Референдум о внешнем курсе Молдовы состоялся

До выборов, которые прошли 30-го ноября многие политики и комментаторы называли их выбором внешнего вектора развития Молдовы. Кто же победил, какой курс во внешней политике предпочитают большинство наших граждан, что пользуется большей поддержкой ТС или ЕС? Давайте посчитаем.

Сейчас, несмотря на то, что выборы закончились, продолжается очень много спекуляций на тему, какой же все-таки вектор набрал больше голосов, ориентация на Таможенный Союз или на Евросоюз. Естественно, сторонники ТС, говорят, что с ними большинство, потому-то … и дальше начинаются рассуждения в духе – вот если бы не участвовал тот, да не сняли бы этого, да произошло то-то и то-то, тогда в итоге мы должны были набрать гораздо больше. В свою очередь, проевропейские партии, парируют тем, что они победили, и какие могут быть еще разговоры, если победа за ними.

Понимаю, что ни тех, ни других не переубедить, поэтому предлагаю отбросить абстрактные обсуждения, построенные на гадании «если бы», а также не брать в расчет, кто все-таки победил или какие могут быть коалиции. Оставим все это. Давайте просто, используя правила арифметики, посчитаем.

Для того, чтобы посчитать предлагаю разбить всех участников избирательного списка, на тех, кто очевидно за Таможенный союз, на тех, кто ясно дал понять, что курс в ЕС не принципиален, и одновременно не настаивали на курс в ТС. И на проевропейские партии и политиков.

Сразу скажу, что при распределении партий я слегка слукавил. Дело в том, что Воронин не является нейтральным политиком, как я его обозначил – из категории ни ТС, ни ЕС. Наоборот, он многократно, с 2004 года, провозглашал неизбежность евроинтеграции, евромодернизации, и ничего не имел против соглашения об ассоциации с ЕС, правда, с некоторыми оговорками. То есть, если проанализировать слова и дела Воронина, то его надо было занести в графу евроинтеграторов. Но, тем не менее, я занес его в категорию нейтральных политиков, потому что, многие считают, что электорат Воронина вообще не понимает, куда ведёт их вождь, а просто голосуют за слово «коммунистическая» и за красный цвет. И хотя я не разделяю, столь унижающее умственные способности наших сограждан определение, но, тем не менее, во избежание обвинений в несправедливом подсчете, отнесем ПКРМ к нейтральным партиям.

Итак, всего в выборах 30 ноября было отдано, 1,598,515 засчитанных голоса.

Давайте посчитаем партии и политиков, которые явно агитировали за сближение с Таможенным союзом:

  • Партия Социалистов Республики Молдова – 327,910
  • Избирательный блок «Выбор Молдовы – Таможенный Союз» – 55,089
  • Партия «Возрождение» – 4,158
  • Партия «Патриоты Молдовы» – 1,498

Итого, партии, явно призывающие за ТС, набирают 388,655 голосов. Запомним эту цифру.

Теперь посчитаем партии и политиков, которые не были ни за Таможенный Союз, ни за Евроинтеграцию. Или вообще не упоминали внешний вектор Молдовы, в своих выступлениях. Здесь есть еще один нюанс – Партию коммунистов реформаторов, отнесем также к этой категории, по двум причинам. Во-первых, сам Руслан Попа не делал акцента ни на ТС, ни на ЕС. Во-вторых, если считать, что за него многие проголосовали, перепутав с ПКРМ, соответственно место этой партии в том же разделе где и коммунистам.

Итак:

  • Партия Коммунистов Республики Молдова – 279,372
  • Партия Коммунистов Реформаторов – 78,719
  • Христианско-Демократическая Народная Партия – 77,782
  • Зеленая-экологическая партия – 1,367
  • Валерий Плешка – 991

Итого, за «нейтральные» партии проголосовало 372,231

И наконец, давайте посмотрим, сколько набрали партии и политики, ориентированные на Европу.

