Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка

Тем выше ценность редкого преимущества, выпавшего в этом отношении на долю бессарабских молдаван. Они сохранили язык своих предков, который издавна был и их церковным языком. На этом языке, славянскими буквами, написаны древние молдавские хроники, – грамоты и указы молдавских господарей. Когда-то и в современной Румынии он был во всеобщем церковном и народном употреблении. Теперь там он отошел в область исторических воспоминаний, а в Бессарабии остался почти в полной неприкосновенности.

Материал

Комментарии 60

Войти
  • Бобо, неужели есть идеалы, кроме пассии? Колись.
  • # Вова
    1. Матеевич пишет о церковном языке, не о литературном. Вам бы следует прочитать более внимательно текст. Использование сочетания «молдавский язык» это еще не признание отдельного языка. И тогда использование словом «румынский» каралась царским режимом.
    2. Вас не смущает факт что Матеевич был один из идеологов бессарабского румынизма?
    • # старый знакомый Вова
      >> И тогда использование словом «румынский» каралась царским режимом.

      Кто тебе сказал такую глупость?

      >> Матеевич был один из идеологов бессарабского румынизма

      Ссылки в студию!
    • # ssv Вова
      Читаем внимательно самое начало статьи:
      «Тем выше ценность редкого преимущества, выпавшего в этом отношении на долю бессарабских молдаван. Они сохранили язык своих предков, который издавна был и их церковным языком. На этом языке, славянскими буквами, написаны древние молдавские хроники, – грамоты и указы молдавских господарей. Когда-то и в современной Румынии он был во всеобщем церковном и народном употреблении. Теперь там он отошел в область исторических воспоминаний, а в Бессарабии остался почти в полной неприкосновенности.»
      • # Colonel ssv
        Короче, румынский должен был называться молдавским, но по различным политическим мотивам это было забанено.
  • # antivseh
    Ну все, товарищ Анри, уговорил. В самом деле раз пишет «Матее́вич Алексе́й Поэт и переводчик, автор стихотворения «Наш язык», ставшего гимном Молдавии» что молдавский язык является отдельным от румынского и более чистым, так тому и быть. Поэтому, с сегодняшнего дня, призываю всех мАлдаван, забыть язык на котором они говорили многие века и вспомнить старый малдавский. А для того чтобы легче было учить, поднять тираспольскую газету «Красный Флаг» 1944 года, когда Молдову «наконец-то освободили» советы, перлы которой являются ярким примером молдавской словесности:
    «Товарэшь! Пулиле душманилор ау бортелит стенчиле каселор ноастре ши требуйе сэ пунем фумеиле ноастре сэ ле беляскэ»
    Спасибо Андриевскому, что открыл нам всем глаза. Так бы и сдохли бы темными!
    • G
      # Grog antivseh
      Ну все, домнул antivseh, уговорил. В самом деле раз пишет газета «Красный Флаг» 1944 года — значить все было не так а кто такой Матеевич. Не знаем мы никакого Матеевича, Румынский язык является наиболее чистым, на том, как говорят в Румынии Вам и «Мерси», и заранее просим, как говорят в Румынии на чистом языке просим «пардон».
      Спасибо Андриевскому, что открыл нам всем глаза. Так бы и сдохли бы темными!
      Спасибо antivseh,, что открыл нам всем глаза. Жаль что Матеевич давно помер и так и не прочитал газету «Красный Флаг» 1944 года.
      Читайте румынские газеты на чистом языке :-)))))))))))
      s50.radikal.ru/i127/1208/87/2620559d1300.jpg
      • G
        # Grog Grog
        Читайте румынские газеты на чистом языке :-)))))))))))
        s001.radikal.ru/i196/1208/54/7078379c4b12.jpg
        • G
          # Grog Grog
          Что мусор европейский, минусуете? Не нравится. Это хорошо. Г-авно должно хранится в параше. Там Вам и самое место )))))))))))))
      • # ssv Grog
        Офигенная ссылка!.. :-)))
        • # antivseh ssv
          Для долбоебов слова мои… Прежде чем восхищаться, прочтите что написано… Как раз о том, что вы защищаете с пеной у рта, уроды…
          • # ssv antivseh
            Всё равно ссылка очень забавная! :-)))
            Зря ругаетесь. Я же Вас такими словами не обзывал. Или это такая румынская культура?
  • # Fact
    A Mateevici
    Limba noastra

    Limba noastra-i o comoara
    In adancuri infundata,
    Un sirag de piatra rara
    Pe mosie revarsata.

