Международная конференция с необычным названием «Чего хотят русские Молдовы?», одним из организаторов которой является Фонд «Содружество» пройдёт в очень не простой ситуации во внутриполитической жизни страны, в ситуации выбора геополитического направления дальнейшего развития Молдовы. Сегодня, внутри страны мы сталкиваемся с двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, большинство молдавского народа, в том числе, и русские, стремится к вступлению в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. С другой стороны, правящие круги упорно тянут страну в Европейский союз, в который Молдову не собираются принимать в ближайшие 20-30 лет. Это противоречие создаёт дополнительные трудности, как во внутренней политике, так и во внешнеполитической сфере деятельности молдавского правительства, что прямо или косвенно отражается на всех гражданах страны независимо от их национальной принадлежности.
Никуда не уйти и от того факта, что напряжение в общественной жизни усиливается и по другим причинам. В стране началась вторая волна усиления национализма и агрессивного румынского унионизма, причем эта волна идет в первую очередь не от простого народа, а от части интеллигенции и представителей власти. Сегодня речи националистического, русофобского толка стали привычными не только на различных политических ток-шоу и митингах либералов всех мастей, но и в стенах парламента, в различных органах государственного управления.
Резко усилилось давление на русский язык со стороны агрессивных либеральных и прорумынских политических сил. Чего стоит только один антиконституционный, нарушающий все международные документы по правам человека, законопроект о «лингвистической политике в Республике Молдова», разработанный фракцией Либеральной партии. Данный законопроект предлагает признать официальным языком Молдовы румынский и отменить статус русского, как языка межнационального общения. Фактически использование русского языка запрещается во всех сферах жизни, в государственных органах власти, в бизнесе, культуре, рекламе, образовании, средствах массовой информации и даже в интернете (!?). Нарушителей этого законопроекта, то есть, тех, кто будет использовать русский язык в качестве языка межнационального общения, либералы предлагают штрафовать. Данный законопроект, по сути, является открытым вызовом, брошенным не только русским, но и огромной части населения Молдовы, и он неминуемо приведет к расколу между всеми членами общества и даже к конфликту наподобие вооружённого противостояния 1992 года. Неужели история ничему не учит?
И это, при том, что актуальным трендом является усиливающаяся с каждым годом, интеграция на постсоветском пространстве. Всего за рубежом сегодня трудятся около миллиона молдаван, из них более 600 тысяч граждан Молдовы работают в России, где лучшее знание русского языка позволяет нашим соотечественникам выигрывать конкуренцию на рынке труда. А возможное вступление в Таможенный Союз откроет свободный доступ на рынок труда стран участниц, где опять-таки хорошее знание русского языка - безусловное преимущество. Давление на русский язык непонятно и в свете того, что внутри Молдовы есть большой спрос в титульной среде населения на изучение русского языка. И абсолютно понятно любому разумному человеку, что в этом нет никаких происков «колонизаторов». Это традиции нашего общества и влияние социально-экономических факторов развития народов.
Развивать и поддерживать государственный язык, несомненно, нужно, но не путем запретов и ограничений на изучение русского языка. Кстати, большинство русских с пониманием и уважением относятся к проблемам самоидентификации молдаван. Мы считаем, что молдаване сами, без нас и других нетитульных жителей страны, разберутся в том, кем они являются молдаванами или румынами, и на каком языке разговаривают. Парадоксы, мягко говоря, нашей внутренней языковой политики тем более не понятны, когда мы видим, что русский язык является официальным языком ООН и вышел на третье место в мире по популярности, а в интернете русский язык вышел даже на второе место. То есть русский язык является и популярным языком общения и рабочим инструментом в виртуальной сфере. Вполне очевидно, что для нашей страны именно русский язык является проводником в мир современных технологий и информации.
