Новости

Назад

СИБ почти нашел виноватых в событиях 7 апреля?

7 апреля 2009 года несколько десятков тысяч человек собрались на площади Великого национального собрания, протестуя против итогов парламентских выборов 5 апреля, в результате которых ПКРМ получило большинство в законодательном органе. Демонстрации начинались как мирный протест, однако затем переросли в беспорядки, в ходе которых были разгромлены здания парламента и администрации президента.
СИБ почти нашел виноватых в событиях 7 апреля?

Сведения, которыми располагает Служба информации и безопасности (СИБ), дают основания расценивать начало событий 7 апреля 2009 года как планировавшуюся акцию, отвечающую нормам национального законодательства. Вместе с тем проведенное расследование указывает на то, что мирных протестантов спровоцировали лица, стремившиеся нагнетать напряженность и дестабилизировать ситуацию.

В ответе, который СИБ дала Информационному агентству „Info-Prim Neo”, сообщается, что митинг на площади Великого национального собрания проводился с целью протеста против предполагаемых нарушений в процессе выборов в парламент Республики Молдова. "Проведенные расследования одновременно указывают на мгновенный характер подстрекательских действий в отношении протестантов, собравшихся перед зданиями администрации президента и парламента, следствием которых стали захват, разгром и частичный поджог этих государственных зданий. Вместе с тем последующая обработка доказательной базы по событиям апреля 2009 года свидетельствует об организованном проникновении в ряды протестантов лиц, целью которых радикализировать настроения собравшихся и направить мирные манифестации в русло насильственных действий", - отмечается в ответе, предоставленном СИБ.

Данные, которыми располагает Служба информации и безопасности, не указывают на какие-либо угрозы внутренней дестабилизации, в том числе информация, содержащаяся в документах, ликвидированных до смены руководства СИБ в сентябре 2009 года, которые затем были по большей части восстановлены. Ведомство не располагает информацией о том, что организаторы манифестаций планировали перейти к беспорядкам, которые последовали. "Ведомство подробно информировало государственное руководство о ходе избирательной кампании, в том числе о планах парламентской оппозиции до и после выборов. Не было никаких сведений, указывавших на подготовку государственного переворота или иных насильственных действий, призванных дестабилизировать ситуацию в республике и планировавшихся оппозиционными политическими формированиями", - говорится в сообщении, переданном СИБ Информационному агентству „Info-Prim Neo”.

Служба информации и безопасности подчеркивает, что ликвидация значительной части материалов по решению бывшего руководства СИБ, в том числе с целью сокрытия следов о незаконной деятельности, осложняет полное восстановление событий до 6-7 апреля 2009 года. „Затруднились и меры по поиску подстрекателей. Значительная их часть была в масках. Внимание правоохранительных органов было сосредоточено на мониторинге действий оппозиции, не учитывая всей комплексности спектра уязвимых слоев, что могло бы позволить предупредить беспорядки 6-7 апреля 2009 года", - отмечается в сообщении Службы информации и безопасности.

Генеральная прокуратура проверяет и другие версии в рамках уголовного дела, возбужденного после событий 7 апреля. Однако представители Генеральной прокуратуры отказываются предоставлять какую-либо информацию, ссылаясь на тайну следствия.

Депутат ПКРМ Артур Решетников, который в 2009 году был директором СИБ, сообщил корреспонденту Info-Prim Neo, что не может делать каких-то заявлений, потому что проходит свидетелем по этому делу. Вместе с тем парламентарий заверил, что ему нечего скрывать и вся информация в любом случае известна.

7 апреля 2009 года несколько десятков тысяч человек собрались на площади Великого национального собрания, протестуя против итогов парламентских выборов 5 апреля, в результате которых ПКРМ получило большинство в законодательном органе. Демонстрации начинались как мирный протест, однако затем переросли в беспорядки, в ходе которых были разгромлены здания парламента и администрации президента. Спустя три года после тех событий власти так и не могут дать ответ, были ли те события спланированными или спонтанными.