Общество

Назад

К 70-летию Хатынской трагедии

К 70-летию Хатынской трагедии

Для Беларуси мартовские дни 2013 года отмечены печальной датой: 70 лет назад на Земле не стало Хатыни. Исчезла из жизни тихая приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все ее жители. В Хатыни жили обычные белорусские крестьяне, обрабатывали землю, выращивали зерно, картофель, стоговали сено, растили детей, справляли свадьбы и праздники, мечтали о будущем, которое для них не наступило. Хатынь не просто страница Великой Отечественной войны, это символ большой трагедии, наша боль, наш гнев.

Трагедия настигла Хатынь в солнечный день 22 марта 1943 года. Утром карательный отряд во главе с командиром батальона особого назначения СС Оскаром Дирлевангером окружил деревню. Из домов выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Согнали всех в сарай на окраине, в котором когда-то хранилось сено. Взрослые, как могли, успокаивали детей, но тревога с каждой минутой все сильнее охватывала их. Запертые внутри, они не знали, что творилось снаружи. Не видели, как несколько солдат обкладывали стены сарая соломой, как лили бензин и жгли спички. Через некоторое время от дыма стало трудно дышать, а на головы посыпались горящие головешки. Десятки людей бросились на улицу, но эсэсовцы были наготове. Мартовский день 1943 года стал последним для 149 хатынцев. В пламени исчезли 26 домов, 75 детей обугленными головешками лежали на пепелище. На месте тихой лесной деревни остались пепелище да сиротливо торчащие печные трубы.

В живых остались только пятеро детей и один взрослый. Завидев приближавшихся карателей, ускакал на лошади в соседнюю деревню Александр Желобкович. Спрятались брат и сестра Яскевичи - Владимир и Софья. Троим хатынцам было суждено выбраться живыми из горящего сарая - детям Виктору Желобковичу, Антону Барановскому и 56-летнему Иосифу Иосифовичу Каминскому.

Трагедия Хатыни - не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили 9200 из 100 тысяч сел и деревень Беларуси. Некоторые из них, сожженные вместе с людьми, как и Хатынь, после войны уже не возродились. Хатынские колокола взывают: "Помните, люди!".

Сегодня нет деревни Хатынь, но есть мемориальный комплекс "Хатынь". Он создавался на протяжении трех лет. В 1969 году по решению ЦК КПСС и правительства республики на месте кровавой трагедии был возведен архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память увековечения жертв фашизма на территории Беларуси в 1941-1945 годах. Он стал трагическим символом многострадальной Беларуси, воплотившим в себя боль и скорбь погибших.

Создан он на 54-м км шоссейной магистрали Минск - Витебск на месте бывшей деревни Хатынь Логойского района. Авторами являются лауреаты Ленинской премии 1970 года архитекторы - Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор - Сергей Селиханов, которые смогли создать памятник огромного эмоционального и патриотического звучания. Мемориал занимает площадь 50 га. Комплекс повторяет планировку бывшей деревни и включает отдельные элементы: Кладбище деревень, площадь Памяти, Стену Скорби и Древо жизни.

Мемориал был открыт 5 июля 1969 года и стал местом всенародного поклонения. Посетителей "Хатыни" встречает бронзовая скульптура непокоренного человека, который восстал живым из огня, вынес оттуда тело мертвого мальчика и несет его через годы, произнося вечное проклятие фашизму, проклятие любому злу на Земле. Это собирательный образ белорусского крестьянина. Его прообразом послужил свидетель хатынской трагедии Иосиф Каминский, чудом оставшийся в живых. Он, обгоревший, израненный, выбрался из горящего сарая и среди трупов односельчан нашел изувеченное тело своего сына.

Рядом, на месте сарая, где фашисты сожгли жителей Хатыни, черная плита, которая напоминает крышу, ставшую последним приютом погибших. На братской могиле Венец памяти из белого мрамора со словами наказа мертвых живым: "Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обратятся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!". С другой стороны Венца ответ живых погибшим: "Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею".

Бывшая деревенская улица выложена серыми (под цвет пепла) железобетонными плитами. На месте каждого сожженного дома - венец сруба из серого железобетона, внутри его - обелиск в виде печной трубы с колоколом. На каждом обелиске мемориальная плита, на которой фамилии и имена сожженных жителей дома; у каждого венца сруба железобетонная калитка. Их 26 - ровно столько, сколько дворов поглотил огонь. Они стоят на тех же местах, где когда-то стояли крестьянские избы.

Обозначенные серыми плитами бывшие улицы, которые внезапно обрываются, мемориальные знаки в виде мраморных срубов на месте 4 колодежей дополняют образ сожженной деревни. За домами-памятниками по главной оси композиции мемориала расположено Кладбище деревень. Здесь в каменные плиты вмурованы 186 урн. В этих урнах - земля и пепел с братских могил белорусских деревень и сел, разделивших участь Хатыни.

Узникам фашистских концлагерей посвящена Стена Скорби - монументальная композиция с нишами, в которых укреплены мемориальные плиты с названиями 66 лагерей смерти и мест массового уничтожения мирных граждан и военнопленных на территории Беларуси и информацией о количестве истребленных там людей. Камни для стен были привезены сюда из "комбинатов смерти", построенных фашистами на белорусской земле. 260 концентрационных лагерей и гетто создали гитлеровцы в Беларуси.

Кульминацией хатынского мемориала является площадь Памяти. На полированной поверхности черного куба - четыре отверстия. На скорбном холме из черного мрамора растут три молодые березки, которые символизируют жизнь. В память о каждом третьем жителе Беларуси, погибшем в годы Великой Отечественной войны, на мемориале горит Вечный огонь. Факел, который его зажег, был привезен в Хатынь из Минска, с площади Победы.

Завершает мемориальный комплекс Древо жизни со списками 433 деревень, сожженных оккупантами и возрожденных к жизни после войны.

Колокола Хатыни. Печальные, тревожные, зовущие... Звучат они над притихшей долиной, над лесами и перелесками, плывут в бескрайнюю синь неба. Звонят над Беларусью, рассказывая всему миру о трагедии белорусских деревень, призывая людей быть бдительными, чтобы никогда такое не повторилось.

Мемориальный комплекс Хатынь - символ народной памяти. Мало где в мире бывает такая задумчивая, напряженная тишина, как в Хатыни, - только шорох шагов на бетонных тропинках, только глухие удары колоколов. Скорбная тишина. Она прячет в себе и гул яростного огня, и детский плач, и отчаянные крики матерей, и гневные проклятия умирающих в пламени мужчин. Суровым и лаконичным языком рассказывает мемориал о мужестве и непокоренности белорусского народа.

В 2004 году, к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, по поручению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко была проведена реконструкция Государственного мемориального комплекса "Хатынь". Он включен в Государственный список историко-культурного наследия.