    Limba noastra-i foc ce arde
    Intr-un neam ce fara veste
    S-a trezit din somn de moarte,
    Ca viteazul din poveste.
    Limba noastra-i numai cantec,
    Doina dorurilor noastre,
    Roi de fulgere ce spintec
    Nouri negri, zari albastre.
    Limba noastra-i graiul painii,
    Cand de vant se misca vara;
    In rostirea ei batranii
    Cu sudori sfintit-au tara.
    Limba noastra-i frunza verde,
    Zbuciumul din codri vesnici,
    Nistrul lin, ce-n valuri pierde
    Ai luceferilor sfesnici.
    Limba noastra-s vechi izvoade,
    Povestiri din alte vremuri;
    Si citindu-le-nsirate,
    Te-nfiori adanc si tremuri.
    Limba noastra ii aleasa
    Sa ridice slava-n ceruri,
    Sa ne spuie-n hram s-acasa
    Vesnicele adevaruri.
    Limba noastra-i limba sfanta,
    Limba vechilor cazanii,
    Care-o plang si care-o canta
    Pe la vatra lor taranii.
    Inviati-va dar graiul
    Ruginit de multa vreme,
    Stergeti slimul, mucegaiul
    Al uitarii-n care geme.
    Strangeti piatra lucitoare,
    Ce din soare se aprinde,
    Si-ti avea in revarsare
    Un potop nou de cuvinte.
    Nu veti plange-atunci amarnic
    Ca vi-i limba prea saraca
    Si-ti vedea cat ii de darnic
    Graiul tarii noastre draga.
    Rasari-va o comoara
    In adancuri infundata,
    Un sirag de piatra rara
    Pe mosie revarsata.
    Chisinau, iunie
  • G
    # GriN
    Mateevici: „N-avem două limbi şi două literaturi, ci numai una, aceeaşi cu cea de peste Prut”.
    Матеевич умер в 29 лет, в 1917 году, т.е. он жил только в царской России, где фактически родной язык молдован был запрещен и в школа, и в церквах, и в делопроизводстве. а значит язык не только остановился в своем развитии, но и стал забываться.
    И ссср-анцы, а также этномутанты хотели бы, чтобы молдоване использовали язык 18-го века на посмешище всему миру и вместо ”Vezica urină” говорить «Бешика кишэтулуй». Лучше используйте вы старославянский, т.к. в современном русском языке чуть ли не половина слов не просто неологизмы, а иностранные слова. У нас, слава Богу не весь народ был оккупирован, большая часть народа имела возможность говорить на своем языке и язык развивался. Поэтому мы будем использовать современный РУМЫНСКИЙ язык. К сожалению, после длительного периода «освобождения» большинству молдован необходимо время, чтобы его подучить.
    • # Sergey GriN
      Тормоз — неграмотный румын, бешика удулуй, если сам свин, то не свинячь других, а румынский это не язык, лучше чем по-молдавски не скажешь — згерэтурэ пицигояскэ, оккупанты между прочим не очень вкладываются в школы, больницы, жилые дома и проч, так что промой мозги и применяй их по назначению, а не исключительно в качестве фекальной
      • G
        # GriN Sergey
        Вот, вот. И ты, ссср-анец, не хочешь, чтобы у молдован был красивый литературный язык, по тебе лучше, чтобы они были посмешищем с «бешикой» или другими анахронизмами. А оккупанты, когда считают территорию навечно своей, вкладывают, тем более, что вкладывают из средств, заработанных самими «освобожденными». Не вкладывали только туда, куда они приходили временно, например в страны восточной Европы. Когда перестанешь думать нижними полушариями, многое будешь понимать по другому.
        • # Sergey GriN
          Вот-вот тормоз с нижними полушариями (я таковыми не обладаю, так что в извращенной румынской логике не силен), предполагаю, что и в математике ты не силен так же, поэтому предлагаю тебе поразмыслить над фактом причин того «роста» во всех сферах в нашей стране с момента независимости, что же, у свободных деньги кончились? А в 1992-1993 в цветущей Молдавии иссяк хлеб? А сейчас наш язык блистает? Ты сам вот, «культурный» — vezica urina, ознакомься как правильно пишется и произносится ибо вы по-молдавски то говорите супер как культурно, «хай пацань ла дискотекэ сэ снимим ниште тёлшь» — человек, желающий говорить культурно, так и говорит, а вы даже не понимаете, что говорите и что пишете, грамотеи
    • # ssv GriN
      GriN, со всем уважением… но есть же разница между ЕСТЕСТВЕННЫМ развитием языка и ИСКУССТВЕННЫМИ реформами, кастрирующими ЖИВОЙ народный язык. Я имею в виду релатинизацию XIX века. Латинская графика, намеренное искоренение славянизмов… Мне, например, режет слух, когда русские говорят «ОК». А Вам очень нравится, когда молдоване (или бессарабские румыны, если угодно) говорят «мерси»? Уродливо это как-то… Исчезают особенности самого языка. Возможно, это не моё дело — буду следить за тем, как я использую русский язык, а молдоване/румыны пусть следят за тем, как используют молдавский/румынский. Но по-моему, это касается любого языка. С одной стороны, учёные, под влиянием «новых идей» что-то с языком делают… с другой стороны, молодёжь охотно упрощает язык, вводит в него англицизмы, францизмы (или как их там?) и вообще забывает литературный язык (для того, чтобы его знать, надо читать классиков — румынских, русских, украинских — неважно, это касается любого языка; а кому это сейчас интересно?)
