Серия. Ведущие историки Молдовы. Александр Мошану

Мы начинаем серию информационных статей о заслуженных советских историках, посвятивших свою жизнь борьбе за торжество исторической правды. В проклятое советское время, загибаясь под пятой оккупантов, им приходилось труднее всех, так как в замен непримиримой борьбы за истину им приходилось отбиваться и, в конечном итоге, принимать ненавистные пайки, награды и должности, которые нелюди-большевики насильно им навязывали.

В контексте дискуссий последних лет о нашей истории существует один довольно интересный аспект. Речь идёт о «смене вех» некоторых молдавских историков, которые в своё время писали и доказывали одно, а в начале 90-х годов перешли на противоположные позиции.

Одним из ярчайших тому примеров является научная и общественная деятельность доктора исторических наук, профессора А.К. Мошану, долгие годы занимавшего видное место в молдавской коммунистической историографии (заведовал кафедрой новой и новейшей истории в Молдавском госуниверситете, был деканом истфака и одним из ведущих советских специалистов по истории социалистического и марксистского движения в Румынии) и партийной номенклатуре (несколько лет был секретарем партийного бюро исторического факультета, заместителем секретаря парткома Молдавского госуниверситета по идеологии, членом ЦК КПМ и даже был избран делегатом XXVIII съезда КПСС на платформе ЦК КПСС), а впоследствии занявшего резко антисоветскую позицию и, будучи избранным председателем парламента Республики Молдова, в 90-е гг. стал одним из ведущих прорумынских политиков и крайним антисоветчиком.

Г-н Мошану А.К. (на стр. 175 сборника «Историческая наука Советской Молдавии: К 60-летию образования Молдавской ССР и создания Компартии республики. Кишинев, 1984») пишет о своей работе «Рабочее и социалистическое движение в Румынии (1907-1914 гг.). Кишинёв, 1974»: В ней «отражены… антиимпериалистические и антивоенные выступления.., распространение ленинских идей среди революционных рабочих.., раскрывается значение воодушевляющего примера революционной борьбы российского пролетариата для румынского рабочего движения, показана огромная роль распространявшихся в Румынии ленинских идей для определения позиций революционных элементов по ряду важных вопросов».

На стр. 176, г-н профессор с гордостью отмечает собственные заслуги перед советской исторической наукой, достигнутые в другой своей монографии «Социалистическое движение в Румынии (середина 70-х – начало 90-х гг. XIX в.). Кишинёв, 1977»: В работе «сформулированы критерии для определения классового содержания взглядов и позиций румынских социалистов.., научно обоснован начальный рубеж марксистского периода в революционном движении страны. Автор всесторонне (Sic!!! – это он сам о себе) проанализировал борьбу левого и правого течений».

На этой же странице своей рецензии о себе родимом, dlMoşanu удовлетворённо констатирует: «В специальной статье („Первая русская революция и революционные традиции рабочего класса Румынии [1907-1916 гг.)”А.К. Мошану (Sic!!! – не поленился, лишний раз упомянул себя) проанализировал последствия первой русской революции для идейно-политического развития рабочего движения в Румынии».

Напомним читателю, что в другой своей работе румынский академик не менее 12 раз использует синтагму «фашистская Румыния» и не менее 13 раз словосочетания типа «фашистский режим Антонеску», «фашистский режим Румынии», «фашистское государство» (см. Вопросы истории. 1984, № 5. С. 125-128).

Именно за эти научные достижения Александр Константинович получил все свои многочисленные румынские награды, звания и премии. Мы рады за него и желаем ему и в дальнейшем столь же плодотворной работы.

Обсудить