И в то же время, мы можем видеть на ТВ и читать в
печатных СМИ, что этот союз не нужен, что его нельзя
допускать.
Признаюсь, меня удивляют сторонники такой позиции. Да, они чаще говорят не об этих персоналиях, а о партиях – ЛДПМ и ПКРМ, убеждая нас, что эти партии, по сути, несовместимы и любые коалиции им противопоказаны.
Хотелось бы понять, а в чем их несовместимость? По каким проблемам у них кардинальные противоречия? Уверен, что никто из молдавских экспертов не назовет их. А если и назовет, то не сумеет убедительно и аргументировано обосновать свою позицию.
Поэтому в обществе тиражируются мифы и разного рода идеологические страшилки, конкретными фактами не подкрепленные.
Да, среди членов этих партий есть «ястребы», которые вообще не могут жить в условиях мира и согласия. «Партия войны» в ПКРМ (Петков, Петренко, Тодуа…), явно не хочет перемен, как в самой партии, так и против мира и согласия в обществе. Но я твердо убежден, что Владимир Воронин и его ближайшее окружении (Марк Ткачук, Юрий Мунтян, Вадим Мишин, Мария Постойко ) другого мнения. Тем более Игорь Додон.
Есть свои петковы и петренки и в ЛДПМ. Но после ухода Михая Годи, их позиции стали ослабевать. Сегодня в партии набирают силу прагматики, люди дела. Это сам Влад Филат и Юрий Лянкэ, а также новое поколение политиков - Валерий Стрелец и Юрий Цап.
Поэтому коалиция ЛДПМ и ПКРМ не только нужна, но и полезна. Третьим участником этой коалиции могла бы стать и Демократическая партия. Если не в полном составе, то в той части, которая исповедует социал-демократические ценности. Условно назовем это «группой Дьякова».
И если Филату предстоит сделать выбор, то он будет в этой ситуации делать выбор не между Альянсом и ПКРМ, а между Альянсом и судьбой Молдовы. Перед таким же выбором будет стоять и Владимир Воронин. Он должен определиться, нужна ему и партии дальнейшая дестабилизация в стране или мудрее объединить усилия, пусть и с не очень желанными партнерами и совместно работать на благо страны.
Мне уже приходилось писать, какие задачи мог бы решать правящий тандем и в целом коалиция (Системный кризис в Молдове требует системных антикризисных действий). Но среди первостепенных задач хотел бы выделить меры, направленные на укрепление молдавской государственности и достижение в стране мира и согласия.
Поэтому важнейшей задачей ПКРМ и ЛДПМ является консолидация своих избирателей не идеями поиска врагов и борьбы с ними, а идеями созидания и модернизации Молдовы.
Да, ястребам, как одной, так и другой партии, будет трудно перестроиться. Но это их, а не наши проблемы.
И в заключении, об одном опыте сотрудничества власти и оппозиции. Почему-то все считают его неудачным. При этом ссылаются на то, что в результате такого сотрудничества одна из партий потеряла электоральный рейтинг и проиграла выборы. Речь идет о ХДНП.
Но это минусы для одной партии. И вытекают они не из сотрудничества, а из персональных ошибок лидера ХДНП, который, попав под обаяние Владимира Воронина, допустил ряд тактических просчетов.
А вот о плюсах, в первую очередь для страны, мало кто пишет.
Плюсы были и весьма значительные.
Во-первых, это сотрудничество привело к политическому миру в Молдове, что сразу же сказалось на развитии экономики, социальной сферы.
Во-вторых, выработались подходы к сотрудничеству власти с оппозицией. При всем несовершенстве этого сотрудничества, все же были сделаны первые шаги к передаче оппозиции ряда контрольных функций (ЦИК, Счетная Палата, Координационный совете по телевидению и радио)
В-третьих, ряд позитивных перемен произошли в ПКРМ. Партия открылась для диалога. В результате широких консультаций с гражданским обществом был принят ряд программ развития страны.
Убежден, тандем Влад Филат (президент) - Игорь Додон (премьер-министр) может переломить ситуацию в Молдове. Но чтобы такой тандем состоялся, нужны договоренности между ЛДПМ и ПКРМ.
В результате таких договоренностей у Молдовы может появиться сильный и авторитетный президент и профессиональное, эффективное правительство.
Произойдет ли это, мы узнаем в ближайшее время.