      Я отдаю себе отчёт в том, что в Бессрарабии с 1812 года язык ещё более славянизировался и, возможно, хуже развивался, чем в Румынии. Но это Бессрабия. А реформы-то делались в XIX веке в Румынии, где Царская Россия не подавляла язык. Там славянское влияние было более древним и не только русским, но и болгарским, старорусским и т.п. Оно имело вполне естественные исторические корни. Оно не являлось результатом агрессивной политики славянизации (в отличии от намеренной, последовательной и целенаправленной политики романизации римских колоний) — просто тут жили и мигрировали разные народы и… так получилось… Так и зачем было «реформировать» язык? Это, скорее, связано было с желанием больше себя отождествить с романскими народами, нежели с реальной необходимостью в реформах языка. Зачем, например, Пётр I реформировал русский язык я понимаю — русский алфавит к тому времени стал довольно избыточным, разные буквы в нём обозначали уже один и тот же звук. Да и проще стало писать, используя упрощённое написание букв. Или там разные изменения в украинском языке с целью стандартизации литературного языка. А тут зачем? Румынский язык имел бедный словарный запас, из-за чего нужно было заимствовать слова из французского и итальянского? Нет. Эти слова просто заменяли славянизмы. А зачем латинская графика? Она чем-то упрощает передачу звуков буквами? Ничего подобного! Алфавит — это одно, а речь — это другое. Пользуются же такие славяне как поляки, чехи и проч. латинской графикой, и это никак им не мешает. Просто история и традиция. Кириллица точно также может хорошо передавать румынский язык, как и латиница.
      Вобщем, есть естественные тенденции и есть «гениальные идеи» отдельных личностей от науки.
      • G
        # GriN ssv
        А Вы не заметили сколько новых английских или других европеихких слов появилось в русском языке, начиная от Горбачева? Я далек от филологии и не берусь судить, хотя слышал много раз как русские филологи возмущаются. Конечно, любой язык нужно беречь, охранять. Но язык, как живое существо развивается, появляются новые слова, одни слова заменяются другими. Наверное, бывают периоды истории, когда волей-неволей выходят перегибы в развитии и модернизации языка.
        Mersi… не румынское слово, может быть оно короче, удобнее в некоторых случаях произносится, может быть просто подтверждает родство румынского с французским и другими языками из романской группы. Я не вижу в этом ничего страшного.
        А в 19-м веке румынский язык не просто реформировался. Происходило становление литературного румынского языка. Возможно, был в чем-то перехлест. Но, коль было принято страной и обществом, значит все в порядке.
        С 1812г. в Бессарабии национальный язык не только не развивался, он существенно деградировал т.к. был запрещен в школах, делопроизводстве, в церквях. В мссср дела с языком тоже очень плохо обстояли. Я знаю приятеля, молдованина с высшим образованием, который в 87-м поразился, когда понял, что из газеты на молдавском не может понять ни одного предложения без словаря, после чего он в течении двух лет каждый день после работы сидел со словарем и газетами до 2-3-х ночи. Освоил и сейчас вся его семья говорит на румынском. И таких было много. Они и сейчас есть.
        Насчет латиницы. Наверное правильное решение было принято. Все языки романской группы используют латиницу, она естественнее для них, в конце 80-х об этом писали многие ученные, в т.ч. и Российские.
        Главная проблема, я думаю, не в этих деталях. В языковой проблеме сейчас ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы молдоване научились на своем языке разговаривать, чтобы они расширили границы своего домашнего, кухонного языка, чтобы они научились говорить на нем не хуже румын. Это очень важно. Язык — способ выражения своих мыслей и когда человек бормочет, спотыкается в разговоре, не может сформулировать свою мысль, не может свободно учавствовать в дискуссии на знакомые темы, он выглядит дураком, даже, если это не так. Сейчас я радуюсь за молодежь, когда я вижу их на экранах ТВ, участвующих в разных дискуссиях, свободно излагающих свои позиции на родном румынском языке. Мы все учились на русском и нам это не было дано, т.к. свой язык большинство из нашего поколения подзабыли, к сожалению.
        • # ssv GriN
          Насчёт того, что в русский язык со времён Горбачёва нахлынули англицизмы, согласен. Сам вижу. И тут дело не в самом Горбачёве, конечно, а в увеличении контактов со всяким иностранным. Что естественно — резкий приток иностранной информации такое и должен делать. Сдругой стороны, это не повод, язык всё равно жалко.
          Если реформы XIX века, как Вы пишите, хорошо были приняты обществом, значит действительно ничего страшного. Хорошо бы, конечно, без перегибов, но если эти перегибы не вызывают протеста у общества, то почему бы и нет? Вот в России ведь были проекты по переводу русского языка на латиницу (это давало бы некоторые удобства в международном плане), но вызвало очень большой протест.
          Насчёт необходимости смены графики я, всё-таки, с Вами несогласен. Есть славяне пользующиеся латиницей, есть славяне, пользующиеся кириллицей. И в этом нет ничего страшного. Тоже самое с романскими народами. Почему не продолжать пользоваться традиционной письменностью румын/молдован? Не думаю, что из-за письменности чем-то ухудшался язык. Впрочем, если народ этой страны так хочет, то это не моё дело. Но не вижу я в этом научно обоснованной необходимости. А о том, что писали об этом учёные в конце 80-х… Знаете, GriN, вопрос и тогда и сейчас был крайне политизированным. Трудно говорить о научной беспристрастности. Но опять же: если народ так хочет, то нормально. Главное — это быть уверенным в том, что это воля большинства.
          «лавная проблема, я думаю, не в этих деталях. В языковой проблеме сейчас ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы молдоване научились на своем языке разговаривать» — что да, то да. Мне режет слух не только когда замусоривают русский язык, но и молдавский. Эта смесь из русских слов с молдавским окончанием… Но сейчас этого поменьше.
          Удачи Вам! :-)
          • # Colonel ssv
            //Вот в России ведь были проекты по переводу русского языка на латиницу (это давало бы некоторые удобства в международном плане), но вызвало очень большой протест.//

