"Казус Каюзака" и его последствия для чиновников всего мира

Франсуа Олланд продвигает идею об уничтожении оффшоров в Европе и во всем мире.

На этой неделе общественность Франции задавала себе риторические вопросы. Например, как живется европейском министру, который подал в отставку после обвинений в коррупции? Как чувствует себя ныне бывший чиновник высшего ранга, который пришел во власть с социалистическими идеями, чтобы реформировать страну на принципах равенства, и инициировал законопроекты, призванные перераспределить деньги богатых в пользу бедных, а затем отрекся от собственных идеалов? Каким бы ни был ответ, очевидным остается факт - жизнь человека, ставшего современным примером лицемерия и двойной морали во Франции, превратилась в ад. Этот бывший чиновник носит имя Жером Каюзак.

Безопасная жизнь перспективного министра изменилось в один миг на прошлой неделе, когда 2 апреля Жером Каюзак признал, что в течение 20 лет он обладает незадекларированным счетом за границей, на котором хранилось 600 тысяч евро. Слухи об этом муссировались во французских СМИ несколько месяцев. Результаты расследования привели журналистов, а затем и "слуг Фемиды" в соседнюю Швейцарию и, несмотря на публичные возражения Каюзака о наличии зарубежного счета, доказали обратное. Чистосердечное признание, которое позволило ему избежать уголовного наказания, во Франции возымело эффект "разорвавшейся бомбы". Министр положил на стол заявление об отставке, которое французский премьер-министр Жан-Марк Айро сразу и принял.

В первом после разоблачения интервью одному из французских изданий "экс" поделился, что находится под сильным давлением. "Я переезжаю каждые два дня, чтобы избежать давления, живу у родственников и друзей", - сказал Жером Каюзак. Он сообщил, что вынужден скрываться то в Нормандии, то в Бретани, то в Аркашоне от надоедливых папарацци, которые везде его преследуют. По его словам, на него давят репортеры, фотографы, консерваторы, единомышленники, простые прохожие. Кажется, что все французское общество настроено против него, несмотря на публичное раскаяние.

Масла в огонь подлила информация швейцарских журналистов, которые сообщили, что в 2009 году Жером Каюзак обратился к администрации коммерческого банка Reyl & Co в Швейцарии с просьбой открыть счет для перевода средств в сумме 15 млн евро. Но в банке ему отказали, поскольку уже тогда он был известной политической фигурой.

Тема стала предметом обсуждения не только в Елисейском дворце, в стенах правительства и обеих палат парламента, на политических ток-шоу, но и в обычных закусочных, кафе, ресторанах, в очередях в кинотеатры и на арабских рынках. Французы начали говорить о двойных стандартах морали политиков.

Президенту пришлось не только "отдуваться" за своего подчиненного, решение о назначении которого он поддержал лично, но и объявлять национальный план внедрения политической прозрачности. 2013-й во Франции объявлен годом нравственности политической жизни. Теперь, начиная со следующего понедельника, все министры и их помощники должны обнародовать собственные доходы.

Ошибка Жерома Каюзака может обернуться рискованными последствиями для всего политического класса Франции, причем как левого, так и правого толка. Не всем кажется понятной причина, по которой министры под бдительным оком СМИ должны веселить французов объявлением о праве собственности на паркоместо на автостоянке Дижона или о приобретении старинного кресла у антиквара. Другие вообще опасаются изменения системы координат, по которой материальный успех человека станет основанием для неуважения к нему.

Французская оппозиция считает объявленный план "нездоровым любопытством", которое шокирует. Во-первых, для восстановления доверия к политикам прозрачности недостаточно, считают консерваторы. Во-вторых, политики являются обычными людьми, они могут что-то и забыть. В-третьих, последствия нововведений могут изменить критерии оценки чиновников, поскольку об их работе будут судить не по результатам, а по личному материальному состоянию. По мнению многих влиятельных людей, для того, чтобы проверить этичность поведения того или иного политика, не обязательно заставлять его выходить на городскую площадь голышом. Другие вообще назвали меры власти "вуайеризмом". Наиболее прагматичные политики заявили, что французам нужно не "изобретать велосипед", придумывая новые законы, а стараться придерживаться уже существующих.

В любом случае "крестовый поход за мораль и против офшоров", объявленный Олландом, начался. После состоявшегося на этой неделе заседания Совета министров Франции президент выступил с очередным телеобращением к нации, в котором пообещал комплекс мероприятий, направленных на морализацию французской политической жизни. В частности, во Франции будут созданы специальный орган, который начнет контролировать декларации чиновников, а также финансовая прокуратура для борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов. Власть обяжет французские банки публиковать списки своих зарубежных филиалов и сферу их деятельности.

Кроме того, Франсуа Олланд продвигает идею об уничтожении оффшоров в Европе и во всем мире. Отныне ежегодно Франция будет составлять списки оффшорных зон. "Это последнее дело (дело Каюзака) еще раз напомнило о необходимости беспощадной борьбы с оттоком капитала, с жадностью и с культом денег. Оно заставило нас искать адекватный ответ, который требуют французы. Потому что образцовость Французской Республики - это залог ее авторитета", - пояснил Олланд.

Между тем, 6 мая - день первой годовщины с момента избрания социалиста Франсуа Олланда на пост президента. Удастся ли ему вернуть доверие к французским политикам такими мерами, покажет время.

Обсудить