  • Демократическая партия Молдовы – 252,489
  • Партия Народная Сила – 11,672
  • Либерал-Демократическая Партия Молдовы 322,188
  • Партия Либерал-Реформаторов – 24,956
  • Народное движение Антимафия – 27,843
  • Национал-Либеральная Партия – 6,859
  • Партия «Демократия Дома» – 2,449
  • Народная партия Молдовы – 12,112
  • Либеральная партия – 154,507
  • Партия Демократическое действие – 2,546
  • Олег Черней – 2,783
  • Олег Брега – 14,085
  • Анатолий Дога – 792
  • Центристский союз Молдовы – 633
  • Партия «За Народ и Страну» – 1,697

Итого за проевропейские партии - 837,629 голосов

Давайте посмотрим, что у нас получается в итоге.

Пророссийские партии (За Таможенный союз) – 388,655 голоса

Нейтральные партии – 372,231 голоса

Проевропейские силы – 837,629 голоса.

Даже если предположить, что «нейтральные» политические силы, это потенциальные сторонники восточного вектора, хотя это предположение неверно, но даже если дать такую гигантскую фору сторонникам Москвы и сложить явно пророссийские голоса, с голосами нейтральными, то и тогда в сумме получиться 760,886, что очевидно гораздо меньше проевропейских голосов.

Кроме того, не следует забывать, что явка на выборы составила 55.86%. А, как известно, левый (провосточный) электорат всегда более организованный и охотнее идет на выборы. То есть, не вышедшие на выборы 44,14% – это в большинстве своем аполитичная проевропейская молодежь, и сторонники европейского вектора, разочаровавшиеся в действующей власти. Однако учитывать этот показатель мы не будем, чтобы не скатиться к тем, кто проводит свои подсчеты, опираясь на философствования в стиле – если бы да кабы.

И хотя цифры явно показывают то, что в нашем обществе идея евроинтеграции доминирует, однако я взялся за эти подсчеты не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Как уже было сказано выше, убеждённых сторонников одного из векторов внешнего развития Молдовы не смогут переубедить никакие цифры. У таких фанатичных сторонников на случай, когда реальные цифры не совпадают с их желаниями, начинаются фантазии, которые компенсируют им неудобную реальность.

Самый смешной довод, который я услышал сегодня, это пример с Движением Антимафия, говорят – раз они критиковали действующие власти, значит они против евроинтеграции. Друзья, судья по тому, как левые партии критиковали друг друга, у нас тогда вообще нет пророссийских партий?

Как бы там ни было, надо признать, что в любом случае, у нас в обществе нет единого понимания того, каким должен быть курс Молдовы. Раскол происходит примерно посередине, хотя и с небольшим перевесом в сторону проевропейских партий. И это должны учесть действующие власти. Нельзя просто так скинуть со счетов почти половину населения, которые против евроинтеграции.

В этом смысле нашим новым-старым властям не позавидуешь. Молдова не может себе позволить стоять на месте, отказаться от восточной и западной интеграции и не пользоваться преимуществами партнерства с мощными экономическими системами. В тоже время, какой бы вектор не был выбран, окажется, что около половины населения страны будут им недовольны.

Безболезненного выхода из ситуации нет, но я лично ожидаю от властей того, что даже продолжая курс на евроинтеграцию, они максимально учтут пожелания противников этого вектора. В данном случае, я не имею в виду интересы политиков, которые просто сделали евроотрицание и агитацию за Россию своим бизнесом, которые бегают каждые две недели в Москву за новыми инструкциями. Потребности и интересы этих персон меня не интересуют, и даже если они будут очень обижены, это их проблемы. Надеюсь, что Кремль компенсируют им их обиды. Но вот интересы простых граждан, которые против евроинтеграции, власть просто обязана учесть.

Как это сделать? Как минимум, провести масштабный опрос, чтобы понять, чего именно боятся противники европейского курса, каких проблем для себя лично и для страны они ожидают от сближения Молдовы с ЕС. Затем внимательно изучить эти проблемы, посмотреть какие из них реальные, а какие мифы, навеянные антиевропейский пропагандой. И если есть какие-то реальные проблемы, решать их в приоритетном режиме, чтобы не получилось, что мы так и пойдем в будущее, а половина населения будет недовольна курсом, по которому идет страна.

Обсудить