На днях довелось мне случайно стать невольным свидетелем прелюбопытной, перевернувшей мне душу беседы двух иностранцев, граждан одной небольшой, но очень благополучной страны «Старой Европы», о том, что происходит сегодня в Молдове, в частности, почему вдруг солидные представители «евроструктур», столько лет тешившие самолюбие молдавской политической элиты обещаниями не сегодня, так завтра открыть нашей стране ворота в «европейский рай», то есть в ЕС, вдруг без обиняков заявили, что, увы, увы, ни сегодня и ни завтра этого никак не случится, да и случится ли вообще когда-то, большой-большой вопрос.
Один из этих иностранцев, почтенный предприниматель в летах, уже шесть лет без особого успеха пытающийся наладить бизнес в Республике Молдова, а теперь махнувший на всё рукой и собравшийся обратно домой, отвечая на вопрос своего младшего коллеги, только что прибывшего в нашу страну с этой же целью, о том, почему в «этой стране» всё так плохо - нет ни политической стабильности, ни экономического и социального прогресса, ни элементарной законности и правопорядка, сокрушенно покачивая головой, сказал ему примерно следующее:
«Что Вы хотите, друг мой? Глушь… Окраина Европы… Дикие нравы… Грубость чувств… К тому же люди в этой стране, называющие себя политиками, такими, по определению, не являются…
Наверное, кто-то когда-то просто ввёл их в заблуждение… Кто-то, видимо, подсказал им, что их удел – встать на стезю политики… Что это, дескать, невероятно актуально… И прибыльно тоже, разумеется… Вот они так и поступили…
Ну, а остальные добропорядочные люди в Молдове их слушают, слушают, слушают… И голосуют, голосуют, голосуют за них… А они, эти самые, которые считают себя, безо всяких оснований к тому, политиками, всё время обещают своим избирателям переобещать обещанные ранее свои же обещания…
Вот Вам, друг мой, и роковой замкнутый круг, вот Вам и печальный итог – полное банкротство политиков и во власти, и в оппозиции… Какой-то последний шаг остался и до полного банкротства всей этой многострадальной страны, явно не доросшей до собственной независимой государственности…»
Признаюсь, от этих горьких слов иностранца, представляющего демократическую страну Европы, где Закон есть закон, Парламент есть парламент, а не «кукольный театр Карабаса Барабаса», а Правительство есть команда профессиональных управленцев, а не пёстрое сборище вороватых «партийных комиссаров» - кумов, сватов, нанашей, братьев, сестёр и племянников партийных вождей, прозвучавших как суровый приговор, на душе у меня стало очень скверно, потому что возразить-то мне было ему нечего. Всё, к сожалению, верно, всё так и есть в нашей несчастной стране сегодня.
О том, что ситуация в нашей стране, действительно, движется по нарастающей от плохого к ещё худшему, красноречивее всего можно судить хотя бы по тому, что многие сотни тысяч её граждан уже покинули отчий дом, уехали на чужбину, где трудятся на иноземных хозяев и худо-бедно добывают средства на пропитание самим себе и своим оставшимся в Молдове бедствующим родственникам, не собираясь возвращаться обратно, а другие сотни тысяч ищут любую возможность для того, чтобы также последовать их примеру.
Понятно, что если уж такие, обычно очень домовитые и трепетно любящие свой родной край люди, как молдаване, бегут, очертя голову, куда глаза глядят от родных своих полей, садов, виноградников, домов, храмов и погостов, где покоятся многие поколения их предков, то это может значить только одно: дела в молодом независимом и суверенном государстве Республике Молдова идут из рук вон плохо, молдавские власти оказались полными банкротами, неспособными справиться с навалившимися на страну (в основном, по их же вине) проблемами и трудностями, это относится как к власти либеральной, так и коммунистической, а молдавский народ потерял веру и в свою собственную страну, и в способность власти спасти её от полного экономического и политического краха, и в «защитную функцию» оппозиции тоже.
Впрочем, чему тут особенно удивляться? Ведь, по большому счёту, и эти самые правые либеральные власти, и эта самая левая оппозиция в лице 101 депутата молдавского Парламента не слишком-то напрягаются и заморачивают себе головы тяжкими думами о том, что и как надо поскорее сделать для того, чтобы остановить падение страны в пучину системного политического, экономического, социального, а теперь ещё и демографического кризиса, как вернуть себе доверие народа, как вселить в него веру в то, что переживаемые Молдовой сегодня трудности носят временный характер и вполне преодолимы, если власть, оппозиция и народ будут действовать вместе, солидарно, дружно и сообща.
