Вступительное слово Председателя ПКРМ Владимира Воронина на итоговой пресс-конференции 13 июля 2011 года
Уважаемые представители средств массовой информации.
Это итоговая пресс-конференция. Но я бы хотел сегодня поднять вопросы более широкие, чем просто представлять свою оценку прошедшего политического сезона. Чуть больше месяца осталось до 20-летнего юбилея независимости Республики Молдова. Это уже само по себе является важным поводом выйти за пределы текущей повестки дня. С другой стороны, за последние месяцы действительно окончательно определился некий объективный рубеж в развитии нашей государственности. Рубеж, который уже невозможно преодолеть теми старыми способами, которыми управлялись политические процессы в Молдове. И то, что этот этап совпал с юбилеем государства – всего лишь знаковое, хотя по-своему, драматическое, совпадение.
Что я имею ввиду?
Действительно, вся сумма недавних событий говорит об одном – Республика Молдова перестала быть демократическим государством.
Я предвижу реакцию некоторых наших оппонентов, готовых тут же напомнить всем примерно следующее. Сами, мол, вспомните свои восемь лет правления – авторитарного, тоталитарного и т.д. Я не собираюсь эту пресс-конференцию превращать в полемику по поводу подобных комментариев. Подчеркну лишь, что при любом отношении к Партии коммунистов – от скептического до непримиримо-враждебного – ПКРМ пришла во власть и ушла из власти демократическим путем, не подминая под себя законодательство и Конституцию, не закрывая СМИ, не опротестовывая в судах большинство, которое получала на выборах тогдашняя оппозиция на районном уровне, не фальсифицируя выборы, не подкупая избирателей, не загоняя оппозицию в клетку на центральной площади, не устраивая сомнительных референдумов.
И главное: именно Партия коммунистов стала первопроходцем движения Республики Молдовы в Европу. В полном соответствии с принципами интернационализма, интеграционной открытости, целями модернизации страны.
Что же касается самого права коммунистам выражать свою озабоченность о состоянии демократических институтов, то тут есть два известных обстоятельства.
Всегда и везде – в Европе, в Латинской Америке, в Азии – именно коммунистам принадлежит ведущая роль в установлении демократического правления. Так было в период итальянского и французского сопротивления, так было в Испании после падения диктатуры Франко, так было в Греции в период борьбы с диктатурой «черных полковников», так было в Португалии во время революции «гвоздик», так было в Чили после ухода Пиночета. Именно коммунисты всегда оказывались самой дееспособной и решительной силой борьбы за демократию, причем и в тех случаях, когда оппонентами демократии являлись самые обычные и примитивные фашисты.
Что же касается иных примеров, иных коммунистов, иного опыта, то в данном случае это вопрос не к Партии коммунистов Республики Молдова, а к партиям ныне правящим в Молдове, а точнее к Альянсу и его идеологам, на 70% состоящим из бывших членов КПСС. Нашей же партии после 1991 года членов КПСС почти не досталось, а средний возраст сегодняшних молдавских коммунистов составляет 40 лет.
А теперь позвольте поговорить подробнее о демократии и, конечно же, независимости.
Первое. Что сегодня наблюдает обычный гражданин? Может ли он свою страну назвать демократической? Может ли он с легким сердцем сказать, что в стране хотя бы формально соблюдается принцип верховенства права? То есть, когда в предсказуемом и стабильном законодательном поле происходят непредсказуемые политические процессы. Примерно как в 2009 году, когда, вдруг, без всякого изменения законодательства выяснилось, что Партия коммунистов оказалась в оппозиции.
Нет! На такое утверждение не хватит ни совести, ни ума!
Потому что происходят прямо противоположные вещи. В обстановке правового произвола - постоянного изменения правил игры по ходу игры, вероломного изменения законов накануне каждой выборной кампании - получается один и тот же предсказуемый результат – режим остается при власти. Такой вот ценой. И только такой ценой он, собственно, и может оставаться у власти.
Мы неоднократно приводили весь перечень подобных примеров. От системного изменения избирательного Кодекса накануне парламентских выборов до непрекращающихся попыток отменить действующую Конституцию. Последние местные выборы стали ярчайшим примером подобных правовых злодеяний. Попрание права граждан на тайну голосования, антизаконная отставка исполняющего обязанности Председателя Высшей судебной палаты, отмена поста Председателя муниципального совета, прямое, неприкрытое давление на судей Бельцкого суда со стороны гражданина Гимпу и, наконец, совершенно неприкрытая фальсификация итогов выборов в Кишиневе! Своеобразный финал всего этого насилия – нежелание власти избирать главу государства, полное игнорирование и норм действующей Конституции, и решения Конституционного суда.
Всему подобному нет аналогов в двадцатилетней молдавской независимости. Как нет аналогов дружбе кишиневского режима с политиком и президентом соседней страны, открыто заявившего о своей готовности повторить приказ фашистского преступника Антонеску об оккупации молдавской республики. Все вернулось на круги своя. Как говорится: маски сброшены! Итогом двухлетнего правления Альянса за европейскую интеграцию и, увы, двадцатилетнего развития молдавской независимости стало явление в этой части Европы – маленькой, злобной, антиевропейской хунты, попирающей права человека, демократию, гражданские свободы и собственную независимость.