Определённое влияние на языковую проблему оказывает и внешнее давление европейских партнёров Молдовы. США и Запад прикладывая усилия, чтобы воспрепятствовать процессам единения и интеграции на постсоветском пространстве, открыто финансируют различные неправительственные организации в странах СНГ, задачей которых является расшатывание сложившегося на базе русского языка цивилизационного единства народов. А поскольку неправительственных организаций существующих на западные гранты у нас в стране несколько сотен, то агентов влияния в Молдове хватает, есть кому проводить такую политику. Бжезинский в свое время сказал, что для усиления позиций Запада в регионе, надо вытеснить отсюда русских и русский язык. Что местная политическая элита под давлением европейских комиссаров послушно и делает.
Большинство русских были всегда «государевыми людьми» – военными, инженерами, рабочими, учителями, врачами… Все эти сферы государственной жизни сегодня финансируются по остаточному принципу, что обрекает тех, кто остался там честно трудиться, на участь людей второго сорта. К тому же в результате двадцатилетней практики строительства в Молдове этнократического государства русские, как и большинство других национальных меньшинств, практически полностью вытеснены из сферы управления государством, обороны, здравоохранения, юстиции, органов правопорядка, высшей школы и науки и многих других отраслей.
Если в прошлом десятилетии русские и другие национальные меньшинства в результате закрытия заводов и фабрик, вытеснения из сферы государственного управления, науки и культуры, массово переместились в предпринимательскую среду, то сегодня они вынуждены покидать и эту сферу деятельности. Русские предприниматели, помимо того, что сталкиваются с беспредельной дискриминацией и коррупцией со стороны национально озабоченных чиновников вынуждены выдерживать и жёсткую конкуренцию со стороны моноэтнических политико- предпринимательских кланов построенных по принципам кумовского капитализма. В последние годы многие энергичные и талантливые русскоязычные предприниматели всё чаще задумываются об эмиграции, вынуждено закрывают свой бизнес и покидают родину- мачеху. А вместе с ними ряды европейских и российских гастарбайтеров пополняет и большинство молдавского населения. Ведь Родина – это не только объект иррациональной любви, символизируемый молдавской мамалыгой или русскими щами, это место, где человек реализует дары, данные ему природой, где он имеет право достойно жить и работать, место, где его уважают.
В борьбе за вполне осязаемые цели – права и интересы – и появляется новая русская идентичность, главными ценностями которой являются самоуважение, чувство собственного достоинства и толерантность. Эти ценности не признаются сегодняшней молдавской либеральной властью, но русские никогда не забывали о них. Как только власть признает их основополагающими, научится уважать своих граждан независимо от национальности и языка общения, так сразу и решится русский вопрос, лингвистические проблемы, произойдёт реинтеграция разделённой многолетним конфликтом страны.
Вполне очевидно на этом фоне, что консолидация российских соотечественников в условиях внутреннего и внешнего давления является настоятельной необходимостью для нашего эффективного выживания. Впрочем, наша сила, на наш взгляд, в ином. Молдова это наша Родина, наша родная земля, в которой лежат наши предки, и терять ее нам просто будет неправильно. Русское население Молдовы, как нам кажется, не представляет из себя в настоящий момент некую целостную общину. Разобщенность настолько велика, что на сегодняшний день правильней было бы говорить об отдельных социальных или объединенных по профессиональному признаку группах людей из числа русскоязычного населения, например, ветераны, молодежь, работники культуры или образования, которые имеют общие интересы.
В рамках этих групп существуют соответствующие организации или отдельные лица, претендующие на выражение интересов данной категории людей. Таких организаций в Молдове несколько десятков. Некоторые из них состоят из десяти-пятнадцати членов, но имеют громкие названия. К сожалению, многие организации создаются, не решив один из основных вопросов, заключающийся в финансировании. ”Лидеры” подобных объединений, исходя, видимо, из собственной самооценки и личных амбиций, с трудом идут на диалог друг с другом. К тому же разобщённость русской диаспоры, как в прочем и болгарской, украинской и гагаузской постоянно искусственно провоцируется властями страны на протяжении последних двух десятилетий.
