Аналитика и комментарии

Назад

Кто «заказал» Смирновых?

К «принимающим решения» есть множество дверей. Величайшее. И скрип этих дверей, часто принимают за государственную волю. Мечта любого зависимого от Москвы политика обойти эти двери и напрямую говорить с «принимающими решения».
Кто «заказал» Смирновых?

«Непонятливость» Смирнова

Начавшийся в начале года «московский накат» на его, казалось бы, незыблемые позиции в Приднестровье, бессменно им возглавляемом 20 лет – к концу года, ближе к президентским выборам, достиг своего апогея. В августе Москва «взялась» за его невестку Марину Смирнову, официально, по приднестровской иерархии, считающейся «Специальным представителем Президента ПМР в Российской Федерации».

Уже в начале осени, перед своим уходом в отпуск глава кремлёвской администрации для СМИ обозначил свою позицию о том, что несколько раз Игорю Смирнову в Москве говорили, открыто, что - пора на пенсию. Есть, мол, помимо Вас, Игорь Николаевич, «молодые да ранние». Смирнову это, конечно, было в диковинку слушать. Он то не в Москве живёт, обстановку с «альтернативными кандидатами» знает хорошо.

Ну а в октябре-ноябре началась «тотальная зачистка». Главное следственное управление Следственного комитета России провело обыски в ряде фирм, учредителем которых является сын приднестровского лидера Олег Смирнов. Было возбуждено уголовное дело. Изъяты финансовые, хозяйственные и иные документы, имеющие значение по уголовному делу. Так уж совпало, что представительство Приднестровской Молдавской Республики, расположенные в Армянском переулке в Москве являются и юридическим адресом нескольких фирм Олега Смирнова (ООО "Торгинвест", ООО "Русинвест" и ООО "Элантра").

Следователи считают, что «с ноября 2008 по ноябрь 2009 года Бризицкий по предварительному сговору со Смирновым и другими лицами из корыстных побуждений совершили хищение путем присвоения и растраты денежных средств, выделенных Российской Федерацией Приднестровской Молдавской Республике в виде гуманитарной помощи для выплат надбавок пенсионерам и поддержки сельского хозяйства республики. В результате их противоправных действий интересам Российской Федерации причинен имущественный вред в сумме около 160 млн рублей. Главное следственное управление СК России возбудило уголовное дело в отношении заместителя председателя Приднестровского республиканского банка Олега Бризицкого, Олега Смирнова и других лиц, подозреваемых в совершении тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ /"Хищение чужого имущества путем присвоения и растраты, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере"/».

Теперь, по сути. Вся информация о том, куда приходили деньги и куда они уходили есть на сайте Верховного Совета ПМР. Любой может зайти и просветиться по этому вопросу. Деньги поступали не в банк Олега Смирнова. Об этом был пресс-релиз Приднестровского республиканского банка. Кроме того, по логике, раз деньги так активно крались, значить пенсионеры не получали никакой российской добавки и кредиты «для поддержки сельского хозяйства» не выдавались? Но всё было с точностью до наоборот. И кредиты выдавались, и банк Олега Смирнова в этом процессе не принимал участие, и добавка к пенсии постоянно выплачивалась. Мало того, когда помощь временно (на восемь месяцев) была приостановлена – «российская добавка к пенсии» - продолжала выплачиваться!

7 ноября Следственный комитет поручил МВД России обеспечить принудительный привод на допрос двоих подозреваемых - замглавы Приднестровского республиканского банка Олега Бризицкого и Олега Смирнова.

А 8 ноября на пресс-конференции, находящийся в предвыборном отпуске – «кандидат Москвы» Председатель Верховного Совета Анатолий Каминский заявил, что не ведает о каких 160 миллионах российских рублей идёт речь в сообщении пресс-службы Следственного комитета Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении нескольких приднестровских банковских руководителей. Цитата из сообщения официального приднестровского информационного агентства «Ольвия–пресс»: «При этом он отметил, что распределением средств из Российской Федерации с 2008 года занимался Верховный Совет ПМР. «Верховный Совет занимается распределением гуманитарной помощи с 2008 года… Мы отслеживаем все эти суммы. Что же касается той суммы в 160 миллионов рублей, то это не касается этой гуманитарной помощи. О них мне, как председателю Верховного Совета ничего неизвестно», - сказал Анатолий Каминский».

