В то же время, перенос то ли «бархатной революции», то ли «марша на Кишинев» с 21-го ноября на 23-е достаточно симптоматичен. Особенно, если прочесть доклад Владимира Воронина на VII Пленуме ЦК ПКРМ 16 ноября 2013 г.
Можно предположить, что планирование массовых акций протеста на четверг, 21-го ноября, исходило из того, что протестная лавина захлестнет заседающий в этот день Парламент, и что из здания Правительства все разбегутся как крысы с тонущего корабля, и что сотрудники силовых структур откажутся исполнять приказы «преступного режима». И что власть, как перезревший плод, упадет в руки ПКРМ. (Хотел написать – «в жилистые руки молдавского пролетариата», но спохватился – таковых в ПКРМ не наблюдается). Конечно, крейсер «Аврора» не стоит на реке Бык, но ведь 7-го апреля 2009 года кто-то же поднакопил определенный опыт … Также очевидно, что эти «супер-радикальные» сценарии кто-то писал, озвучивал внутри ПКРМ и добивался их принятия в качестве официальной позиции партии.
Поэтому, многого стоит следующая цитата из выступления Владимира Воронина: «Напомню Вам, что у нас уже был сходный, но весьма противоречивый опыт протестных действий – осени 2011-весны 2012 года. И тогда у нас был главный вопрос, на который мы так и не дали открытого ответа. Вопрос был прост: чем закончатся все наши протесты? Как именно они закончатся?
Именно противоречивость тогдашних действий в значительной степени ограничивают и нашу нынешнюю активность, готовность общества открыто поддержать все наши акции прямого действия».
Другими словами, Владимир Николаевич, пусть и в обтекаемых формулировках, признает, что истерические, супер-радикальные призывы, бойкоты и бессмысленная беготня по улицам, ставшие единственным содержанием деятельности ПКРМ, затрахали и обескуражили даже ее искренних сторонников. И что недовольство нынешней властью вовсе не превращается в симпатию к ПКРМ.
Что ж, все это уже было – обещанный в 1961 году коммунизм заменили на идеологизированную Олимпиаду в 1980-м году. Назначенную на 21-е ноября «Бархатную революцию» - на (желательно) большой митинг в выходной день, субботу 23 ноября. Совершенно очевидно, что заявленные цифры участников акции протеста, запланированной на 21-е ноября, начали стремительно «усыхать», по мере того как для ее реализации потребовались конкретные люди, которых не оказалось в наличии. Поэтому и поставлена задача обеспечить более-менее достойную телевизионную картинку с ординарного митинга. Что ж, пусть будет митинг, пусть нынешняя власть призадумается на предмет вседозволенности в стране, которая все таки имеет опыт сменяемости власти по итогам выборов.
В то же время, этот митинг будет всего лишь элементом избирательной кампании ПКРМ в перспективе следующих парламентских выборов, которые должны состояться не ранее чем через год. За это время многое может измениться, и даже в лучшую сторону. Не для политиков и партий, а для граждан Молдовы.
Если вернуться к предположениям о том, что происходит внутри ПКРМ, то было бы слишком просто все свести к тому, что внутри ПКРМ есть свой «кукловод», который манипулировал и партией, и самим Ворониным последние годы. Не стоит забывать, что ПКРМ сама развязала абсурдную войну против всех еще после поражения на местных выборах в мае 2007 года. Что ж, Михай Гимпу от этого выиграл, но все остальные – граждане Молдовы, стали заложниками этих дурацких баррикад, на которые нас загоняют политики.
Из признания Владимира Воронина следует, что ПКРМ сама загнала себя в тупик, в котором ее ничего кроме обоснованного, легитимного запрета и роспуска ничего не ждет. Поэтому, Владимир Воронин и «дает задний ход». Получается, что в ПКРМ есть свои «Иваны Сусанины», которые вели ее от поражения к еще большему поражению, к внутренней деморализации и к разложению.
Тем не менее, в том же выступлении Владимир Воронин использует все те же затасканные страшилки и демагогические клише, на основе которых ПКРМ призывала граждан Молдовы совершить «Бархатную революцию» для ее возврата к корыту власти.
Печально, но не ново, что и ПКРМ, и тираспольский режим сегодня бьют в молдавскую государственность по единому сценарию. Противно смотреть, как перед каждыми выборами ПКРМ разворачивается на 180 градусов, будучи уверенной, что стадо ее избирателей покорно поплетется за ней.
Как Владимир Николаевич лично «кинул» самого (!) ВВП, отказавшись подписать, 25-го ноября 2003 года, «Меморандум Козака», помните?
«Европейскую Молдову – строим вместе!», образца 2005 года, еще помните?
Поцелуи анти-русского коммуниста Воронина с Траяном Бэсеску, перед выборами 6-го марта 2005 года помните?
Подписание Правительством Молдовы, 24-го мая 2006 года, Индивидуального Плана Действий в рамках Партнерства (IPAP) Молдова-НАТО помните?
Теперь же Владимир Воронин загорелся желанием срочно загнать Молдову в стойло Таможенного Союза, где нас якобы ждет газовая «халява». А рабочий визит Зинаиды Гречаный в Москву, 26 декабря 2006 года, после которого нас осчастливили сообщением, что «цена на газ будет постепенно расти и к 2011 году достигнет уровня среднеевропейских цен поставок российского газа» помните?
Владимир Николаевич продолжает рассчитывать на тех, кто «не помнит». Кто готов, как «собака Павлова» рефлекторно реагировать на «коммунизм», «румыны идут!» и прочую лозунговую тухлятину. Не уважает он их! Поэтому и нет ему веры, когда он гневно обличает «преступный режим». Завидует он им. Поэтому возможные внутренние разборки в ПКРМ неспособны изменить ее суть.
У меня нет симпатий ни к одной из политических партий. Двадцатилетний опыт поиска «наименьшего из зол» загнал нас в такой кризис политической системы, из которого нет простого и комфортного выхода. В то же время, есть понимание, что Молдове нужна другая, современная доктринально левая партия. Но это будет не ПКРМ, и не Владимир Воронин. Аминь!
17 ноября 2013 года
Фото: член ПКРМ Олег Воронин