Экономика и бизнес

Назад

Рынок медикаментов: наблюдается тенденция усиливающегося дефицита

Фармацевты и государственный бюджет в шоколаде, а граждане страны, имеющие проблемы со своим здоровьем, озабочены не только тем, как приступить к его поправке, и где найти требуемые деньги, но и зачастую, как же все-таки заполучить необходимые медикаменты?
Рынок медикаментов: наблюдается тенденция усиливающегося дефицита

Ещё в начале 2010 года, вняв нарастающему недовольству граждан, подхваченного Масс-медиа, премьер-министр Влад Филат потребовал от Минздрава и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (далее ЦБЭПК) «разобраться» с неоправданно высокими ценами на медикаменты, зачастую в разы превышающие прейскуранты наших соседей. После последовавших за этим многочисленными громкими и, по сути, без реальных результатов заявлениями, в спешке было принято Постановление правительства 525 от 22.06.2010 об утверждении Положения о порядке утверждения и регистрации цен производителя на лекарства. Но вместо 20 и даже 40% неоднократно обещанных снижений цен мы по итогам года получили их рост на 5,4%.

Затем пришел новый министр здравоохранения и также с не меньшим оптимизмом заверил, что уже в январе 2011 года цены снизятся на одну треть. Надо признать они снизились, но только на 3%. И этот уровень так и сохранился до настоящего времени, что уже тоже, казалось бы, неплохо, если бы не отдельные «но»…

Во-первых, средний годовой курс лея к доллару США с 2010 года к 2011 укрепился с 12,3663 леев до 11,7370 или на 5,1%, а евро с 16,3995 до 16,3369 леев или на 0,4%. Вот и получается, что реального снижения цен на импортируемые лекарства, как бы и не было достигнуто.

Во-вторых, в перечень медикаментов, по которым официальной статистикой рассчитывается индекс потребительских цен, входит всего 50 наименований, что, с одной стороны, дает определенную репрезентативность такой оценки, но, с другой, вовсе не означает, что ваше лекарство будет теперь на 3% дешевле.

Но наша главная проблема даже не в этом. На начало прошедшего 2011 года цены производителей были определены только для 1916 наименований из 12662 позиций, внесенных в Национальный каталог цен производителя на лекарства или лишь для 15% от их общего количества. Остальные медикаменты не были зарегистрированы, так как предлагаемые импортерами цены на то время не вписывались в заявленные Минздравом показатели.

Разумеется, это тут же сказалось на значительном сокращении предлагаемого аптеками ассортимента лекарств. И если прежде многие наименования привозили из-за границы в карманах и ручной клади по причине большой разницы в ценах, то теперь – из-за банального их отсутствия.

Тем не менее, жесткий прессинг на рынке медикаментов нарастал. Шли массовые проверки, организованные сотрудниками ЦБЭПК и Минздрава, «результаты» тут же вбрасывались в Масс-медиа. Для придания этой компании большего официоза 01.04.2011 был принят Закон РМ №60 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (опубликован: 03.06.2011 в Monitorul Oficial №91-94, статья №232). Этим документом корректировался Закон о фармацевтической деятельности № 1456-XII от 25 мая 1993 года (повторное опубликование: Monitorul Oficial, 2005 г., № 59–61, ст.200). Таким образом, на законодательном уровне закреплялись основные регламентирующие положения ранее принятого Постановление правительства 525, фактически, направленные на ликвидацию в этом секторе молдавской экономики рыночных отношений.

Да, особенностью молдавского рынка лекарств является то, что при, казалось бы, значительном числе импортеров лояльная конкуренция на нем, практически, отсутствует. Ибо в нашей маленькой стране, как правило, по каждому наименованию на рынке присутствуют лишь 1-2 дистрибьютора, которые и монополизируют процесс ценообразования. А это, в свою очередь, позволяет им использовать далеко не рыночные схемы формирования цен на лекарства. Поэтому процесс ценообразования на медикаменты, безусловно, требует определенного регулирования со стороны государства. Но подобное вмешательство должно быть взвешенным и транспарентным с учетом мировой практики регулирующего воздействия, не противоречащего основополагающим принципам цивилизованного рынка. Основной удар следовало бы нанести по тем импортерам, которые искусственно накручивают цены, в частности, завозя препараты через посредников, включая и оффшорных, а не напрямую от производителя.

В аптеках Франции и Германии количество наименований лекарств приближается к 100 тыс., а в США вообще около 300 тыс.! Представить, чтобы в этих странах подобным же образом рассадили огромный, согласно молдавских норм, репрессивный аппарат, разумеется, невозможно. Но главное, что произошло в результате такого примитивно-административного «регулирования» так это то, что наши граждане лишились возможности приобретать в аптеках многое из того, чем давно лечатся в других странах.