Круг вокруг приднестровского лидера сузился. СМИ «рвут» его не самый хороший имидж в клочья, взялись за семью. Остался, собственно – только сам Игорь Николаевич. Дальше «накат» может быть уже только из области принудительного устранения.

В политике нет понятия «благодарность»

Наверное, именно эту аксиому, принадлежащую Грэму Грину, наверняка вспоминает каждый день приднестровский лидер.

"Сегодня Приднестровье стремительно превращается в этакую латиноамериканскую банановую сатрапию, которые, как известно, не могут существовать самостоятельно. Смирнов явно рассчитывал на должность нашего Сомосы. Всю грудь истоптал, доказывая, что он - наш. Даже при всех издержках такого подхода, сами посудите: кормить чужого Сомосу - это уж совсем глупо. Но вот только Смирнов обнаружил, что вакансия Сомосы отсутствует, начался лихорадочный поиск новой идентичности". Это уже словесный пассажи Михаила Леонтьева, который бывал в Приднестровье не раз. "Теперь Смирнов бросился записываться в украинские Сомосы, - сделал вывод Леонтьев. - Однако кормить и охранять Приднестровье у нынешней Украины средств нет. Да и газ нынче дорог". Почему он так решил выказаться? Может, не слышал прямой речи Игоря Смирнова? Или приднестровские источники московского комментатора подвели?

Приднестровский лидер говорил, понятное дело, несколько путано, но не так категорично, как представляют это в московском эфире: "Это территория Украины, если говорить откровенно. Уточняю, Советской Украины в составе СССР. Потому что Приднестровье было автономией УССР 16 лет... [В начале 1990-х годов я с единомышленниками принял решение обратиться к Украине с просьбой вернуться в ее лоно, но тогда это не удалось осуществить. А как оно теперь? Что вам сказать...] Понимаете, это должно прийти снова в головы людей. А это желание быть с Украиной, считаю, никуда и не делось. Конечно, с самого начала это была идея украинства и будет идеей нашего украинства. [А вот другое дело, как к этой идее относятся другие... Давайте я вам отвечу тоже провокационно: пусть украинская община создаст порядок, проведет референдум и все. И если решит народ быть с Украиной, значит так тому и быть. Потому что само общество создает государство. В каком это виде может быть? Это уже другой вопрос... Но пока что мы - Приднестровская Молдавская Республика. Обратите внимание, что мы не убрали название "молдавская"... "].

И тут же Леонтьев даёт в эфире утверждения пока ещё не зарегистрированного кандидата в приднестровские президенты Дмитрия Соина: "Если Смирнов решил предать Россию, то деваться ему, собственно, некуда. Именно он будет сливать Приднестровье Молдавии. Только кто ж ему даст!?" Понятно, что Дмитрию Юрьевичу Соину, бывшему руководителю отдела по защите Конституции Министерства госбезопасности ПМР, лишённому, как он пишет в своём блоге «Указом президента Смирнова по представлению МГБ», звания «Почетный сотрудник МГБ»» – по роли надо быть тем, кого власть не любит. Опять же, в своём блоге, он характеризует этот Указ как «мелкую, не солидную месть господина Антюфеева за мою политическую позицию».

Однако, в Москве есть и другая точка зрения.

"Смирнов — человек тертый и матерый. На понт его не возьмешь,— говорит главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.— Если он выиграет, Россия вряд ли начнет тотальную блокаду ПМР. Думаю, что он добьется своего, а потом поставит Россию перед фактом — теперь, дескать, вот так".

