Плагиат всегда остается плагиатом, а особенно - если его "автор" президент. Бывший двукратный олимпийский чемпион Пал Шмитт, избранный в 2010 году президентом Венгрии, в 1992 году защитил докторскую диссертацию. Через 20 лет выяснилось, что большая ее часть является сплошным плагиатом. Почти 80 процентов (180 из 215 страниц) научной работы Шмитта "Анализ программы современных Олимпийских игр" была списана из диссертации "Анализ олимпийской программы" болгарского ученого Николая Георгиева, которую тот защитил в 1987 году в Лозанне. Кроме того, текст 16-ти страниц диссертации совпадает с текстом работы немецкого ученого Клауса Гейнеманна.
Как оказалось, расплачиваться нужно даже за такие давние проступки. Начавшийся в январе венгерский plagium-gate ("плагиат-скандал") перерос в настоящий моральный кризис вокруг личности президента. Очевидный факт плагиата два месяца изучала специальная университетская комиссия, которая пришла к выводу: хотя научная работа и имеет недостатки, формально она соответствовала тогдашним требованиям, а вина за присвоение звания доктора наук Палу Шмитту лежит на совести тех, кто оценивал диссертацию. Однако, уже 29 марта Академический сенат будапештского университета им. Семмельвейса (Semmelweis Egyetem) абсолютным большинством голосов лишил президента Венгрии звания доктора наук. За этим наступила и жестокая расплата за старые грехи - отставка Шмитта с должности президента. Дамоклов меч, висевший над главой Венгрии, сработал, словно мина замедленного действия, вследствие чего президент вынужден был оставить свою должность.
Почти три месяца Пал Шмитт отрицал возможность своей отставки - хотя практика западных демократий показывает, что популярность запятнанного лица высокого ранга неуклонно падает и, в конечном счете, непременно сходит со сцены общественно-политической жизни. Так, в частности, год назад произошло и с любимым в Германии политиком, министром обороны Карлом-Теодором цу Гуттенбергом. Ему пророчили должность канцлера, но он вынужден был уйти в политическое небытие - также в связи с плагиатом в докторской диссертации.
С конституционной точки зрения никакая внешняя сила не могла заставить Пала Шмитта пойти на трагический для него политический шаг. И видно было, что он сам сначала не мог поверить, что "такое дело" может разрушить его успешную карьеру. Однако, потерпев поражение в процессе настоящей политической драмы, Пал Шмитт, как настоящий спортсмен преодолел самого себя в интересах нации. И как отметил один из ведущих венгерских политиков Янош Ковша, "наконец нашелся кто-то, кто через 20 лет в такой ситуации показывает пример Венгрии, и, отбросив собственные амбиции, сказал, что подаст в отставку".
Следует признать, что за последние два десятилетия в Венгрии неоднократно возникали скандалы, связанные с не совсем моральным поведением руководителей страны. И не всегда они заканчивались добровольной отставкой. Огромное возмущение в свое время вызвало заявление главы венгерского правительства Ференца Дюрчаня. В мае 2006 года на заседании фракции социалистов он заявил: "Мы открыто врали в течение последних полутора-двух лет. Абсолютно понятно было: то, что говорим - неправда (...). И в то же время, между прочим, в течение четырех лет ничего не сделали...". Ференц Дюрчань тогда хотя и признал достоверность сказанного, заявил, что не сложит свои полномочия. В конечном счете, это привело только к углублению конфронтации в обществе, перманентным протестам, уличным побоищам, а в результате - и к сокрушительному поражению возглавляемой им Социалистической партии на парламентских выборах.
Нынешний plagium-gate, связанный с личностью Пала Шмитта, свидетельствует о способности силой свободы слова, общественного мнения, интеллигенции, гражданского населения влиять на политические процессы в стране. Поскольку глава государства отказался от самой высокой в стране должности именно под воздействием гласности и свободного выявления мыслей, избежав при этом конфронтации в обществе.
Степан Ваш, БУДАПЕШТ