Недопроизводство как причина бедности
Экономический базис развития в Молдове крайне узок. Но почему? Потому, что производим очень мало. Это звучит банально, но в этом суть дела.
Процесс сокращения производства в Молдове начался еще в 1991 году. Но в период с 1991 по 2001 г.г. сокращение производства объяснялось конъюнктурными факторами и необходимостью структурных реформ. В 2001 году под сокращение была подведена концептуальная база. Основой развития должно было стать развитие сервисной экономики, в соответствии с которой, Молдова должна была превратиться в «постиндустриального тигра». Принято считать, что постиндустриальной страна становится тогда, когда в объеме ее ВВП услуги занимают более 50%.
Соответственно, в Молдове стало сокращаться промышленное производство и увеличиваться доля услуг в ВВП. Правда, в развитых странах увеличение доли услуг в ВВП происходит не за счет свертывания промышленного производства. Наоборот, промышленное производство продолжает расти в объеме, но сокращается его доля в составе ВВП за счет того, что рядом с промышленным производством возникает производство услуг.
Казалось бы, какая разница? Главное - доля в ВВП. Нет, разница есть и она принципиальная. Непонимание этой разницы и привело к концепции сервисной экономики, которая в реальности является разрушительной.
Реальное место сферы услуг в экономическом развитии той или иной страны проявляется при анализе соотношения удельного веса этого сектора экономики в ее валовом продукте и экспорте.
Так, в 1999 года созданная в секторе услуг доля ВВП промышленно развитых стран составляла от 68% (Финляндия) до 78% (США). В странах с переходной экономикой эта доля составила от 39% (Армения) до 69% (Эстония).
Вместе с тем, все возрастающая роль сферы услуг в мировой экономике не соответствует доле услуг в международной торговле. Например, в общем объеме экспорта США в 2000 году услуги составили лишь 25,9%, Франции – 21,4%, Германии – 12,7%, Бразилии – 13,8%, Мексики – 7,5%.
И это притом, что в секторе услуг в среднем производится около 60% мирового совокупного ВВП и занята примерно такая же доля трудоспособного населения, в общем объеме трансграничной торговли на них приходится примерно 19%. (Данные Мирового Банка от 2001 года).
В 2006 году в странах Тропической Африки в ВВП услуги составляли 53 %, сельское хозяйство 15%, промышленность 32%. В Кении и Сенегале доля услуг в ВВП вообще была 63% и 62% соответственно. Но никто не причисляет эти страны к постиндустриальным.
С 2000 года доля услуг в мировой торговле выросла. Однако соотношение сохраняется. Основной потребитель услуг находится внутри страны. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на классификацию услуг. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проводившихся под эгидой ГАТТ, Секретариатом ГАТТ был подготовлен «Классификационный перечень секторов услуг», который и сегодня используется ВТО и его членами.
В классификаторе ГАТТ услуги сгруппированы по следующим 12-ти последовательно пронумерованным секторам:
1. Деловые услуги.
2. Услуги в области связи и передачи информации.
3. Строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги.
4. Дистрибьюторские услуги.
5. Услуги в области образования.
6. Услуги, связанные с защитой окружающей среды.
7. Финансовые услуги.
8. Услуги, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (кроме перечисленных в секторе 1.А.h—j).
9. Туризм и услуги, связанные с путешествиями.
10. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг).
11. Транспортные услуги.
12. Прочие услуги, не включенные в иные сектора.
Если мы внимательно проанализируем этот список, то увидим, что все указанные услуги являются дополнением к основному – промышленному - производству товаров и представляют собой сектор, обслуживающий национальную промышленную систему. Фактически, услуги представляют собою форму разделения труда в рамках национальной промышленной системы.
То есть, услуги не замещают промышленное производство, а лишь развивают его. Если же нечего развивать, то оказываются невостребованными и услуги. Поэтому, замещение услугами производства не производит к росту экономики, а ведёт, наоборот, к её спаду.
Производство услуг или предоставление услуг
В основе концепции ВТО лежит идея не предоставления услуг, а продажи услуг. Продажа услуг предполагает массовость, стандартность. То есть, услуга является результатом поточного производства.
