Ведущая Наталья Морарь: Дамы и господа, добро пожаловать на передачу Fabrika! Как я обещали еще в прошлую пятницу, сегодня мы не будем говорить об ответственности или принципах и ценностях, которые уже давно монополизировали некоторые политические лидеры, а о решении, которое готовит нам, конечно же, Игорь Додон. Кто стоит за ним, что ждет его, узнаем сегодня вечером. Специальный гость сегодняшнего вечера независимый депутат Игорь Додон. И по другу сторону находятся политические аналитики Анатол Цэрану и Игорь Боцан.
Игорь Додон: За эти дни я побывал во многих местах, не только в Брюсселе. В Брюсселе я встречался с премьер-министром Владом Филатом. Мы продемонстрировали, что умеем находить общий язык как с Востоком, так и с Западом. В Брюсселе мы встречались с европейскими парламентариями. Надеюсь, что у нас будут межпартийные контакты с молдавским политформированием, которое мы представим, с одной стороны и социалистическим международным формированием - с другой.
Анатол Цэрану: Встреча рядового депутата со Штефаном Фюле нечто более деликатное, нежели встречи Штефана Фюле с премьером Владом Филатом.
Игорь Додон: Мы встретились с Филатом в Брюсселе за чашкой зеленого чая и стаканом сока, кто что предпочел. Мы говорили о том, как может быть разрешен политический кризис. Это не были переговоры, так как в таком формате переговоры не проводятся.
Игорь Додон: В нашем распоряжении есть еще 10 дней, и надеемся, что президент будет избран, а все точки над "i" будут поставлены.
Игорь Додон: Начиная с марта 2010 года, я побывал во всех районных организация партии и на каждом заседании говорил о необходимости модернизации. Это была колоссальная работа - убедить рядовых членов. Они поняли. Не поняло руководство. Или ПКРМ будет модернизирована, я не настаивал на изменении символов, или ПКРМ ждет судьба радикальных левых партий. В течение нескольких лет ее ждет судьба Партии коммунистов Украины, у которой 5-6 процентов. Но, как мы его называем, чародей ПКРМ Марк Ткачук заявил, что не будет никакой модернизации.
Игорь Боцан: Для меня было ясным, что наступит момент, когда господин Додон покинет партию. Кульминационный момент был, по-моему, в январе 2011, когда депутаты ПКРМ были вынуждены подписать политическое обязательство.
Игорь Додон: Что касается бойкотирования процедуры избрания президента, это стало очевидным после того, как была объявлена дата выборов главы государства в парламенте. После этого появились другие условия, что заставило нас задуматься, что преследуется планирование досрочных выборов. В качестве экономиста, я вам говорю, что для страны это было проблематично, так как это привело бы к нестабильности по крайней мере в течение семи месяцев. Но значительная часть общества не видит другого выхода, если правление не будет реформировано.
Игорь Додон: Было бы некорректным говорить, что обсуждается на внутренних заседаниях партии. Мой уход был расчетливым шагом, а не импульсивным. Ранее о других кандидатах, кроме Гречаной, речь не шла. До 4 ноября не было дискуссий на тему, примем ли мы участие в выборах или нет, выдвинем своего кандидата или нет. ПКРМ в своем сегодняшнем формате не готова к компромиссам. Лидер партии ясно сказал, что ПКРМ никогда не сформирует коалицию. Позиция такова: все или ничего.
Игорь Додон: Кто принимает решения в ПКРМ? Мы все уважаем лидера Владимира Воронина, это естественное чувство людей, которых он продвигал. Но это больше - не формирование Воронина. ПКРМ - партия Ткачука. Ему удалось монополизировать абсолютно все в партии, начиная с политических решений и заканчивая повесткой дня председателя. Ткачук - политический колдун.
Игорь Додон: Ткачук контролирует половину фракции. Воронин, в какой-то степени находится в ловушке. Возможно, он понял это, и поэтому хочет досрочных выборов, чтобы оставить в рядах партии элементы, обязанные не Ткачуку, а лично ему. Уверен, что председатель многое понял. Последние недели мы не раз беседовали, я пытался объяснить, что происходит. Руководителю сложно, когда в партии существуют множество группировок.
Игорь Додон: Существует многое, что нужно будет сделать. Многие, в том числе и избиратели АЕИ, ожидают переформитирования. На этом этапе мы не можем рассматривать кандидатуру АЕИ. Как мы можем легализовать то, что критиковали в течение двух лет?