            Мне почему то представляется, что в будущем вся европа и Россия перейдут на латиницу, т.к. это значительно упрощает кодировку символов в цифровом виде.
            • # ssv Colonel
              Я тоже думал об этом, но думаю, что вряд ли. А зачем? У нас на планете есть арабская письменность, грузинская, армянская, греческая, иврит… да ещё и иероглифы, в конце концов! По сравнению с многими из них, кириллица не такое уж «зло» (ну, в плане кодировок). Так что, не вижу особого смысла.
              • # Colonel ssv
                Я не продолжил мысль, к тому времени могут стереться и языковые отличия. Английский захватит полмира.
  • G
    # GriN
    Alexei Mateevici spunea la primul Congres al învăţătorilor moldoveni din Basarabia, din mai 1917:
    „Trebuie să ştim că suntem români, strănepoţi de-ai romanilor, şi fraţi cu italienii, francezii, spaniolii şi portughezii. Aceasta trebuie să le-o spunem şi copiilor şi tuturor celor neluminaţi. Să-i luminăm pe toţi cu lumină dreaptă. N-avem două limbi şi două literaturi, ci numai una, aceeaşi cu cea de peste Prut".
  • # Fact
    Охереный вклад россии в развитие славянской религии, начался с лозунгом религия опиум для народа, с растрелом и высылкой своих священиков и церковных служителей, с подорваными ими церквями и превращение оставшихся в склады для ядохимикатов, под которыми гнили церковные книги.
    Все что осталось теперь это подлые чибрики и гундяевы торгующие всем, на службе кгб-тов россии
  • Д
    # Дихлофос
    ВСЕХ МОЛДАВСКИХ ГАСТАРБАЙТЕРОВ ( И НЕ ТОЛЬКО) С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ — ДНЁМ СТРОИТЕЛЯ!!!
  • G
    # Grog
    Прикольно читать как урожденные молдаване убеждают себя что они румыны :-)
    Гагаузы, русские, болгары, украинцы, евреи давно знают кто они а эти все ищут. Сами не верят вот и ищут доказательства. Это еще не все — им придется в Бухаресте доказывать что они румыны, так те ж не поверят. Они же точно знают что местных «придумал» Сталин и молдаван это изнасилованный с 1812 года оккупантами румын. А Жертв насилия принято лечить. Кто ж больного примет за своего? :-)
    Вот и будут всю жизнь калеками, ни то ни се.
    • # Fact Grog
      Иван Лютый — 11.08.2012 12:40