Современная услуга это высокотехнологический продукт, а не ремесленное производство, зависящее от воли чиновников, личных знаний индивида и других случайных факторов.
Но, чтобы услуга стала массовым товаром, само ее производство должно превратится в поточное и, значит, технологически стандартизованное производство. Поэтому, рост доли услуг в ВВП характерен для развитых стран, то есть, для стран, обладающих развитой промышленностью.
Промышленность формирует спрос на услуги и формирует технологию массового производства услуг. Отсюда следует, что страна, не обладающая развитой промышленностью, не может обладать и развитым сектором услуг современного уровня.
В 2010 году по физическому объему, то есть без учета роста цен и изменений валютных курсов, мировой товарный экспорт увеличился по сравнению с 2009 годом на 14,5%.
Мировая торговля услугами, играющая все более важную роль в экономике и в деятельности ВТО, развивалась в 2010 году медленнее, чем торговля товарами. Мировой экспорт коммерческих услуг, после сокращения на 12% в 2009 году, вырос на 8% – до 3 670 млрд. долларов, не дотянув до предкризисного уровня.
Под влиянием роста международного товарооборота существенно вырос объем транспортных услуг: на 14% – до 783 млрд. долларов. На 8% – до 936 млрд. долларов выросли доходы от международного туризма. Мировая торговля другими видами услуг, и, прежде всего, финансовыми, увеличилась лишь незначительно.
За 1980-2005 г.г. мировой экспорт услуг увеличился с 365,3 млрд. долларов до 2 415 млрд. долларов, мировой импорт услуг – с 396,6 млрд. долларов до 2 345 млрд. долларов. В совокупном мировом товарообороте на долю торговли услугами приходится 15,5%.
В
В группе коммерческих услуг выделяются платежи роялти и лицензионные вознаграждения (13%), финансовые услуги (11%), компьютерные и информационные услуги (8%), страховые услуги (6%), строительные услуги (5%), услуги связи (5%), персональные, культурные и рекреационные услуги (3%), на которые приходится половина всех услуг данной группы и которые отличаются наиболее динамичными темпами роста (данные «Независимой Газеты», публикация от 2011-08-10).
Зона Свободной Торговли в ЕС (ЗСТ)
Предполагается, что вступление Республики Молдова в Зону Свободной Торговли (ЗСТ) с ЕС создаст лучшие возможности для экспорта молдавских товаров.
ЗСТ предполагают снятие, прежде всего, тарифных ограничений. Однако, опыт взаимодействия Молдовы с Российской Федерацией по виноделию показывает, что снятие тарифных ограничений, само по себе, не решает проблему экспорта, если товары не соответствуют установленным стандартам.
Поэтому не в тарифных ограничениях суть вопроса, а в обеспечении нужного качества экспортных товаров. Но качество товаров обеспечивается, в том числе, и на базе соответствующей инфраструктуры услуг. Например, внедрение стандартов ИСО требует экспертов, адаптации национального законодательства к стандартам ИСО и т.д. И, наоборот, создание инфраструктуры возможно, если будет производство товаров.
Создание национальной промышленной системы и Таможенный Союз (ТС)
Таким образом, развитие сектора услуг требует развития производства товаров. Развитие производства товаров возможно только в том случае, если экономика Молдовы будет включена в то или иное экономическое пространство.
В данном случае, это либо ЕС, либо ТС. Но в ЕС Молдова не вступит, по крайней мере, в ближайшие 10 лет. Вступление в Зону Свободной Торговли (ЗСТ) с ЕС не решает проблему, так как, прежде чем что-то экспортировать, необходимо это что-то производить.
В 2009 году эксперты компании «Эксперт Групп Молдова» провели оценку результатов действия преференциального режима торговли Молдовы с ЕС. Они констатировали, что особых результатов не было достигнуто.
Та же самая история нас ждет и в случае заключения соглашения о Зоне Свободной Торговли (ЗСТ). Основная проблема та же самая — Молдове нечего экспортировать, так как она практически ничего для экспорта не производит. А то, что она производит, как правило, не соответствует стандартам наших партнеров.