Печально, но факт: даже во вчерашнем обращении премьер-министра Республики Молдова Влада Филата прозвучали примерно такие же оценки ситуации. Один из столпов Альянса гневно протестует против самого Альянса, открыто демонстрируя свой пессимизм и скепсис в отношении перспектив молдавской власти. Такого мы еще не наблюдали!
Второе. В то же самое время именно в Республике Молдова на уровне общества, массового сознания сформировалось ясное и четкое понимание того, что борьба за модернизацию Молдовы, за повышение качества жизни и прогресс социальных отношений более неотделим от борьбы за демократию и гражданские свободы. И если раньше это были во многом разные политические повестки дня, то теперь они сплелись в единую задачу, одну цель. Нет Молдовы без демократии! Нет социального государства без демократии! Нет европейского будущего у Молдовы без демократии. Нет никакого предсказуемого будущего у граждан страны пока власть в руках узурпаторов из Альянса.
Эти достаточно банальные фразы сегодня получают совершенно новое звучание. Они поднимают людей на беспрецедентные многотысячные марши. И если раньше некоторые могли видеть в этих людях просто организованный в колонны коммунистический электорат, то сегодня следует признать, что это в первую очередь организованные сторонники гражданских свобод и молдавской независимости. Да, у нас собирались целые площади протестующих с плаксивыми лозунгами «Хотим в Шенген!». Но именно сейчас у нас на площадях звучат впервые за двадцатилетнюю историю лозунги «Молдова!» и «Виктория!». И я полагаю, что именно появление и возмужание именно такого, активного, организованного электората, способного быть не только протестным, но и несущим позитивную перспективу, способного защищать демократические принципы и свободы – и есть важнейшее завоевание молдавской независимости. И это, одновременно, гарант того, что все-таки хунта, захватившая власть, не пройдет, не пустит корни, не станет раз и навсегда единственной визитной карточкой страны.
Третье. В сложившихся условиях у Партии коммунистов, как единственной оппозиционной партии, представляющей половину молдавского общества, не так уж много вариантов для действий.
Первый из них – это побежать с флагами и транспарантами наперевес против режима. На стороне этого варианта – эмоции, горячность и чувства оскорбленного гражданского достоинства. А что в получим итоге? Сменим одну узурпацию на другую?
Второй вариант «от наших доброжелателей» – провести быстренько ребрендинг ПКРМ, сделать себя менее узнаваемыми, менее принципиальными и требовательными. После чего предполагается, видимо, одеть «розовые штанишки» и под благовидным предлогом влиться в гламурный состав правящего режима. Отвечаю этим советчикам: на стороне этого подхода – только лишь конформизм и комплексы затравленного бакалейщика, пытающегося все человеческие ценности измерять килограммами колбасы. А что же в итоге? Где настоящие перемены? Те самые, в которых столь остро нуждается наше больное общество.
В сложившейся ситуации Партия коммунистов объявляет об утверждении в своей политической борьбе принципиально-новой повестки дня.
Партия коммунистов считает, что основной задачей в Республике Молдова является действительное, а не мнимое, необратимое утверждение демократии. Такой демократии, которая станет основной гарантией безопасности Республики Молдова как государства, как общества, как страны. При этом мы считаем, что после развала и разгрома демократических институтов в Молдове, такую демократическую систему уже не возможно строить сверху. Ее нужно возводить теперь исключительно снизу, опираясь на городские, сельские советы, в которых большинство уже заинтересованно или будет заинтересованно в подлинной модернизации страны. Ее можно возводить только концентрируя все эти разбросанные по стране органы местного самоуправления в единые, абсолютно легитимные и легальные, консолидированные структуры сопротивления центральной власти. И не одного лишь сопротивления, а практического и ежедневного управления, на основе наших предвыборных обещаний и наказов. Мы должны объединить все местные, низовые, городские, районные, сельские представительства в единую скоординированную структуру, которую мы назовем Гражданский конгресс. Именно в Гражданском конгрессе мы видим подлинную, низовую демократическую альтернативу этой унизительной и опереточной хунте.
Когда центральная власть узурпирована и пребывает в состоянии управленческого хаоса и внутренних конфликтов, Партия коммунистов приступает к формированию широкого, легального и абсолютно-легитимного противовеса этой власти – в виде власти народной, избранной и ответственной.
Причем мы запускаем этот процесс открыто, не таясь, с самого начала приглашая быть его участником и представителей гражданского общества и представителей любых остальных партий. Мы призываем объединиться всем тем, кто понял и оценил за прошедшие два года, что ликвидация демократии в Республике Молдова представляет из себя угрозу гражданам любых политических взглядов.
Сегодня силы будущего Гражданского конгресса уже достаточно представительны – 30 городов и городских советов, среди которых Бельцы, Сороки, Кагул, и, конечно же, Кишинев. Но в ближайшей перспективе, опираясь на нашу общую организационную работу, мы выстроим куда более мощную структуру власти, которая будет обладать гораздо большей представительностью и легитимностью, нежели эта группировочка исполняющих обязанности президентов.
Уверен, что именно таким организованным и консолидированным ответом мы принесем 20-летию независимости подлинный подарок нашей Родине и вместе докажем, что Республика Молдова – это государство, принадлежащее народу, а не партиям, олигархам и коррупционерам.
Благодарю за внимание.