Политика

Назад

Вадим Мишин: «Возрождение» пойдет под знаменем Кантемира

Не в моих правилах судить бывших коллег, поэтому приведу другой пример - помните позднего Брежнева, из которого лепили бога, а страна тем временем погружалась в кризис? Я в партии давно и хорошо понимал, куда все это ведет. И решение уйти принял только после того, как убедился, что несмотря на все еще мощный кадровый потенциал, сильные структуры на местах, партия окончательно зашла в тупик.
Вадим Мишин:  «Возрождение» пойдет под знаменем Кантемира

В субботу в Кишиневе состоится первый съезд новой партии «Возрождение», которую учредили покинувшие ряды коммунистов Вадим Мишин, Олег Бабенко и Татьяна Ботнарюк. Партия новая и интерес к ней вполне оправдан, в том числе и потому, что ее лидеры позиционируют себя как защитники русскоязычного населения. О планах формирования мы беседуем с ее лидером, депутатом парламента Вадимом Мишиным.

Вадим Николаевич, на этот вопрос Вы отвечали не раз, но я задам его снова - почему расстались с коммунистами?

Я отвечу еще раз, так как понимаю, что это волнует людей, которые меня знают. В КПСС я вступил почти полвека назад - в 1967 году, когда был солдатом срочной службы и не помышлял о карьере. Как бы пафосно не звучало, коммунистом стал по велению сердца, так как был убежден в правоте идей социальной справедливости. Примером были и родители - отец секретарь Флорештского райкома, мама почти всю свою сознательную жизнь проработала в Компартии Молдавии. За все эти годы я никогда не отрекался от своих убеждений. После того, как не стало КПСС, вступил в ПКРМ, потому что не мыслил себя вне партии, в которой прошла вся моя жизнь, благодаря которой я стал узнаваемым человеком. Но в последние годы меня часто мучили раздумья, что в Партии коммунистов что-то не так. Сначала я искал причины в нас самих. Затем пришло понимание, что это не частные ошибки, а неправильный курс.

Когда это случилось?

После апрельских выборов 2009 года. На них мы одержали внушительную победу, получив 60 из 101 мандата в парламенте, но уже через три месяца потеряли власть. Тогда я задался вопросом – почему мы не смогли договориться с остальными депутатами? Стало ясно, что партия зашла в тупик и надо делать серьезные выводы.

Вы среди коммунистов пользовались авторитетом. Что мешало поправить товарищей?

Партия – не батальон на плацу, который можно развернуть командой «кругом марш!». Непросто вывести из тупика многотысячный коллектив, филиалы которого раскиданы по всей стране, а доверие работающих в них людей сосредоточено на одном лидере.

Вы о Владимире Воронине?

Не в моих правилах судить бывших коллег, поэтому приведу другой пример - помните позднего Брежнева, из которого лепили бога, а страна тем временем погружалась в кризис? Я в партии давно и хорошо понимал, куда все это ведет. И решение уйти принял только после того, как убедился, что несмотря на все еще мощный кадровый потенциал, сильные структуры на местах, партия окончательно зашла в тупик. А пришедшая к ее руководству группа людей пытается удержаться на плаву за счет сомнительных пиар-акций – таких как бесцельные шествия по Кишиневу или постановка в парламенте вопроса о референдуме по вступлению в Таможенный Союз.

Ваша партия не поддержит эту инициативу коммунистов?