      Попробую изъясниться, может быть дойдет. Русский народ (славяне) и молдавский народ (романы – румыны) – два православных христианских народа. Наш общий «предок» — Византия. По моему мнению, данное обстоятельство предопределяют, прежде всего, братство наших народов, а также схожую культуру, традиции, обычаи. Нашим народам нечего делить и тем более воевать. Это все что касается наших народов. А теперь касательно вопросов государственности. Государство механизм, аппарат, которым в Росси, как и в Молдавии, управляет далеко не народ. Государством управляет «элита», которая должна состоять из лучащих представителей того или иного народа. Однако из чего состоят на деле наши «элиты» известно. Большая часть это алчные, коррумпированные, толстобрюхие, с агрессивными повадками приматы, которым наплевать на народ. Государство для них всего лишь источник личного обогащения. Эти упыри вместо того, чтобы навести порядок, искоренять коррупцию, вернуть народу его богатство, усилить армию внутри страны, бегают как грабители по «огородам родственников» — Молдавии, Грузии, сталкивая братских народов лбами. Вы думайте, в России правит ВВП? Нет уважаемый. В России, как и при Ельцине, правят олигархи типа Абрамович и т.д., которые вывели богатство русского народа в зарубежные банки и смотрят незаслуженно на нас как на быдло ((! Пока не найдется очередной Минин и Пожарский так все и будет. И не надо оправдывать небратское отношение к молдаванам государственными интересами. Государство может быть сильным за счет сильной экономики и армии внутри страны. Японцы и многие другие на клочке земли бедолаги творят чудеса… Российские чиновники «патриоты» не ездят на волге, ездят на немецких, японских авто. О чем это говорит? Кончайте там морочить голову и ущемлять братьев молдаван в их же доме. Этим вы может, и делайте хорошо только не русскому народу… Бессарабия это земля Молдавского княжества. Наше государство два раза их разделяло. Перед ними за это извиняться надо, а не продолжать вести себя как «бешеный медведь». Бешенство опасная болезнь, прежде всего для самого больного!
      ответить — ссылка — ↑

      -+ 0 Fact — 11.08.2012 13:04

      Спасибо Иван за правду и здравомыслие.
      • Д
        # ДобрыйХАМ Fact
        Можно со многим конечно согласится. Особенно нравится — "… Бессарабия это земля Молдавского княжества" — даже странно что Факта от этого не передёрнуло… А вот в начале на счёт Византии я честно говоря не очень понял… Это про что? Католицизм? Хм…
        • # Colonel ДобрыйХАМ
          Никакого католицизма.Тогда произошло разделение церквей.