Игорь Додон: Не хочется вдаваться в детали Соглашения АЕИ. Но мы предложили три мандата для внепартийной кандидатуры. Было бы хорошо после двух лет дискуссий выбрать внепартийного кандидата. Кто до сегодняшнего дня говорил о госпоже Гречаной? Готов подписаться за выдвижение этой кандидатуры и проголосовать за нее, но мы не ставим жестких условий. Нас всего трое, мы не можем выдвигать ее. Но, было бы идеальным, если кандидата выдвигали бы не 15 депутатов, а 61. Тогда у него были бы реальные шансы.
Игорь Додон: Обещание, что Лупу не станет президентом, было ответом на вопрос пользователя Facebook. Понимаю, что, возможно, даже завтра будут дискуссии с АЕИ, и мы найдем компромиссного кандидата. Я ясно написал - я остаюсь рядовым депутатом. Переформатирование правления - внепартийный кандидат.
Анатол Цэрану: Гимпу попал в трудную ситуацию, он теперь вряд ли спасет положение ЛП. Гимпу не может не понимать, что соглашение АЕИ не может быть поставлено выше национальных интересов.
Игорь Додон: Не знаю, что происходит внутри АЕИ, и это меня мало интересует. Мы рискнули и предложили решение. Если кто-то из них рискнет и спровоцирует досрочные выборы, пусть не обвиняют Лупу. Если дойдет до досрочных выборов, в будущем парламенте в нашей группе будет гораздо больше людей.
Игорь Додон: Хотел бы видеть конкретные шаги со стороны ПКРМ. Мне с трудом верится, что политическая зрелость восторжествует, и они их сделают, но если сделают, то это только привествуется.
Игорь Боцан: Думаете ПКРМ выступит с новой кандидатурой, чтобы взять реванш? Все думали, что это кандидатура Зинаиды Гречаной.
Игорь Додон: Кандидатура Гречаной была бы самой
подходящей на пост главы государства. Она - профессионал, технократ, не
была членом партии. Но ее кандидатура должна быть рассмотрена в контексте
выдвижения 61 депутатами. С лидерами АЕИ этот вопрос не обсуждался.
Игорь Додон: Уход из ПКРМ было моим собственным решением, принятым вместе
с коллегами. Москва за мной не стоит.
Игорь Боцан: Лидеры АЕИ подписали соглашение, которое сами не соблюдают. Было бы странным для вас явиться к ним с собственным проектом. Поэтому, верится, что у вас есть гарантии на более высоком уровне. Гречаная будет одобрена в кругах Москвы и Брюсселя.
Игорь Додон: Граждане были бы рады иметь президента, у которого хорошие отношения как с Востоком, так и с Западом. У госпожи Гречаной хорошие отношения как с Москвой, так и с МВФ, европейскими банками. Признаю, что мы были в Брюсселе, чтобы убедить в том, что кандидатура Гречаной - подходящая.
Игорь Боцан: Думаю, что по поводу Марка Ткачука вы ошибаетесь. Он часто помогал Воронину выйти из неоднозначных ситуаций.
Игорь Додон: Мне кажется странным, когда меня называют предателем. Мне по части предательства еще многому нужно научиться у бывших однопартийцев. Когда оказывешься в одном электоральном списке с преступниками.
Игорь Додон: Мне говорил сам председатель: Игорь, от хорошего хозяина не уходят, особенно женщины. Странно говорить о предательстве, когда многие покидают. Кто остался в ПКРМ из команды 2001-го? Всего лишь несколько советников. Недовольство велико. Хватит ли им храбрости уйти или нет, это другой вопрос. Если 18 числа будет избран президент, фракция ПКРМ многих потеряет.
Игорь Додон: Не стану частью ни одной из партий правящей коалиции. Не соглашусь на посты ни в парламенте, ни в правительстве. Вероятнее всего, в последующие дни присоединюсь к Партии социалистов Молдовы. Это формирование, ценности которой мы разделяем. Обращаюсь к тем, кто готов пойти со мной в эту партию.
Игорь Додон: На протяжении последних 8-9 лет, Влад Плахотнюк
сыграл негативную роль, в том числе и для меня, в политическом плане. Я был
ответственным за переговоры с ДПМ, и в конце концов, оказался среди
коллег-демократов, как говорят по-русски.... Во время предвыборной кампании он
открыто работал против меня, может на Шелина, Коропчану, не знаю. В политике,
личное не должно быть вынесено на государственный уровень.
По материалам publika.md