Вступление в Таможенный, а затем и в Евразийский Союз - судьбоносный вопрос для нашего государства, так как дает ему единственный шанс выжить. И к нему надо подходить серьезно, без кампанейщины, как это делают преследующие узкопартийные цели Шелин и коммунисты. Еще пару лет назад более 71 процент наших граждан поддерживали в ходе опросов интеграцию в ЕС и лишь 29 – за вступление в Евразийский союз. Сегодня эти показатели выровнялись, так как все больше людей понимает, что страна развивается в неправильном направлении. С 1990 года население Молдовы сократилось на треть - с 4,3 до 2,8 миллиона. По данным статистики треть миллиона вымерла, еще один миллион уехал в поисках работы. По главному показателю - ВВП на душу населения, мы на последнем месте в Европе и все эти годы не можем выйти даже на уровень советского периода. Западные кредиторы, по советам которых проводились разрушившие экономику реформы, изредка подбрасывают нам кредиты и гранты, львиная доля которых разворовывается чиновниками. Тяжелейшее бремя возвращения этих денег возложено на простых людей. Законы выстроенной мошенниками экономики мыльных финансовых пузырей таковы, что ЕС никогда не предоставит нам свои рынки сбыта. А соглашение о режиме свободной торговли с Европой, о котором так много кричат сидящие на западных грантах политологи и журналисты, окончательно добьет остатки производства в нашей стране, на рынке которой и без того уже почти нет отечественных товаров. Важно объяснить людям и то, что евразийская интеграция основывается не только на экономических интересах, но и на объединяющих наши народы общих духовных, культурных, религиозных ценностях. Как показала жизнь, нашим людям чужды идеалы навязанного нам дикого капитализма, который пробудил самые низменные стороны человеческой души, породил межнациональную рознь, нищету, насилие, невиданный разгул преступности.

Из Вашего анализа следует, что Молдове надо быстрее начинать интеграцию в Евразийский Союз?

В нынешней ситуации референдум неминуемо провалят - власть запустит всю мощь админресурса - от СМИ до ЦИК, чтобы получить отрицательный результат голосования, как в парламенте, так и на плебисците. Уже сегодня все провластные телеканалы неустанно вещают – «у молдаван хотят отнять право на получение безвизового режима с ЕС!». А ведь многие наши люди зомбированы официальной пропагандой и надеются, что евроинтеграция даст им возможность свободно ездить на заработки в Европу. Хотя на самом деле это не так – обещанный нам визовый режим не позволяет трудоустраиваться в странах ЕС. Если плебисцит провалится, кампания Гимпу и Павличенко получит железный аргумент – «народ против интеграции с Евразийский союз».

Выходит, Гимпу бояться – на референдум не ходить. А если такое время не наступит?

Всему свое время – ситуация в стране меняется, все больше людей понимает, что слепо следуя советам западных «друзей» либеральные политики разорили страну, превратили ее в поставщика дешевой и незаконной рабочей силы – подмывальщиков, подметальщиков. Время принимать взвешенное, осознанное решение наступит быстрее, если политические силы, выступающие за государственность Молдовы, объединят свои усилия. Мы готовы участвовать в этом процессе, для чего сформировали новую левую партию «Возрождение», учредительный съезд которой состоится в субботу.

Среди главных целей нашей партии - защита молдавской государственности. Мы также выступаем за защиту прав русскоязычного населения, хотя по нашему глубокому убеждению в защите сегодня нуждаются, прежде всего, сами молдаване, у которых хотят отобрать государство, язык, веру – как и двадцать лет назад по улицам наших городов маршируют унионисты, требующие объединить страну с Румынией.

Кстати, на второй день после учредительного съезда вашей партии унионисты грозятся вывести на улицы Кишинева тысячи своих сторонников. Оппоненты призывают дать им отпор. Какова Ваша позиция?

Такие вопросы не решаются на площади. У нас, к сожалению, стало нормой подменять мнение народа митингами. Меня, как юриста, коробит, когда некоторые государственные деятели ссылаются на решения так называемых Великих национальных собраний. Какое право имеют собравшиеся на площади несколько тысяч сторонников какой-то партии принимать решения от имени 4 миллионов жителей страны? Вот и сейчас унионисты действуют как шулеры – выводят на улицы несколько сотен сторонников, а на следующий день в прессе трубят, что молдавский народ за объединение Румынией. Наши политики много говорят от имени народа, но так и не удосужились выяснить мнение людей по независимости, языку, внешнеполитическому курсу, другим судьбоносным вопросам. За всю историю страны народ спросили всего два раза – как избирать президента, да и то неудачно! А между тем, в Европе, на которую мы равняемся, референдумы проходят несколько раз в год – например, недавно жители Швейцарии решали можно ли кастрировать котов!

