Аналитика и комментарии

Назад

Что изменил «Вильнюс»

Но помимо введения безвизового режима, которое пока все же будущее, хотя и недалекое, есть у «Вильнюса» и другие последствия, о которых молдавские политики молчат.
Что изменил «Вильнюс»

Вильнюсский саммит, состоявшийся 28-29 ноября 2013 г., принес Молдове давно ожидаемую ее политиками и частью электората весть: соглашения с ЕС парафированы. Вопреки многим доморощенным «кассандрам» молдавской политики, которые клялись чуть ли не на Библии и ссылались на некие «достоверные источники» в самом Брюсселе, что этого не случится. Это событие позволило представителям правящей в Молдове коалиции заметно укрепить свои позиции, не без основания сочтя случившееся своим важным политическим успехом. На это ее настраивают и представители ЕС, которые уже неоднократно, в лице главы Евросовета Х.ван Ромпея и экс-руководителя делегации ЕС в Молдове Д.Шубеля заявляли, что Молдова получит безвизовый режим в 2014 г. и ЕС постарается этот процесс всячески ускорить.

Но помимо введения безвизового режима, которое пока все же будущее, хотя и недалекое, есть у «Вильнюса» и другие последствия, о которых молдавские политики молчат. Речь идет о явно изменившемся в глазах Европы статусе Молдовы как независимого государства. И это повышение статуса впервые серьезно отразилось на молдо-румынских отношениях. Как известно, в прежние годы Президент Румынии Траян Бэсеску делал немало заявлений, из которых следовало, что объединение Румынии и Молдовы обязательно состоится. Иногда он добавлял, что они объединятся в ЕС. Отметим, что никогда после этого не следовало никаких возражений молдавских политиков. Ни разу румынский посол не был вызван в МИД Молдовы, чтобы вручить ему ноту протеста. Все заявления Бэсеску о неизбежном вскоре объединении наших двух стран встречались при полном молчании официального Кишинева. Как будто речь шла не о нем. Все это постоянно вызывало возмущенную реакцию молдавских левых, обвинявших правящую в Молдове с 2009 г. коалицию в предательстве нашей страны и грядущей сдаче ее Румынии.

Такие заявления делали румынские политики и до Бэсеску. С самого момента провозглашения независимости Молдовы. До Вильнюса. Но вдруг спустя несколько недель после парафирования Вильнюсского соглашения, когда Бэсеску вздумал повторить свои обычные заявления о неизбежном объединении стран по оба берега Прута («воссоединение двух государств должно стать третьим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и ЕС»), он неожиданно для себя получил в ответ официальные заявления властей Молдовы, свидетельствующие о несогласии с мнением румынского президента. Премьер Лянкэ назвал это заявление «непродуктивным» и «достойным сожаления». Такие высказывания, по его мнению, «не приносят пользу, а только создают искусственные проблемы». Своего президента осудил – впервые в Румынии на эту тему – и премьер Виктор Понта, назвавший высказывание Бэсеску «популистским» и «несвоевременным».

Повторное заявление Бэсеску, уже в январе 2014 г. «Наступивший 2014 год должен стать годом, в котором мы честно и открыто заявим, что Молдавия - это румынская земля. Эта страна не родилась одновременно с пактом Риббентропа-Молотова, у нее есть история, культура, язык, связанные с Румынией и румынским народом» встретило возражения уже Председателя Парламента Игоря Кормана, который заявил, что «Эти высказывания также вредят европейскому духу Молдовы». 8 января по поводу новых заявлений Бэсеску высказался и Лянкэ, назвав их «неудачными». Прокомментировал их и глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола, заявив: «Мы видим Молдову суверенным, многонациональным государством. Мне жаль, что заявления о сближении Молдовы с Румынией стали чаще звучать при сближении Молдовы с ЕС».