Им, этим «слугам народа», просто не до таких «мелочей». Они заняты «более важными» делами – вот уже два года пытаются «по справедливости» поделить три главных портфеля в системе государственного управления - Президента, Премьера и Спикера - на четверых, да так, чтобы довольными остались и три правящие партии – входящие в Альянс «За европейскую интеграцию» ЛПМ Михая Гимпу, ЛДПМ Владимира Филата, ДПМ Мариана Лупу – Владимира Плахотнюка, и оппозиционная ПКРМ Владимира Воронина.
Ничего путного из этой затеи у них, понятное дело, не получается. Но, увы, несмотря на то, что, согласно правилам арифметики, три на четыре не делится, господа и товарищи «слуги народа» упорно продолжают постыдный и нескончаемый политический спектакль под названием «Выборы Президента».
Более того, принятые ими 25 ноября 2011 года новые скандальные поправки в Закон о выборах Президента, согласно которым, эти выборы могут вообще длиться до бесконечности, предоставляют им теперь полную свободу рук в их затянувшейся игре, ставка в которой – судьба страны и народа.
Отсутствие всякой видимой и ощутимой реакции с их стороны на законные требования народа прекратить свои опасные подковерные игры и заняться, наконец, практическими делами, избрать Президента и восстановить политическую стабильность и гражданский мир в стране, убедительно свидетельствует о том, что большинство из нынешних «слуг народа» давно уже утратили не только совесть, чувство стыда и ответственности, но и элементарное чувство самосохранения и здравого смысла.
Такого изумительного бессердечия и политического изуверства, такого средневекового чванства и боярского высокомерия, такой неспособности поступиться личным ради общественного, такого неуважения по отношению к собственным гражданам, которые присущи нынешним «слугам народа» в формально демократическом государстве под названием Республика Молдова, вряд ли можно найти в какой-либо другой цивилизованной стране мира.
Цинично наплевав на тот факт, что их избрал в Парламент поверивший им народ Молдовы, пребывающий сегодня в крайней бедности и нищете и ждущий от них помощи и поддержки, господа и товарищи депутаты, поверившие в то, что и в самом деле являются «большими политиками», только тем и заняты, что устраивают базарные скандалы и неприличные перебранки в стенах Парламента, да ещё любуются своими собственными изображениями на телеэкранах, ежевечерне появляясь на них и соревнуясь друг с другом в том, кто из них выглядит «всех пригожей и милее», всех красивее, умнее и благороднее, кому из них народ доверяет больше.
Так что, для меня лично вовсе неудивительно, что 83,5% людей в Молдове, как показал недавний опрос общественного мнения, считают, что дела в нашей стране идут в неверном направлении.
Это очень опасный показатель. Более того, это смертельный диагноз для молдавской политической системы. Помнится, что таких упадочных настроений в молдавском обществе не было даже в 2000 году, после разрушительного десятилетнего пребывания во власти «национал-демократов первой волны».
Можно сказать, что народ уже вынес приговор нынешней системе управления в Республике Молдова. Уровень доверия к государственным институтам упал до самого низкого предела. Правительство, Парламент, институт Президента, система юстиции, армия, банковская система, политические партии, полиция в глазах молдавских граждан достойны доверия намного меньше, чем когда-либо за всю двадцатилетнюю историю независимости страны.
А ведь это фундаментальные государственные и социальные институты, обеспечивающие правовое, экономическое, социальное, культурное существование Молдавского государства. И именно они, эти фундаментальные основы, трещат сегодня по швам. Когда они окончательно подломятся и рухнут, последует национальная катастрофа – случится полный коллапс системы государственного управления. Сможет ли выжить в этом случае и сохраниться ослабленная до предела молдавская независимая и суверенная государственность, вот в чём сегодня вопрос.
Особенно актуален этот вопрос в связи с начавшимся крушением оптимистического мифа о непременно грядущей вскоре «европейской интеграции» Молдовы, призванной принести молдавскому народу «на блюдечке с голубой каемочкой» всё самое лучшее, что только есть на вожделенном «благополучном, богатом, сытом и добром Западе».
Сегодня уже даже самые наивные «еврооптимисты» и близорукие политические мечтатели вынуждены признать, что этот популистский миф был изначально иллюзорен, потому что никто и никогда не собирался и не собирается решать за нас все наши проблемы.