          //Этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, ФРАКИЙЦЫ, иллирийцы, ДАКИ, южные СЛАВЯНЕ. Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867—1081). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА — кириллица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий ПОЛОЖИЛ ПРЕГРАДЫ ПРИТЯЗАНИЯМ РИМСКИХ ПАП и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей).//

          ru.wikipedia.org/wiki/Византийская_империя
    • G
      # GriN Grog
      Молдованам не надо себя убеждать, они это знают. Убеждают они ссср-анцев и этномутантов, до которых трудно доходит. Те, которые, много раз были в Румынии, не видят никакой разницы между собой и румынами. Разве что менталитет несколько поменялся за много лет оккупации. Но это будет касаться лишь первого поколения.
      • Z
        # Zato u nas mnogo vinogra GriN
        GriN — 11.08.2012 14: Те, которые, много раз были в Румынии, не видят никакой разницы между собой и румынами. Зато румыны, ох как видят эту разницу.
        • o
          # octombrel Zato u nas mnogo vinogra
          Тут главное рот не открывать и улыбаться… тада хрен кто разницу увидит.
        • G
          # GriN Zato u nas mnogo vinogra
          Видят, конечно. Особенно заметны те, кто плохо знает язык. Но я не заметил ни разу, чтобы это был повод для неуважительного отношения. Живя отдельно и мало общаясь на румынском, мы еще долго будем говорить на румынском, переводя предварительно про себя с русского или долго подбирая слова. Молодежь, особенно те, что учились в Румынии, уже никак не отличается.
          • Д
            # ДобрыйХАМ GriN
            А ты как думал? В берюлки с тобой играют? Конечно будут под себя молодёжь стелить в первую очередь. Они то уже богатый опыт имеют. В середине 19-го ветка, точно так-же молдаван языка лишили, руками студентов зашоренных и интеллигенции… Они то тоже думали что во благо действуют. Увы, творческие люди, как и молодёжь верят в справедливость, в доброту и бескорыстность, без оглядки на происходящее… А их пользуют… Многоразового и цинично. Да что я тебе рассказываю, ты ведь и сам такой. Пользуемый. А как подрастут, смекают что к чему, но поздно…
            • G
              # GriN ДобрыйХАМ
              Знать хорошо свой язык, по твоему, значит стелиться под кого-то? А то, что за время длительной оккупации многие молдоване забыли свой язык по твоему благо? Кто кого пользует? Молдоване были и премьер-министрами, и министрами. Оставь свою ссср-анную пропагандистскую антирумынскую демагогическую ложь для своих же ссср-анцев.
              • Д
                # ДобрыйХАМ GriN
                Когда-же для твоего совкового мозга дойдёт — у малдаван родной язык может быть молдавский, украинский, русский, гагаузкий, но только НЕ румынский. (Я имею в виду, тех кто родом с этих земель, а не запрутских). По этому вот это — «Знать хорошо свой язык, по твоему, значит стелиться под кого-то? » ты высосал из пальца или ХЗ откуда. Ну остальное, естественно, следом выпало из твоего не успевшего развиться мозга… Опираясь на лже-истины — ты никогда не донесёшь ни капли правды людям, да и сам дураком останешься. Ты уж потрудись осознать хоть раз что тебе говорят, а не упирайся рогами с поводом и без.
  • G
    # Grog
    Этномутанты себя убеждают — другим по шириньке Ваши пыхтения.
    Самый старый сохранившийся текст на румынском языке (1521 г.).
    upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Neac%C5%9Fu%27s_letter.jpg
    Первая строка написана на старославянском и весь документ на кириллице.
    Так что его писал настоящий молдаван. Румыны тогда ни читать ни писать на своей лимбе не умели.:-)
    Потом потихоньку у молдаван научились и стали этномутантами…
    Отче наш на румынском языке кириллицей 1850
    s019.radikal.ru/i604/1208/f4/4df86ce4ce0f.jpg
    Те кто много раз были в Румынии эту разницу отлично видят. Молдавский менталитет гораздо лучше :-)
  • G
    # Grog
    О менталитете.
    В гостях у румын максимум нальют «о кафя».
    «ссранская» хозяйка этим шаровикам беспонтовым борщ/чорбу сварит плэчинте напечет, салат нарежет, картошечку с мясом или голубцы на стол положит, те жрут аж волосы с затылка на локти сползают. Не привыкли жить под оккупацией с нормальной едой. Готовить ни фига не умеют, одна «чорба де буртэ» с вариациями, «мамалигуцэ» ши «котлете». Нормальную сладкую выпечку не умеют. Руки из жопы растут, зато понтов как у порося на которую седло надели — типа теперь породистый конь :-)
  • G
    # Grog
    Правильно raduga «На уи» это именно ваш путь. Тем более там можно фотки вставлять, а тут вам другое вставляют.
    Кстати — мэй де капу востру какая «raduga»? Ешь ссранец этномутированный ор ши? Спунец пе лимба «куркубеу» а то в румыны не примут. ))))))))))))
  • Д
    # Дихлофос
    Ребята, вот что я вам всем скажу:
    я 20 лет работаю в Швеции. чудесная страна, чудесные условия для пенсионеров и тд.
    да. ЕС есть чем зазывать к себе рабов и проституток. жизнь здесь красива. зарплата от 3000 евро пенсия не меньше. в прибалтике чуть хуже. зарплаты около 1500-2000 евро. цены ниже наших.
    ПЕРЕВАРИЛИ???
    а теперь о главном.
    нахер мы им нужны???
    тут рынок заполнен испанскими немецкими итальянскими французскими и тд винами. для нас рынок закрыт. да. они скупят все наши земли и наши виноградники. так нахер тут поют о коренном языке и традициях и истории? это уже давно распродано и принадлежит не нам. а русскоязычные просто борются за свои права и помогают молдавским патриотам отстоять свою родину и самим быть хозяевами своей земли и сами торговать своим урожаем без посредников.
    • # Fact Дихлофос
      Да уж русский дихлофос в Швеции, нахрен он им нужен?
      • # Fact Fact
        Так ты там раб или проститутка, впрочем и так ясно, на двух фронтах работаешь, в россию не тянет.
        • # Егор Fact
          Браво Факт, сразу видно закомплексованного лузера, барахтающегося в местном отечественном дерьме и злобно пыхтящего про то, как проклятые совки не дают Молдове пробиться в ЕС… А что ты еще можешь написать?
      • Д
        # Дихлофос Fact
        персонально для тебя. кто ты ваще?? не знаю и не хочу. пидорасик который прыгает за мои же денюжки евросоюза??? я уж 20 лет как европеец, а ты кто??? кстати я молдован. и в швеции и в прибалтике и в россии очень много молдован. мы не румыны. румыны это отдельная нация
        меня бы на работу не приняли если бы я был румыном
        • Д
          # Дихлофос Дихлофос
          кстати на работу меня взяли из за советского диплома и кучу научных общепризнанных в мире работ. у меня переводчик и лаборатория о которой только могут мечтать наши учёные (кстати их уже не осталось в Молдове), а ты кто такой?
          начальник пиццерии или автоколонки? да я завтра приеду и куплю у тебя весь бизнес и выкину тебя на улицу. понял, упырь????
          • # Fact Дихлофос
            Да теперь вижу настоящий «европеец», в лаборатории дихлофос производит, не нюхай больше, а то весь мир купишь.
            • k
              # kovalsky Fact
              Долбоеба никакая Швеция не исправит.
  • Д
    # Дихлофос
    ВСЕХ МОЛДАВСКИХ ГАСТАРБАЙТЕРОВ С ПРАЗДНИКОМ ДНЯ СТРОИТЕЛЯ (КОТОРЫЙ БУДЕТ ЗАВТРА). МЫ ВЕРНЁМСЯ И УРОЕМ АЕИ. ЗА ТО ЧТО ОНИ НАС БРОСИЛИ, НАШИ НАРОДЫ НАТРАВЛИВАЮТ, НАМ ТАК ТЯЖЕЛО КОРМИТЬ СВОИ СЕМЬИ А, ЭТИ УРОДЫ ВСЁ ПОРТЯТ.
    В ЕВРОПЕ ЦЕНЫ ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ У НАС, ПРИ ИХНИХ ЗАРПЛАТАХ В 3000 евро. куда и кто нас зовёт.
    Бобо, Fact и прочие жду вас на автобусном вокзале в Стокгольме. я там рядом живу. и на лопату. 18 часов рабочий день.
  • # Fact
    Это русскоязычные борятся, доказывают что они освободили Бесарабских молдован, от Молдовы, что язык наш не румынский, что россия не захватила приднестровье, а в гости с армией сидят, посмотри как они в бельцах боролись.яйцами и камнями кидались, А нормальные русские живут и в Румынии неплохо давно, убежали от диких русских царей и бояр, которые продавали их подушно и целыми деревнями. www.youtube.com/watch?v=y3VYpdErDUk&feature=related
  • # URSAN
    Nu cunosc o asemenea opera scrisa de Mateevici, ca cea publicata mai sus.
    Atunci cand e vorba de o opera din vremuri istorice, AVA ar trebui sa dea:
    1. sursa unde a fost publicata
    2. data publicarii
    3. fondul de arhiva unde se pastreaza…

    Macar atat!
    Altfel lucrarea nu are veridicitate si poate fi numita de oricine UN FALS.