Быстрая реакция властей последовала и после хамских высказываний румынского телеведущего Раду Банчу, обозвавшего молдаван «цыганами с протянутой рукой», а молдавских студенток – «проститутками». Вице-председатель Парламента Адриан Канду призвал телеканал принести молдаванам и лично премьеру Лянкэ публичные извинения, и пригласил при этом Банчу в Молдову для ознакомления с реалиями.

Как видим, в течение короткого времени (примерно месяц) в ответ на несколько оскорбительных высказываний, раздавшихся со стороны Президента Румынии и одного из журналистов этой страны, последовала целая серия осуждающих заявлений со стороны высокопоставленных молдавских политиков. Они получили (в дипломатичной форме) поддержку представителя ЕС в Молдове П.Тапиолы и в более определенной – и совсем с неожиданной стороны – от румынского премьера Понты. Все эти высказывания совершенно внове для молдавской политической элиты, тем более для правоцентристской правящей коалиции, для которой вплоть до Вильнюса вообще считалось дурным тоном высказывать критические замечания о Румынии. Все это говорит о заметном сдвиге в позиции ДПМ и ЛДПМ, которые после Вильнюса стали более активны и последовательны в продвижении идеи молдавской государственности. Не приходится сомневаться, что такой шаг мог быть продиктован только гласной или негласной поддержкой ЕС и США, которых парафирование Вильнюсских соглашений убедило в серьезности проевропейского курса Молдовы. Это означает, что в скором времени при поддержке Запада последуют и поиски конкретных кандидатур на политически значимые посты, которые пока продолжают занимать либералы, в первую очередь, вероятно, примара Кишинева. Также это означает, что вслед за изменением статуса Молдовы в глазах ЕС на страну в скором будущем обратят внимание крупные европейские компании, которые до сих пор не решались прийти сюда ввиду неопределенной политической ситуации в стране. Что вызовет стабилизацию политической ситуации в Молдове и окончательное оттеснение радикалов на обочину политической жизни страны, где они обычно и пребывают в любом «старом» европейском государстве.

Это важный шаг и для изменения ситуации внутри Молдовы - в преддверии уже недалекой предвыборной кампании 2014 г. Идея молдавского патриотизма в противовес унионистским настроениям, существующим у некоторой части нашей элиты, всегда успешно использовалась в преддверии выборов ПКРМ. Последняя на всех выборах, в которых участвовала, обвиняла своих оппонентов из правящего лагеря в стремлении поскорее капитулировать перед Румынией по всем направлениям (последним было признание Конституционным судом государственным языком Молдовы – румынского языка) и осуществить «великое объединение». Однако теперь уже у правящей коалиции появляется возможность выступить в ранге патриотов отечества, стремящихся остановить «объединителей» извне. И это наносит серьезный удар по электоральным позициям ПКРМ. Совсем не случайным было то обстоятельство, что ПКРМ, хотя вскользь и упомянула об ответе Лянкэ, но нигде не пыталась это как-то анализировать в своих СМИ и вообще показывать всю эту историю подробно и в деталях. По всей видимости, им стало ясно, что попытка подробного анализа случившейся в молдо-румынских отношениях «революции» может привести к нежелательной реакции избирателей и привести к потере голосов на выборах. Что опаснее всего, так как многие представители левого электората и так разочарованы несостоявшейся «бархатной» революцией и утратой надежд на смещение, пусть и силовое, нелюбимой ими власти. В этой ситуации у ПКРМ остается только возможность обойти эту ставшей теперь скользкой тему (если такие высказывания со стороны властей будут иметь место и в дальнейшем) и акцентировать внимание на неудачах правящего блока в социально-экономической сфере. Но это будет означать потерю важнейшего «редута сопротивления», помогавшего ПКРМ столько лет набирать множество голосов избирателей. Поэтому за него в скором времени развернется ожесточенная борьба. От успеха в ней в немалой степени будет зависеть успех той или иной стороны на парламентских выборах-2014.