К тому же все последние два года сам ЕС отчаянно борется с навалившимся на него спрутом-кракеном мирового экономического и финансового кризиса, лихорадочно изыскивая средства для смягчения его последствий и спасения попавших в его цепкие щупальца стран «еврозоны», а потому все проблемы Молдовы для Брюсселя и Страсбурга отошли на тридесятый план и всё меньше их беспокоят.
Так что, нет ничего удивительного в том, что евроскептицизм в настроениях молдавских граждан, постепенно усиливаясь, уже привёл к тому, что на прямо поставленный вопрос о выборе между интеграцией в ЕС или в Таможенный Союз России - Белоруссии - Казахстана только 33,8% опрошенных высказались за продолжение европейской интеграции, а 45,6% - за вхождение в ТС.
Стало совершенно ясно, что сложившаяся политическая система в Республике Молдова ущербна и недееспособна. Она совершенно дискредитировала себя, так как не может справиться с проблемами страны, неспособна добиться улучшения социально-экономической ситуации, к тому же ещё и скомпрометировала саму идею демократии.
У правящего либерального Альянса остался только один разумный выход: отказаться от власти и принять решение о самороспуске, которое должно будет выразиться в отставке Правительства, в сложении полномочий руководства Парламента и исполняющего обязанности Президента, после чего следует провести Республиканский референдум, на котором молдавский народ должен будет принять решение о путях спасения страны, в том числе о формировании новой системы власти с новым курсом.
Альтернативы этому шагу, на мой взгляд, сегодня не существует. Если либеральная власть в лице трёх партий правящего АЕИ-2 откажется сделать этот шаг, а оппозиция в лице ПКРМ не найдёт в себе силы заставить её это сделать, последствия могут быть поистине катастрофическими.
При этом всем нам надо помнить, что этой катастрофы молдавской независимой государственности очень хотят и ждут определённые политические силы и в самой Республике Молдова, и за Прутом.
Как заявил на днях небезызвестный высокопоставленный сотрудник румынских спецслужб Дан Дунганчиу, бывший советник униониста, лидера ЛПМ Михая Гимпу, единственный шанс на «унирю», то есть объединение Бессарабии с Румынией - это полный провал всех государственных институтов в Молдове. Ни для кого уже давно не секрет, что Румыния совершенно не заинтересована в успехе Республики Молдова, потому что успешной и процветающей стране незачем будет с кем-то объединяться.
Тем, кто видит выход из нынешней трагической ситуации в новых досрочных парламентских выборах, скажу лишь одно: если дело дойдёт до этих выборов, в Молдове вновь развернётся беспощадная избирательная война, которая ещё более обострит все существующие противоречия, ещё более углубит социальное и политическое противостояние.
Учитывая общую нестабильную политическую ситуацию в стране, такое самораскручивающееся противостояние, «заводящее» народ, может легко выплеснуться далеко за рамки избирательной кампании, вылиться в прямые столкновения, когда основная масса граждан будет отстранена от выбора политического решения, а инициативу его принятия захватит либо улица, либо унионистская «пятая колонна», либо военно-полицейская машина государства, либо, что особенно опасно, в ситуацию вмешаются внешние силы.
Сегодня, в расколотой почти до основания Молдове нужен своего рода «исторический компромисс» между партиями власти в лице АЕИ-2 и оппозицией в лице Партии коммунистов и её возможными союзниками на левом фланге политического поля страны. Этот «исторический компромисс» потребует и от партий власти, и от оппозиции переосмысливания своей роли и своих целей и задач.
В молдавском обществе существует почти полный (за исключением некоторых политических радикалов) консенсус по вопросу о продолжении реформ. Всё дело лишь в характере и темпе этих преобразований. Именно это – главный пункт возможного «исторического компромисса».
Сегодня, когда в экономике Молдовы произошли коренные структурные изменения, созрели объективные условия и для изменения темпа и характера реформ. Необходима социальная переработка и усвоение результатов целого цикла реформации Молдовы. Речь идёт сегодня о социализации реформ и становлении в Молдове социального государства.
Кто из представителей молдавской политической элиты готов к такому «историческому компромиссу»? К тому, чтобы отдать какую-то часть власти? Или, может быть, всё же прав был заезжий иностранец в своих убийственных характеристиках, данных им молдавским политикам?