    Ca sa vedeti ca eu voi respecta cele necesare si dau de pe o simpla pagina de internet:

    ro.wikisource.org/wiki/Cuvantarea_la_primul_congres_al_invatatorilor_moldoveni_din_Basarabia

    Cuvântarea la primul congres al învățătorilor moldoveni din Basarabia
    de Alexei Mateevici

    Am venit — a spus păr[intele] Mateevici — să întâmpin și eu această sfântă zi de 25 mai. (Aplauze.)
    Primiți, fraților, felicitările mele călduroase,— ale unui om care a luptat și el în trecut cu vorba și cu scrisul pentru luminarea neamului întreg. Primiți felicitările mele de moldovean și rugăciunile mele de preot către Dumnezeu, ca să ne trimită ajutorul său pentru un lucru atât de sfânt și de mare.

    Ca unul care vin cu toată dragostea mea în mijlocul d-voastră cred că pot să-mi îngăduiesc de a vă da unele sfaturi frățești. Mai întâi de toate să știți că:
    Unde-i unul nu-i putere
    La nevoi și la durere.
    Unde-s doi puterea crește,
    Și dușmanul nu sporește.

    Fără unire nu vom putea dobândi nimic. Deci să avem un gând, o inimă, un ideal!

    Al doilea sfat e acesta. Lucrul drept poate înflori numai dacă se întemeiază pe idei drepte.
    Cu mâhnire am văzut astăzi că între d-voastră nu toți sunt uniți asupra unor idei drepte.

    Unii se socotesc moldoveni, alții — cei mai puțini — români.
    Ei bine, dacă ați luat asupra d-voastră sarcina de a lumina poporul, apoi trebuie să dați poporului idei adevărate, căci altfel întreg învățământul e fără rost.

    Da, suntem moldoveni, fii ai vechii Moldove, însă facem parte din marele trup al românismului, așezat prin România, Bucovina și Transilvania. (Aplauze.)

    Frații noștri din Bucovina, Transilvania și Macedonia nu se numesc după locurile unde trăiesc, ci-și zic români. Așa trebuie să facem și noi! (Aplauze.)
    Asta nu însemnează separatism, căci și cei din Transilvania, și cei din Bucovina, și cei din America se numesc tot români.

    Trebuie să știm de unde ne tragem, căci altfel suntem niște nenorociți rătăciți.
    Trebuie să știm că suntem români, strănepoți de-ai romanilor, și frați cu italienii, francezii, spaniolii și portughezii.

    Aceasta trebuie să le-o spunem și copiilor și tuturor celor neluminați.
    Să-i luminăm pe toți cu lumina dreaptă.

    Al treilea sfat pe care vi-l dau este: să stați cu mare putere la straja intereselor naționale. Să trăim bine și cu străinii, dar să nu trădăm interesele noastre, căci altfel vom cădea pentru totdeauna.
    Dacă vom fi slabi în lupta pentru viață, vom fi înghițiți de cei mai tari.
    Să nu ne alipim la partide străine, care nu luptă pentru neamul nostru și să nu luptăm pentru interesele de clasă, ci pentru cele de obște, naționale.
    Și, în sfârșit, sfatul cel din urmă al meu e: să nu uităm norodul, țărănimea care a suferit atâta până acum!
    Să-l luminăm, să mergem mână în mână cu el, căci fără noi el nu poate face nimic, după cum nici noi nu putem face nimic fără el.
    Să-l îndreptăm pe calea adevărului, cu fapte, iar nu cu vorbe.
    Mântuirea țărănimii e în noi, și a noastră în ea.
    Rog pe bunul Dumnezeu și sunt încredințat că El ne va trimite ajutorul Său cel preaputernic pentru izbândirea lucrului obștesc. El ne va trimite fericirea neamului și a d-voastră. (Cuvântarea a fost îndelung aplăudată.)

    [În cursul ședinței a II-a Al. Mateevici a mai avut o intervenție:]

    N-avem două limbi și două literaturi, ci numai una, aceeași cu cea de peste Prut.
    Aceasta să se știe din capul locului, ca să nu mai vorbim degeaba. (Aplauze.)

    Unii zic că limba românească e franțuzită. Asta nu-i adevărat!
    Ce e drept, sunt și în România unii rătăciți în ce privește limba, dar trebuie să se știe că cel mai puternic curent acolo e cel popular în limbă și în literatură.

    Noi trebuie să ajungem de la limba noastră proastă de astăzi numaidecât la limba literară românească!

    ro.wikisource.org/wiki/Cuvantarea_la_primul_congres_al_invatatorilor_moldoveni_din_Basarabia
  • # URSAN
    Cuvântarea la primul congres al învățătorilor moldoveni din Basarabia
    de Alexei Mateevici

    Am venit — a spus păr[intele] Mateevici — să întâmpin și eu această sfântă zi de 25 mai. (Aplauze.)
    Primiți, fraților, felicitările mele călduroase,— ale unui om care a luptat și el în trecut cu vorba și cu scrisul pentru luminarea neamului întreg. Primiți felicitările mele de moldovean și rugăciunile mele de preot către Dumnezeu, ca să ne trimită ajutorul său pentru un lucru atât de sfânt și de mare.