Случай с запретом экспорта молдавских вин в Россию в этом плане очень показателен. Товар есть, а экспортировать его невозможно, так как он не соответствует установленным в России требованиям. Для того, чтобы он соответствовал им, необходима система услуг, позволяющая производителю совершенствовать свои товары до требуемого уровня.
Такую систему в полном объеме нельзя создать, так как недостаточно большие объемы производимых товаров не позволяют её содержать. Поэтому система услуг в соответствующей отрасли создается, но система эта фрагментарная, и потому она не может обеспечить нужное качество, а отсутствие качества не позволяет наращивать экспорт и увеличивать производство.
Соотношение ТС и З С Т с Е С
Противоречит ли вхождение Молдовы в Таможенный Союз формированию ЗСТ с ЕС? Фактически, нет. Прежде всего, в конце 2011 года ТС принял решение о приоритетности норм ВТО по отношению к нормам ТС. Поэтому вступление в ТС не мешает вести переговоры с ЕС и решать вопросы на двухсторонней основе. В данном случае, лоббистом молдавских интересов может выступить сама Россия.
Например, в период кризиса 1998 года лоббистом интересов Мексики перед МВФ выступил её партнер по НАФТА - США.
В начале 2011 году ТС начал переговоры о вступлении в Европейскую Ассоциацию Свободной торговли ЕАСТ. Никто не сомневается в том, что это первый шаг по формированию полноценной торговой зоны между ЕС и ТС.
В рамках ЕАСТ будут рассмотрены и опробованы все вопросы. связанные с формированием полноценной зоны. Понятно, что в случае образование Зоны Свободной Торговли между ЕС и ТС, Молдова, так или иначе, получит возможность свободной торговли.
Но не факт, что при этом в Молдове вырастет производство, так как оно будет в любом случае ограничиваться невозможностью производства товаров нужного качества. Без того, чтобы стать частью региональной интеграционной системы производства, развитие экономики Молдовы невозможно.
Молдова сможет построить свою национальную экономическую систему в рамках формирующейся отраслевой структуры ЕврАзЭС.
Если же Молдова не вступает в ТС или не начинает кардинально улучшать свои отношения с ТС, она обречена пребывать в стагнации и неразвитости до тех пор, пока ТС и ЕС не договорятся между собой и не начнут совместно осваивать буферные зоны, в том числе и Молдову.
Вступление в Европейскую Таможенную Зону означает полноценное вступление в ЕС. Но ни Молдова не готова к этому, ни ЕС. Программа Восточного Партнерства предусматривает процесс инфраструктурной подготовки Молдовы и подтягивания её до стандартов ЕС. Однако, такой процесс ни в коем случае не предполагает также ещё и развитие страны, тем более, её вступление в ЕС.
Это лишь подготовка к развитию или к возможному вступлению. В перспективе, такой процесс необходим, но в данном, конкретном случае он выгоден только для элиты.
Подготовка к экономическому освоению страны связана с её инфраструктурной подготовкой, а последняя происходит на основе европейских фондов. Их освоение это очень лакомый кусок. Это показывает пример соседней Румынии, где основной вопрос политических дебатов, начиная с 2007 года, это эффективность освоения фондов и связанная с этим процессом коррупция.
Позиция РФ по отношению к Молдове в данный период времени определяется не экономическими интересами, а интересами безопасности. Соответственно, для РФ неинтересно вкладывать средства в Молдову. Пока Молдова не переведет свои отношения с РФ из плоскости безопасности в плоскость экономики, она не сможет развиваться.
Но для этого она или должна полностью уйти из зоны влияния России, что невозможно по определению (не только в силу позиции самой России, но и в силу позиции ЕС), или же стать дружественным в долгосрочном плане государством для России, то есть, её настоящим стратегическим партнером.
Нынешняя политика Альянса, построенная на так называемых "прагматических началах", это политика в никуда. В мире никто, даже США не строят прагматическую политику, а строят союзническую политику. Только «маленькая, но гордая птичка» под названием Молдова пытается строить свою политику таким образом.
Как конъюнктура, это понятно, как долгосрочная политика, бесперспективно. В результате Молдова не получает доступа ни в ЕС, ни в СНГ, и упускает возможность создать развитую экономику.