Такое положение дел, на наш взгляд, недопустимо. Сейчас главное — это консолидация и русской общины и всего русскоязычного населения страны. Для чего нужна такая консолидация? Ответ очевиден — для формулирования общих культурных, образовательных, социально-экономических интересов русскоязычного населения, конкретных задач по их отстаиванию и поиску форм взаимодействия внутри общины, с Россией, с молдавским государством и с международными структурами. Механизм по улучшению ситуации только один — внутриобщинный и межнациональный диалог, и как его результат — компромисс. Думается, что наша позиция будет поддержана участниками конференции. В свете политических и общественных преобразований в Молдове, многие руководители организаций осознают, что, только объединившись в решении политических и социальных вопросов, российские соотечественники, проживающие в республике, могут чувствовать себя полноценными гражданами страны, пользоваться всеми правами.
Можно с определенностью говорить, что нынешний период в истории русской и, конечно, расширительно российской диаспоры в Молдове является критическим для ее существования. Или мы сумеем консолидироваться и переломить негативные тенденции, или соотечественники в целом будут ассимилированы или маргинализированы. Мы не сможем оказывать влияние на культуру в обществе, снизится вклад соотечественников в другие сферы жизни страны. Причем значительное влияние будут оказывать процессы миграции соотечественников на историческую родину предков. Ведь постоянная миграция достаточно быстро вымывает русскоязычное население из Молдовы. За несколько лет только по российской государственной переселенческой программе уехало семь тысяч русских. Молдова ежегодно теряет десятки тысяч человек в работоспособном возрасте.
Наше конкурентное преимущество перед западным влиянием в том, что наше общество, наша страна все еще в значительной мере это цивилизационное пространство русской культуры и русского языка. То пространство, которое называется «Русским миром». Не будем забывать, что и сотни тысяч наших сограждан, работающих в России, как бы там ни было, но живут и работают в пространстве русской культуры и языка, заводят в России друзей, перенимают те или иные навыки и в дальнейшем переносят все это на местную почву.
Консолидация соотечественников не должна носить изоляционистский или тем более этнически ограниченный характер. Вся история развития России, русской цивилизации носила именно интернационалистский характер. Именно этим русские всегда были сильны, и мы должны консолидироваться в Молдове с пониманием, что это и наша страна и наше общество. Не случайно в соответствующих российских нормативных документах понятию "российские соотечественники" дано совершенно четкое определение — это граждане России, проживающие за ее пределами, а также все те (вне зависимости от нынешнего гражданства и национальности), кто имеют духовную, нравственную и культурную связь с Россией, ее традициями, языком и историей. В принципе, консолидация соотечественников и есть вариант той мягкой силы, о которой так много говорится в последнее время. Сумев консолидироваться, мы сможем стать ядром влияния, вокруг которого будет формироваться та среда, та часть общества всех национальностей, которая будет нацелена на дружбу и сотрудничество с Россией.
До развала Советского Союза, плохо ли, хорошо ли, но советские люди жили в своеобразном оазисе, в определённом искусственном «климате». Можно как угодно критиковать прошлое, но не отнимешь того, что социальный климат был благоприятный. Мы жили не так уж сытно и тем более роскошно, но факт, нам не приходилось бороться за существование. Бесплатные образование и здравоохранение, государственное жильё, лучшая в мире система социального обеспечения, отсутствие какой либо национальной и социальной дискриминации. Все эти блага просто напросто атрофировали нашу способность к социальной конкуренции.
А ведь в действительности у нас даже не изменилась, а полностью исчезла привычная комфортная среда обитания. Практически русские в одночасье превратились в самый разделённый в мире народ. Только в странах СНГ вне границ Российской Федерации осталось 25 миллионов русских. Да, кто-то сумел выстоять, прорваться в одиночку, приспособиться, но создать новую среду обитания в странах проживания нам в большинстве случаев не удалось. И задачей консолидации как раз и является стремление создать новую среду обитания для всех нас в современных условиях.