Если сегодня заглянуть в Национальный каталог цен (см. www.ms.gov.md/ministry/cat/catalog), то там уже вписано только 10239 позиций или на 20% меньше, чем год назад. А с учетом того, что многие медикаменты имеют различную дозировку с соответствующим увеличением числа регистрируемых строк, то реально получается, что наименований лекарств получается в разы меньше. Но и в этом куцем перечне для множества позиций по-прежнему отсутствуют цены производителя. Значит, импортеры так и не договорились с чиновниками ввиду того, что предлагаемые зарубежными производителями цены реализации не обеспечат «пристойную» для торжественных реляций отчетность.

Но и по тем строкам, где цены вписаны, вовсе не значит, что данные медикаменты по-прежнему ввозятся в страну. Ведь наступил 2012 год, требующий обновления контрактных условий, включая и ценовую компоненту. А зарубежные производители ну, никак не хотят войти в положение, что у нас право допуска их продукции определяет, прежде всего, офицер ЦБЭПК, ибо трех структур, как: Фарминспекция Агентства по лекарствам, Комиссия по аккредитации и Бюро по ценообразованию Минздрава, явно недостаточно.

Даже без ценового фактора, благодаря их «слаженной» работе, в последнее время наблюдаются большие перебои с поставками медикаментов. Это длительные задержки сертификации и контроля качества. Притянутые за уши требования по раздутому перечню документов. И в первую очередь, сиё относится к бюджетным и доступным населению по ценам препаратам, как например: Борисовского завода медицинских препаратов (Белоруссия). Увеличились сроки выдачи документов по препаратам сертификата GMP. Есть случаи немотивированной задержки выдачи сертификатов качества на медикаменты, одновременно завезенных от одного поставщика разными фирмами в пользу какой-либо из них. Этакое, явное протекционирование или точнее: крышевание…

В целом, после введения названного Каталога сразу же стали исчезать, либо поставляться с большими перебоями медикаменты, зарегистрированные по более низкой, чем было ранее, цене. Некоторые наименования ушли совсем, например Дипроспан 1мл №5 и Алфлутоп 1 мл №10. В частности, цена на Дипроспан в Каталоге была зарегистрирована более чем в 3.5 раза ниже по сравнению с предыдущими ценами поставок. После этого его и не стало.

Как следствие, наблюдается тенденция все усиливающегося дефицита медикаментов. Его общий уровень по неофициальным оценкам фармацевтов уже достиг примерно 25-30%. В результате, сегодня отмечается отсутствие многих наименований из поставлявшегося ранее ассортимента таких фирм, как: Astellas, Фармстандарт, Дарница, Ирбит, West Coast, Bayer, «Витамины», Умань, Unique, Микроген, Биомед Мечникова, Schering Plough, Pliva AWD, Стома Украина, Boehringer In., Bionorica, Orion Pharma, Pfiser и многих других. Из аптек исчезли заурядные лекарства, такие как: Аскорбиновая кислота 10% 5мл №5, витамины Ундевит №50, производства Умань, Нитросорбид №50, Гастал №60, Интерферон №10, Смекта №30, Лидаза 64ЕД №10, Аллопуринол 150мг, Дифрарел Е, Brustan 400mg+325mg N10, Офтан-Тимолол гл.капли 0,25% и 0,5%, мазь «Финалгон», Ниттифор 60мл, Оксикорт аерозоль 55мл, Полкортолон аерозоль 30мл, Фенистил капли, Эринит таб., Элеутерококк экстракт 50мл, Овестин свечи, Витрум Антистресс всех видов фасовки, Мастодинон капли и драже, Климадинон капли, Синупрет драже №50, Геморзон свечи и мазь, Проктоседил капсулы и капли, Софрадекс глазные капли, Отилин 0,05% (детский), мазь Лоринден А, Плантекс №10, Энтерол капс. 250мг №10, Ламитер спрей, Микрогинон драже №21, Бисептол суспензия 80 мл, Бифиформ капс. №30, Лизигамма 5 мг и 10 мг, Этол форте №14, Панкреатин №60 (Ирбит), Пирагенал всех видов и т.д.

Столь длинное перечисление наименований приведено здесь с тем, чтобы многие, кто нуждается в конкретных медикаментах, могли обнаружить и свой препарат, в поисках которого они уже сломали себе голову. Лично мне от повышенного давления прописана Лизигамма 5 мг, но пока в аптеках еще была дозировка в 20 мг, приходилось делить таблетку на 4 части с соответствующей «точностью» дозировки. Но и 20 мг в большинстве аптек уже отсутствует. За что, естественно, горячая и искренняя «благодарность» нашим горе реформаторам! Вот уж действительно: «Das Kind mit dem Bade ausschutten», что в переводе с немецкого означает: «Вместе с водой выплеснуть и ребенка».