Такой сценарий представляется нам наиболее вероятным. Центральная избирательная комиссия ПМР вручила 11 ноября удостоверение кандидата в Президенты ПМР Игорю Смирнову. Смирнов поблагодарил ЦИК за работу, заметив, что «главное – это утверждение государственности ПМР». Другим же кандидатам в президенты он пожелал «здоровья, успехов в предвыборной кампании на пост главы государства».

День народного единства

«Народы России и Приднестровья связаны одной судьбой, историей и культурой. Поэтому идеи, позволившие России выстоять четыре века назад, близки и понятны всем приднестровцам. Зримым воплощением этого стало решение самого массового движения нашей республики - Народного Союза Приднестровья – присоединиться к Общероссийскому народному фронту. В стремительно развивающейся геополитической ситуации углубление интеграционных связей с Россией на всех уровнях, усиление и расширение ее влияния в экономической, гуманитарной, миротворческой сферах является для нас главной гарантией безопасности и самосохранения.

В этот праздничный день позвольте пожелать Вам, уважаемый Владимир Владимирович, и всему российскому народу мира и добра, здоровья и благополучия, новых свершений во благо Великой России». Это из поздравления Игоря Смирнова к главе российского правительства 4 ноября.

«В Приднестровье гордятся успехами, которые демонстрирует Российская Федерация во внутренней и внешней политике. Утверждаясь на мировой арене как государство-гарант и миротворец, она объединяет вокруг себя всех тех, кто заинтересован в построении равноправных, стабильных и честных международных отношений, кто хочет гордиться своим Отечеством и быть уверенным в завтрашнем дне. Связанные одной судьбой, историей и культурой, народы России и Приднестровья совместно идут к этой цели». А это из поздравления Дмитрию Медведеву – тоже 4 ноября.

Совсем непонятная картина?

Но не может же быть Смирнов столь упрямым. Неужели он настолько крепко держится за власть? Не является ли это просто игрой и театром для «западных коллег России». То есть – явно показывается, смотрите – мы убираем человека, который, как Вы считаете, мешает переговорному процессу, который должен уйти. Но вот не уходит он. Останется во главе? Но Москва-то всё сделала, чтобы он ушёл, что теперь поделать?

Или другое, традиционное объяснение.

Москва. Как много дверей…

Понятно кто принимает глобальные решения в Москве.

Но, к «принимающим решения» есть множество дверей. Величайшее. И скрип этих дверей, часто принимают за государственную волю. Мечта любого зависимого от Москвы политика обойти эти двери и напрямую говорить с «принимающими решения». Смирнов это понимает как никто. Вместе со Смирновым идёт бессменный глава приднестровской госбезопасности Владимир Антюфеев. Его контакты с московскими коллегами – очень даже явные и в прессе о них не раз говорилось. И доступ у этого человека к менее скрипящим властным дверям есть. И стоит он горой за Смирнова.

Но есть у Смирнова и противники. Те, которые не жалеют средств и сил на смазывание петель у властных дверей. Вот и появляются очень жесткие заявления. Вот и появляются «накаты». Борьба то не шуточная.

Понятно, что люди, стоящие у власти в ПМР и занимающиеся различными делами «выходцы из ПМР» в Москве – люди далеко не бедные. Но не всё решается только деньгами.

В новейшей российской истории достаточно примеров, когда богатые и сверхбогатые люди, не понимая «процессов наверху» - лишались всего.

Теперь по сути информационного шума о смене власти в Приднестровье. Что значить смена власти? «Обновление» - это уже власть. Законодательная. Уже 11 лет. Большую часть приднестровской истории.

Теперь нужно, чтобы «Обновление» стало и исполнительной властью? Кому нужно? Прежде всего, самому «Обновлению» и той силе, которая является единственным учредителем этого политического образования – всем известной фирме «Шериф». Средств на это, как мы уже отмечали ранее – не жалеют.

Посмотрим, что перевесит 11 декабря – деньги или политический опыт.