Мировые цены падают, но только не для всех

Беспринципность государственных структур, как и гражданская пассивность, просто зашкаливает. Западные кураторы по развитию уже с плохо скрываемым раздражением, буквально, тыкают нас носом в фонтанирующую коррупционную грязь. Но всё без толку, коррупция только усугубляется.

С приближением даты очередных парламентских выборов представители правящих партий всё активнее и красочнее распинаются, как много ими сделано за уже заканчивающийся очередной электоральный цикл, как для улучшения делового климата в Молдове, так и в части роста благосостояния её граждан. При этом как-то замалчивается два принципиальных момента, что сиё вовсе не относится абсолютно ко всем экономическим агентам и даже к значительной их части, а, тем более, к пока ещё многочисленному населению нашей страны.

У кого действительно всё тип-топ, так это у тех, кто органично вписался в соответствующие коррупционные пирамиды, разделенные «по-братски», согласно пресловутому алгоритму между главными кукловодами государства. При этом всё обстряпывается ими для системного грабежа собственного народа настолько очевидно и в наглую…

Чего только не вычитаешь в многочисленных «детективных романах» Счётной палаты…?

А из бесстрастных аналитических отчётов авторитетной Transparency International-Moldova мы имеем возможность узнать, что коррупционная ситуация в стране с каждым годом становится всё хуже и хуже, а в мировых рейтингах мы катимся по наклонной. С 2010 года Молдова, как оказывается, была включена в перечень наиболее коррумпированных государств мира, у которых индекс коррупции менее 3-х. (В 2009 году у нас всё же было благопристойных 3,3 балла). В 2012 году по уровню коррупции Молдова занимала 94-е место из 178 стран, а в 2013 году только за один год провалилась до 102 места из 177 стран, включённых в данный рейтинг.

И в рейтинге "Индекс верховенства права – 2014", опубликованном американской неправительственной организацией World Justice Project (Проект мировой юстиции), также регистрируется возрастающая степень коррупции. По этому показателю республика заняла 88-е место, хотя еще в 2012 году была на 78-ом.

Это как же надо было допечь экспертов IDISViitorul”, вскормленных «щедрыми» западными грантами, и неизменно одобряющими деятельность властных структур во всех их начинаниях под общим лейтмотивом «европейские устремления»? Если даже они были вынуждены признать, что вследствие далеко непрозрачных «схем» стоимость электроэнергии для потребителей в Молдове обходится на 23% дороже, чем в Украине, и на 15%, чем в Румынии.

Или, скажем, как почти двухмесячный тренд стремительного падения мировых цен на нефтепродукты вовсе оказался «незамеченным» в Молдове? В частности, во второй половине июля, котировка одной тонны 95-го бензина на европейском нефтерынке превышала 1050 долларов США или по тогдашнему валютному курсу – 14700 леев/т. А уже на последнюю дату 11 сентября эту марку бензина можно было купить всего-то за 897,25 доллара за тонну, что в пересчёте на национальную валюту составило лишь 12788 леев/т.

Диаграмма

Котировки биржевых цен для бензина А-95 на европейском нефтерынке (Средиземноморье – Fob Med) в течение апреля – сентября текущего года (в долларах США и тыс. леев за 1 тонну)

Но ведь это дешевле на целых 13%! Однако мы аналогичной метаморфозы на табло бензозаправок, как не видели раньше, так, надо полагать, не увидим и впредь. А если всё же их владельцы договорятся между собой о необходимости несколько спустить пар, чтобы понизить близкое к точке кипения напряжение потребителей, то более чем на 20 банов скидки от прежнего уровня и надеяться нечего.

То, что наши цены на нефтепродукты за минусом акцизов намного превышают действующие тарифы в соседних государствах, давно уже стало притчей во языцех. И то, что Совет по конкуренции многие годы не в состоянии разглядеть картельные сговоры, позволяющие торговцам горюче-смазочными материалами синхронно и, буквально, под копирку менять цены по всей стране и на всю номенклатуру, также воспринимается, как неотъемлемая данность нашего безысходного бытия с естественной брезгливой реакцией. Однако и это, как мы видим, ещё не предел для алчных архитекторов этих, не иначе как, криминальных пирамид.

В соответствии с действующими нормами для продавцов нефтепродуктов установлена предельная рентабельность к себестоимости в 10%. И здесь можно с уверенностью утверждать, что и два месяца назад молдавские нефтетрейдеры продавали бензин далеко себе не в убыток!

Тогда позвольте спросить, как можно вписаться в десятипроцентную рентабельность при снижении стоимости закупаемого товара на 13%?

Разумеется, вопрос чисто риторический. Контроль за соблюдением этого норматива возложен на государсвенный орган – Национальное агентство по регулированию в энергетике. И можно не сомневаться, что так как деятельность и этой структуры является производной всё того же алгоритма, такая мелочь, как превышение нормативной рентабельности, останется «незамеченной». В прочем, как и данная статья.

В рамках одной из передач американский посол Мозер, заостряя внимание телезрителей на высоком уровне молдавской коррупции, сказал, что «без взятки в этой стране ничего не решить», и назидательно отметил, что, если мы действительно желаем переломить ситуацию с этим позорным миазмом, то за нас это никто не сделает. Здесь избиратель должен сказать своё веское слово. Например: «Мы больше не хотим коррупции в нашем государстве, пора с ней покончить. Нам надоело!»

И далее: «Демократия никогда не работает, когда избиратели пассивны. Они должны быть активными в политической игре и четко формулировать свои требования».

А пока беспринципность государственных структур, как и гражданская пассивность, просто зашкаливает. Западные кураторы по развитию уже с плохо скрываемым раздражением, буквально, тыкают нас носом в фонтанирующую коррупционную грязь. Но всё без толку, коррупция только усугубляется.

Обсудить