Некоторые заводы-изготовители зачастую в последнее время рассматривают возможность изменения статуса производимой ими продукции и перевода её из категории медикаментов в категорию биодобавок. Такое наблюдается, например, с препаратами фирмы Niсomed: Кальций Д3 №20, №50 и №100, Виусид, Эпиген спрей и т.д. При нашей чрезмерной забюрократизированности перерегистрация данной продукции также становится причиной искусственного развития дефицита в течение нескольких месяцев.

Но даже при таком, казалось бы, гипертрофированном внимании к уровню цен со стороны не дремлющих многочисленных контролирующих структур для отдельных импортеров, как и прежде, допускаются непонятные, на первый взгляд, поблажки. Например, совсем недавно увеличилась стоимость препарата Бисакодил №40 (Гриндекс) в среднем с 8,90 до 11,30 леев, кардинально поднялись цены на препараты украинского производителя Дарница. Так, Никотиновая кислота в ампулах возросла примерно с 9,80 до 16 леев.

Негативные тенденции на рынке медикаментов привели и к тому, что заметно снизилась информационная работа представительств зарубежных предприятий, а некоторые и вовсе ушли из Молдовы, как например, фирма Sandoz. А за ними исчезают и предлагаемые ими препараты.

Но, тем не менее, рынок медицинских препаратов по-прежнему остается очень привлекательным для бизнеса. Это, по сути, единственный сектор нашей экономики, который, несмотря на все возникающие препоны, практически, не затронул мировой финансовый кризис. Если в 2008 предкризисном году в Молдову было официально импортировано фармацевтической продукции на 151,4 млн. долларов, в 2009 – на $172,8 млн., в 2010 – на $178,8 млн., то в 2011 – уже на $214,3 млн. или с ростом к 2008 году на 42%! Другие сектора национальной экономики даже мечтать не могут о таком подъёме. В результате, в прошедшем году участники данного рынка в качестве 40% официально разрешенной торговой наценки получили от импорта более 1 млрд. леев, а в государственный бюджет в качестве налога на больных и немощных в форме НДС, исходя из приведенных цифр, поступило свыше 380 млн. леев!

Разумеется, приведенные финансовые достижения молдавских фармацевтов, это как средняя температура по больнице. В этой сфере деятельности существует множество явных несуразностей, которые последовательно уничтожают небольшие фирмы, расчищая поле для монопольного владения рынком крупными игроками.

Например, введение анти-рыночной нормы: новую аптеку уже нельзя располагать на расстоянии менее 250 м от ближайшей аптеки? Это для того, чтобы не было конкурентов, сбивающих монопольные цены?

А регламент, который предписывает оптовикам иметь склады общей площадью не менее 150 кв.м с отдельными помещениями для каждого из четырех видов медикаментов, детально расписанными условиями их содержания и конкретными видами оборудования? И это ваши проблемы, если вы импортируете только один вид, склад необходимо иметь полностью оснащенным в соответствии с данным документом и не менее 150 кв. м!

Вызывает удивление и то, что при сертификации препарата, с дозировкой, скажем, в 5 мг импортер раз в 5 лет платит 13500 леев, но и за 10 мг нужно еще раз заплатить 6750 леев, и за 20 мг тоже. Разве здесь не один и тот же препарат, что его состав всякий раз следует исследовать?

И зачем каждый раз необходимо представлять толстенный пакет документов и толкаться по властным коридорам, чтобы получить право на ввоз очередной партии лекарств?

И почему фармацевты обязаны не только дублировать отчетность, представляемую органам статистики, но и регулярно отправлять «на верх» массу другой информации на каждый свой чих?

Только в нашем Минздраве могли додуматься до того, что одно юридическое лицо, занимающееся импортом и розницей, обязано иметь два фармацевта-менеджера и вести два раздельных бухгалтерских баланса.

Разумеется, таким безудержным бумажным валом отчетов и справок имитируется кипучая деятельность непомерно раздутых штатов бюрократов в Министерстве и структур при нем. Зато все при деле!

Но чем больше чиновников и перечень разрешительных документов, тем более благодатная почва для взяток и коррупции! Это же аксиома!

Вот только в итоге, за всю эту вакханалию расплачиваемся мы торговой наценкой в 40%, тогда, как для других товаров, цены на которые регламентируются нашим государством, она устанавливается в размере до 20%!

И в чистом остатке получается, что при всех перечисленных нагромождениях и несуразностях фармацевты и государственный бюджет в шоколаде, а граждане страны, имеющие проблемы со своим здоровьем, озабочены не только тем, как приступить к его поправке, и где найти требуемые деньги, но и зачастую, как же все-таки заполучить необходимые медикаменты?