Политика

Назад

«Пипл» не хочет «хавать» такую демократию

Несмотря на февральские холода, температура общества уже добралась до 41,5. Но альянс вместо радикальных мер по борьбе с затянувшейся болезнью предпочитает мягкую терапию в виде компрессов и примочек
«Пипл» не хочет «хавать» такую демократию

После получения кишиневцами январских счетов за тепло число участников акций протеста возрастет. Во всяком случае, с добрый десяток моих соседей, людей никогда не интересовавшихся политикой, собираются выйти в субботу или в воскресенье на площадь Великого Национального собрания. Им все равно, кто организует митинги. Они просто больше не могут так жить.

Несмотря на февральские холода, температура общества уже добралась до 41,5. Но альянс вместо радикальных мер по борьбе с затянувшейся болезнью предпочитает мягкую терапию в виде компрессов и примочек, нисколько не беспокоясь о том, что уже пошла общая интоксикация организма. Народ тошнит от новостей, связанных с избранием-неизбранием президента, лица политиков в телевизоре вызывают стойкую аллергию, а заявления уже не только эксцентричного Михая Гимпу, но любого представителя власти – нервный смех. Ну как тут не процитировать Ленина: «Страшно далеки они от народа». И это вождь революции говорил о декабристах, вышедших на Сенатскую площадь против самодержавия и крепостного права. Представляю, что сказал бы он о представителях молдавской политической элиты.

Такое впечатление, будто живут они на другой планете. У них очень странные представления о действительности. Им кажется, что рядовой гражданин Молдовы не меньше их самих озабочен отсутствием главы государства. Выступающий в эфире priliudno.tv почетный председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков на вопрос зрителя, что же изменится в стране, если завтра будет избран президент, ответил буквально следующее: «Все успокоятся, займутся делами, правительство, в первую очередь, парламент. Исчезнет мотив борьбы и споров как внутри альянса, так и между альянсом и оппозицией… Если будет избран президент, у нас не останется мотивов для междоусобицы, у нас не будет серьезных споров». Действительно, единственное, что заслуживает ожесточенных дискуссий у избранников нашего сытого и благополучного народа, - это вопрос, с какого конца бить яйцо? Надо сначала дату избрания президента определить или его кандидатуру?

Так и хочется сказать: алё, гараж, выгляньте в окно. Трем миллионам населения (за исключением, возможно, африканского румына Дж.Оноже, готового броситься на амбразуру нелегкой должности главы государства) все это абсолютно неинтересно. Люди хотят жить в нормальной стране, чтобы не было мучительно больно за идиотски прожитые годы. И не надо тешить себя иллюзиями, связывая массовые протесты исключительно с происками оппозиции, стремящейся во что бы то ни стало вернуться на Олимп. Тем более, что людей на площадь выводят не только коммунисты. И первыми об узурпации власти сказали не они.

Занятые борьбой за место под солнцем лидеры альянса не насторожились, когда на горизонте появился Комитет по защите Конституции и демократии. Это первая в истории Молдовы настоящая неформальная общественная организация, объединившая разных людей с разным опытом и разными политическими взглядами. У нее нет разветвленной структуры и ячеек на местах. Нет устава и долгосрочной программы. Нет своего электората и своих СМИ. По сути, это просто группа людей. Но то, что эта группа, не имея никакого партийного ресурса, собирает в морозы на митинги по 2-3 тысячи человек, уже говорит о многом. О том, что «пипл схавает» не все. И его уже не купишь рассказами о демократии и евроинтеграции (тем более, что очень многие евроинтегрируются без помощи властей, всеми правдами и неправдами выбираясь отсюда).

«Пипл» не хочет «хавать» такую демократию, когда одним позволено все, а другим ничего. Когда подвыпившего министра, пойманного за руку полицейским, пытается обелить родственник одного из лидеров партии, в которой состоит этот самый министр. Когда Генпрокурор с трибуны парламента заявляет, что в зале сидят депутаты, замешанные в торговле людьми, но не требует лишить их мандатов и не пытается применить к ним никаких санкций. Когда премьер-министр говорит о том, что судьи Конституционного суда подкуплены, а никакой проверки этих заявлений не проводится. Когда, наконец, гарант Конституции, пусть и врио, нарушает Основной закон и позволяет нарушать его другим «слугам народа».

С высоких трибун «пиплу» внушают, что так и должно быть, ничего противозаконного в стране не происходит. Что торговаться о президенте в течение 450 с хвостиком дней вместо 45 положенных – это нормально, а досрочные выборы приведут страну к коллапсу. Правда, не объясняют, какие структуры при этом будут разрушены и как это отразится на жизни рядового гражданина. И никто еще не удосужился растолковать, почему нарушение Конституции – это еще не коллапс, а смена одних лиц в парламентском зале заседаний на другие – уже он?

А ведь со школьной скамьи «пипл» усвоил, что Конституция – это свято. Кто ее нарушил, тот преступник. Поэтому, по логике, даже если б в стране оставался единственный нерешенный вопрос – выборы президента, - то все равно власть должна была бы сдать свои полномочия и снова вступить в предвыборную борьбу.

Массовые протесты – это не лучший выход из положения. Они чреваты беспорядками, переворотом, тем, что их волна снова может вынести и поднять наверх всякую нечисть. Только в нынешней нашей жизни выбирать не из чего. В ситуации, когда власть не прислушивается ни к обществу, ни к СМИ, когда в суды обращаться бесполезно, это единственный выход напомнить руководству страны о себе и о своих интересах. О том, что всему есть предел. И что Конституцию еще никто не отменял. И что нам уже нечего терять, кроме своих цепей и чувства собственного достоинства.