие позиции в Молдове, но, как ни парадоксально это звучит, не говорящих с людьми, порой и в селах, на государственном языке.

Я лично не могу понять, почему главный идеолог ПКРМ, выступающей именно за молдавский язык в качестве государственного, сам этот язык не знает ( или же знает, но не хочет на нем говорить?).

Я всегда стараюсь избегать прогнозов и цифр, но мне почему-то кажется, что именно языковой фактор становится причиной потери ПКРМ, как минимум, десяти процентов голосов избирателей на выборах.

Именно языковой фактор стал причиной потери ПКРМ связи с огромной частью молодежи нашей страны.

И, наконец, именно языковой фактор стал причиной обострения, а порой и замораживания отношений с соседней Румынией.

Я не стану вступать здесь в ненужные споры, молдавским или румынским следует называть государственный язык Республики Молдова, оставив это занятие тем специалистам, которым за это деньги платят, то есть ученым.

Речь здесь исключительно о практическом использовании языка как инструмента достижения политических целей, точнее, о пренебрежительном отношении к языку титульной нации со стороны отдельных личностей в ПКРМ.

Кстати, отношение к языковому вопросу должно отразиться и в предстоящем, если он, конечно, произойдет, так называемом ребрендинге партии. Хотя, признаюсь, с ребрендингом у меня лично имеются свои собственные счеты.

Мне почему-то кажется, что слова «ребрендинг», «модернизация», «обновление» и прочие термины из того же ряда, относящиеся, в основном, к Партии коммунистов, скоро станут такими же язвительными и почти ругательными, как и декабрьские «принципы и ценности», вокруг которых блуждали лидеры политических формирований, создававшие то левоцентристский, то праволиберальный альянс, и которые сегодня ничего иного, кроме горьких усмешек, не вызывают. Причем усмешек не только со стороны левой оппозиции, но и со стороны симпатизантов ЛДПМ, ЛП и ДПМ на правом фланге.

Для того, чтобы не превратить ребрендинг в предмет насмешек и язвительных острот, необходимо, как верно подметил руководитель портала AVA.MD, политолог Виталий Андриевский в аналитическом материале «Может ли ПКРМ выиграть выборы?», делать это «не вчера и не завтра, а именно сегодня и сейчас».

Не могу не согласиться и с «Мыслями селянина…» Тимура Алдахонова, когда он говорит о том, что приведенные выше слова режут слух.

«Ребрендинги» и прочие современные выкрутасы, не только слух режут, - боюсь, что эти словечки «новомодные» просто-напросто не воспринимаются большинством граждан страны.

Не в обиду будет сказано, но простому сельскому труженику, как, впрочем, и городскому трудяге, этот «ребрендинг» явно не греет душу.

Ибо ребрендинг только тогда будет понят и воспринят, когда он будет наполнен глубоким смыслом реформирования партии и ее отношения к ценностям, среди которых и сам язык народа. Без языкового ребрендинга победа всегда будет принадлежать демагогам…