Необходимо отметить, что консолидация становится мировым трендом. Ведь, если мы обратимся лицом к глобальному миру, то увидим, что консолидируются или пытаются консолидироваться сегодня чуть ли не все в глобальном мире. Посмотрите, как идет консолидация в среде европейских мусульман, какого размаха достигла консолидация различных движений и меньшинств. И мы видим, что все это превращается в большую политику. В сущности, национальная и профессиональная консолидация это сегодня вопрос выживания в современном глобальном мире. Например, для европейских стран характерны мощные акции протеста по любому поводу. Это и есть одна из форм консолидации, умение быть заодно в единстве интересов. Ведь так и поётся в популярной песне «возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». В случае же с нашей русской диаспорой такого навыка нет. Мало кто спешит протянуть руку, взяться за руки. Консолидация, в наших условиях это ощущение духовной общности интересов, которая в свою очередь материализуется в конкретных делах и действиях. Пока у нас этого нет.
Возьмем хотя бы парламентские и местные выборы. Ситуация с избранием своих представителей в Парламент осложняется введением в Молдове смешанной избирательной системы. Для того чтобы избрать депутатов, которые будут защищать наши права необходимо будет объединиться в рамках избирательного округа. Это требует организационных усилий и со стороны местных общин и взаимодействия с другими общественными и политическими организациями. К сожалению, политическая активность русского населения близка к точке замерзания и одна из самых низких среди других этносов. А ведь наше консолидированное голосование могло бы резко изменить расклад политических сил в стране. Даже если бы просто проголосовали против партий националистов и русофобов, то и в этом случае мы бы имели хороший резонанс. А ведь для этого и необходимо всего ничего, просто прийти на избирательный участок, и консолидировано проголосовать.
Вот здесь наглядно видна наша разобщенность. А ведь никто не придет и не сделает нам хорошо само по себе. И в этом случае наглядно видно, что нет в первую очередь консолидации внутри нас самих. Нас постоянно пытаются растащить по различным партиям, которым нужны только наши голоса один раз в четыре года. Конечно, мы не должны ходить строем и одинаково думать, но у нас, безусловно, должны быть базовые принципы консолидации, общие для всех. Нам видится, что одним из базовых принципов консолидации русской общины должна быть идея евразийской интеграции постсоветских народов. Однозначно у нас существует общность интересов и как граждан Молдовы, и как у российских соотечественников. Мы должны определить эти принципы и четко их придерживаться и популяризировать в своей среде.
Мы знаем, что анонс международной конференции под названием «Что хотят русские Молдовы?» вызвал напряжение и раздражение в определённых политических и национально озабоченных кругах прорумынской общественности. Опять эти русские что-то затевают, чем-то недовольны, чего-то хотят. Действительно: а чего же хотят русские Молдовы? Того же самого, что и все другие граждане страны! И русские, и молдаване, и гагаузы, и украинцы, и болгары, и все остальные народы населяющие этот благодатный край хотят спокойно жить, честно трудиться, рожать и воспитывать детей, строить счастливую жизнь, разговаривать на родном языке, исповедовать отцовскую веру, чтить традиции и культуру предков и не бояться за своё будущее. Нашим молдавским правителям, которые называют себя либералами и демократами, наконец-то пришла пора понять, что мы, представители национальных меньшинств,- полноправные граждане Молдовы. Да, у нас есть обязанности перед государством, и мы их с честью в большинстве своём исполняем. В то же время мы имеем свои специфические национальные интересы, язык, культуру, традиции и хотим, чтобы государство, в котором живём и которое считаем своей Родиной, с уважением относилось к нашим конституционным правам, помнило, что мы как граждане и добросовестные налогоплательщики вправе быть услышанными и понятыми.
Игорь Тулянцев, учредитель фонда «Содружество», председатель общественной организации «Родина -Евразийский союз», организатор- координатор конференции.
Борис Шаповалов, исполнительный директор фонда «Содружество», доктор философских наук, член-корреспондент Международной Кадровой Академии, председатель организационного комитета конференции.