    Ca unul care vin cu toată dragostea mea în mijlocul d-voastră cred că pot să-mi îngăduiesc de a vă da unele sfaturi frățești. Mai întâi de toate să știți că:
    Unde-i unul nu-i putere
    La nevoi și la durere.
    Unde-s doi puterea crește,
    Și dușmanul nu sporește.

    Fără unire nu vom putea dobândi nimic. Deci să avem un gând, o inimă, un ideal!

    Al doilea sfat e acesta. Lucrul drept poate înflori numai dacă se întemeiază pe idei drepte.
    Cu mâhnire am văzut astăzi că între d-voastră nu toți sunt uniți asupra unor idei drepte.

    Unii se socotesc moldoveni, alții — cei mai puțini — români.
    Ei bine, dacă ați luat asupra d-voastră sarcina de a lumina poporul, apoi trebuie să dați poporului idei adevărate, căci altfel întreg învățământul e fără rost.

    Da, suntem moldoveni, fii ai vechii Moldove, însă facem parte din marele trup al românismului, așezat prin România, Bucovina și Transilvania. (Aplauze.)

    Frații noștri din Bucovina, Transilvania și Macedonia nu se numesc după locurile unde trăiesc, ci-și zic români. Așa trebuie să facem și noi! (Aplauze.)
    Asta nu însemnează separatism, căci și cei din Transilvania, și cei din Bucovina, și cei din America se numesc tot români.

    Trebuie să știm de unde ne tragem, căci altfel suntem niște nenorociți rătăciți.
    Trebuie să știm că suntem români, strănepoți de-ai romanilor, și frați cu italienii, francezii, spaniolii și portughezii.

    Aceasta trebuie să le-o spunem și copiilor și tuturor celor neluminați.
    Să-i luminăm pe toți cu lumina dreaptă.

    Al treilea sfat pe care vi-l dau este: să stați cu mare putere la straja intereselor naționale. Să trăim bine și cu străinii, dar să nu trădăm interesele noastre, căci altfel vom cădea pentru totdeauna.
    Dacă vom fi slabi în lupta pentru viață, vom fi înghițiți de cei mai tari.
    Să nu ne alipim la partide străine, care nu luptă pentru neamul nostru și să nu luptăm pentru interesele de clasă, ci pentru cele de obște, naționale.
    Și, în sfârșit, sfatul cel din urmă al meu e: să nu uităm norodul, țărănimea care a suferit atâta până acum!
    Să-l luminăm, să mergem mână în mână cu el, căci fără noi el nu poate face nimic, după cum nici noi nu putem face nimic fără el.
    Să-l îndreptăm pe calea adevărului, cu fapte, iar nu cu vorbe.
    Mântuirea țărănimii e în noi, și a noastră în ea.
    Rog pe bunul Dumnezeu și sunt încredințat că El ne va trimite ajutorul Său cel preaputernic pentru izbândirea lucrului obștesc. El ne va trimite fericirea neamului și a d-voastră. (Cuvântarea a fost îndelung aplăudată.)

    [În cursul ședinței a II-a Al. Mateevici a mai avut o intervenție:]

    N-avem două limbi și două literaturi, ci numai una, aceeași cu cea de peste Prut.
    Aceasta să se știe din capul locului, ca să nu mai vorbim degeaba. (Aplauze.)

    Unii zic că limba românească e franțuzită. Asta nu-i adevărat!
    Ce e drept, sunt și în România unii rătăciți în ce privește limba, dar trebuie să se știe că cel mai puternic curent acolo e cel popular în limbă și în literatură.

    Noi trebuie să ajungem de la limba noastră proastă de astăzi numaidecât la limba literară românească!

    ro.wikisource.org/wiki/Cuvantarea_la_primul_congres_al_invatatorilor_moldoveni_din_Basarabia
  • # tempest
    Очень забавно читать споры на тему языка румынски
  • # tempest
    Очень забавно читать споры на тему «румынский или молдавский», «чистый или не чистый», «правильно развивался или под окупантами».
    В одной только Испании говорят на нескольких испанских языках — испанский (он же кастильский) галисийский, астурийский и каталанский, а еще баскский и аранский.
    Странно что испанцам не приходит в голову отменить все языки кроме «испанского» или вести споры какой язык самый «испанский». :-)))
    Если уж нам так нравится Еуропа, то может поучимся у них чему-то хорошему? Например не ссать на улицах, не жрать семечки и не спорить на тему языков.
    • o
      # octombrel tempest
      Ну приезжай, поучись…
      • # tempest octombrel
        Ну так известное дело — умный учится, а дурак думает что все знает.
        • o
          # octombrel tempest
          Давай не будем дураками… я приглпашаю…
  • # werty
    почитал коменты — особенно прикалоло опусы про историю// я дурак думал что история как наука о прошлом одна из сложнейших — но на аве открыл что вообще-то все до безобразия просто// особенно что мы родом из византии и про спор на религиозную тему — видно что написанно спецназом-историками делающие рейд по тылам врага// а вообще-то жутковато стало от прогрессирующего тупизма — с такой болезнью до беды недолеко притом общей на всех