Но разве можно выносить на референдум вопрос о государственном языке, когда нет согласия даже среди тех, кто говорит на нем?

Мне, как русскому по происхождению, негоже вступать в дебаты, какой это язык: молдавский или румынский. Как у людей, так и у ученых, есть разные мнения на этот счет. Я верю, что молдаване примут мудрое решение, которое не приведет к новому раздору в нашей и без того разобщенной стране. Что же касается государственности Молдовы, то здесь референдум необходим. В нем должны принять участие все жители страны, независимо от национальности, в том числе и проживающие в приднестровском регионе. Они должны ответить на вопрос: Молдова это самостоятельное государство либоодин из уездов Румынии? Возможно, я слишком категоричен и вопрос можно сформулировать мягче. Но сути это не меняет.

Вы много лет занимались приднестровской проблематикой, принимали участие в разработке «Меморандума Козака». Какова позиция Вашей партии по Приднестровью?

Мы за мирное урегулирование приднестровской проблемы, сохранение нейтралитета, единства и территориальной целостности Молдовы. Безусловно, в сближении двух береговДнестра положительную роль сыграет и поддержанный нами курс на интеграцию в Евразийский союз. Я убежден, что в трагедии на Днестре виноваты политики, несумевшие консолидировать многонациональное общество нашей страны. Призывы к объединению с Румынией, агрессивная риторика о «русских оккупантах» вызвала ответную реакцию людей с левого берега. Потом выяснилось, что радикалы не имеют поддержки и на правом берегу, но было поздно – платой за военную авантюру стал раскол страны, искалеченные судьбы людей. Печально, что молдавские политики не желают извлекать уроков из трагедии - как и двадцать лет назад, они не могут договориться о будущем Молдовы. Наша партия также выступает за сохранение российских миротворцев, которые уже двадцать лет надежно охраняют мир. Политики кривят душой, когда пытаются переложить на них свою вину за отсутствие прогресса на переговорах. А такие как Гимпу пытаются списать на миротворцев свои грехи в разжигании межнациональной розни, дестабилизации ситуации в стране.

Защита прав нацменьшинств в последнее время в нашей стране превратилась в профессию. Пенсионеры, с которыми чиновники отказываются говорить на русском, даже не предполагает, сколько людей борется за их права?

В отличие от представителей гражданского общества, среди которых, на мой взгляд, есть и настоящие защитники прав человека, учредители нашей партии – депутаты Олег Бабенко, Татьяна Ботнарюк, –имеют возможность использовать такой мощный инструмент, как парламентская трибуна. И мы уже делаем это, помогая отстаивать русские школы, которые пытаются закрыть в процессе начатой правительством оптимизации. Мы потребовали от правительства наказать вандалов, которые пытаются разрушать памятники советским воинам, победившим фашизм. Мы не намерены мириться с попытками запретить символы Великой Победы, пересмотреть итоги Второй мировой войны, реабилитировать преступления Гитлера и Антонеску.

Какие будут символы у Вашей партии? Какова ее программа?

Наша партия востребована обществом – всего за три недели в нее вступило свыше 5 тыс. человек, причем большинство из них - молодые люди, что нас очень обрадовало. При разработке программы мы поставили цель сделать ее понятной для людей. В ее основе – защита государственности, курс на сближение с Россией. На нашем партийном знамени будут начертаны символы Кантемира, который был одним из самых дальновидных молдавских политиков, навеки связав наши страны. Кстати, историки, к которым мы обратились, так и не смогли ответить, какого цвета было знамя Кантемира - древние гравюры выполнены в черно-белых цветах. Ответ нашли в архивах в Москве – знамя Кантемира было красным, с белыми полосами по краям. В гербе партии будет аист, который символизирует возрождение нашего народа. Думаю, съезд утвердит наши предложения и после проведения региональных конференций с Нового года партия приступит к активной политической деятельности.