Аналитика и комментарии

Назад

Евгений Собор: Хотят и свободы, и хозяевам служить, революцию в умах совершить, и… «севрюжинки с хреном».

Евгений Собор: Хотят и свободы, и хозяевам служить, революцию в умах совершить, и… «севрюжинки с хреном».

«В большинстве случаев прессе

не удаётся внушить читателям,

что думать, но внушить о чём

думать, прессе удаётся великолепно».

Бернард Коэн, известный исследователь массовой коммуникации.

Уж больно деликатная это тема. Говорить о наших демократических и «независимых СМИ». И в том же контексте об их заботе и «тревогах» вокруг будущей коалиции власти. Вот почему не могу оставаться нейтральной стороной, наблюдая «послевыборные страдания» властителей умов, которые, похоже, «приравняли своё перо к штыку», как сказал поэт революции. Но об этом чуть позже.

В последнее время я восхищаюсь «свободой слова», о которой разглагольствуют наши либералы и демократы. Но она примерно выглядит так. Беседуют два журналиста:

- Когда мы скажем правду о Молдове?

- Мы каждый день об этом заботимся. Что, газеты не читаешь и телевизор не смотришь?

- Ты мне правду скажи: когда, наконец, мы скажем правду?

В этом диалоге вся философия нашей «независимой» «четвёртой власти».

Спорить не буду. Свободы на словах много. Много и самих слов. Но слова в этой свободе напоминают вольницу, которая душит правду. Такая «свобода слова» вызывает уже аллергию на свободу. Посмотришь авторские политические программы, послушаешь разных экспертов, аналитиков и политологов, и становится их жалко: они отрабатывают свой хлеб «со слезами на глазах». Без особого труда по содержанию «аналитических экспертиз» можно определить, кто кому служит, в какой партии он штатный корреспондент, какой работодатель за его спиной и кто делает фальшивые рейтинги наших партийных бонз.

Знакомый журналист признался, что всегда готов служить хоть дьяволу, лишь бы «бабки» платили. Напустился на неподкупного коллегу Д.Чубашенко: «Ему всё не нравится. У него одно на уме – критика власти». Нелестно высказался и о Наталии Морарь и Игоре Боцан, которые «терроризируют» собеседников и «выбивают показания». Видите ли для него «выбивание правды» - это террор.

Мне жаль не только этого «успешного журналиста», но и других его коллег, которые готовы служить «хоть дьяволу» ради зелени, подавляют свою критичность, лгут, раздувают своё «Я», а на самом деле за их спиной стоит он – «Хозяин».

В последнее время мы читаем и слышим о «ностальгии 90-х», когда мы впервые в истории Молдовы почувствовали, что такое «свобода слова». А сегодня – в недоумении: что случилось?

Вот что пишет известная журналистка Наталия Морарь: «Думаю, что всё гораздо сложнее: когда пресса не имеет полной свободы, когда гражданское сообщество политически ангажировано, когда журналисты политически ангажированы, и мы это знаем, но продолжаем эту менее честную игру…». Думается, что в этом откровении – как в зеркале отражается нынешняя либерально-демократическая свобода слова и инакомыслия.

Почему так происходит, почему мы ностальгируем «о золотой эпохе» свободы СМИ 90-х годов? Ответить не сложно.

Современные СМИ находятся под пятой крупного капитала. Самые крупные телеканалы Prime, Publika TV, Canal 3 и другие принадлежат разным оффшорным кампаниям, а на самом деле служат одной партии – ДПМ. Остальные телеканалы принадлежат более мелким рыбешкам. Де факто у нас впервые за годы независимости появилась монополия над СМИ. Для хозяев это не коммерческий проект, а мощный источник политтехнологий и манипулирования. Правда, со своим торговым знаком – «защита правящего режима и олигархических интересов». А если честно, то нужно сегодня открыто сказать, что у нас появилось холуйское-ТВ с ангажированным журналистским корпусом и отборными сервильными идеологами. По Далю «холуй» - слуга, лакей, угождающий начальству, дозволяющий смотреть на себя уничижительно.

Не хотелось сказать так прямолинейно, но уже накипело, и думаю, что не только у меня. Создаётся впечатление, что на таких СМИ работают не творцы, а запрограммированные роботы. Допускать «вольницу» во всём, кроме «священной коровы» - своих работодателей-хозяев.

Ежедневно нас бомбардируют слоганами: говори, что думаешь (хотя не все говорят, что думают), привлекают нас различными «авторскими программами», которые похожи как две капли воды. В общем, всё делается для того, чтобы подкрепить имидж партии или хозяина, зомбировать телезрителей. Раньше это называлось пропагандой, но учитывая «сталинский душок» этого слова его заменили словом «информирование». Хотя «душок» остался. NIT, закрытый либералами и демократами как неугодный, раньше называли отделом пропаганды ПКРМ, а нынче что ни канал – одна пропаганда. Но разных партий.

Покойный публицист К.Тэнасе писал: «наши политические передачи – это кормёжки суррогатом». Я думаю, что он что-то недосказал. Смотрите, какие у нас развлекательные, особенно утренние программы, где мало креатива, а много примитивного выпячивания себя, даже развязности. Такое впечатление, что наши режиссёры замкнулись в своей конуре, и не смотрят другие европейские каналы, откуда есть чему поучиться.

Но вернёмся к политическим программа. «Молдавская вольница», на мой взгляд, за последнее время приобретает назидательный тон, и это мы ощущаем в горячий период формирования новой коалиции.

Нынешние дискуссии вокруг дележа власти являют собой гремучую смесь политики и политиканства, когда каждый выступающий желает выставить себя очень «озабоченным»: как будут поделены кресла, какова будет модель будущей власти. Политолого-экспертно-консультативное гуру не дремлет. Ещё бы. Свежи в памяти старания тех, кто привёл к победе нынешние три партии Альянса. Тогда каждый эфир был ценен, как капля воды в пустыне. Всё делалось и щедро оплачивалось во имя победы. Но нынче я вижу совсем иную картину, другую «перестройку». Те же постоянные «телезвёзды» нынче глаголют на другом языке. Началась необъявленная война против «трёх», которые о чём-то дискутируют в кабинетах и не открывают карты перед «свободными СМИ». Притом рисуются различные сценарии, обращения и призывы. И это делается «под крышей» гражданского общества, которое хилое и на куриных ножках. Сегодня вокруг будущей коалиции ажиотаж поднялся небывалый. De facto монополисты общественного мнения чуть поменяли тему, избрали пресловутую «Мы и власть». Мы – это те, кто на выборах вас идеологически обслуживал, а вы – будущая коалиция – народ алчный, и не хотите поделиться секретами с «гражданским обществом». Смотришь на лица некоторых аналитиков, юристов, консультантов, экспертов и читаешь: тоже хочу во власть. Пешки хотят в дамки, вот в чём вопрос. В общем, хотят и реформы, и евроинтеграцию, и тёплое местечко, и «севрюжинки с хреном», как сказал известный писатель.

Немаловажен и такой момент. В наших «независимых СМИ», за исключением ТV7 (имею в виду только программу «Политика»), ощущается олимпийское спокойствие вокруг самой острой проблемы Молдовы – деолигархизации власти и деоффшоризации экономики. А на Publika, Prime, да и на Мoldova-1, похоже, на эту тему наложено табу. Это относится и к сервильным идеологам. Извольте, господа! Вся выборная кампания и правых и левых проходила под лозунгом: «Молдова без олигархов!». Почему за последнее время эта тема в наших СМИ исчезла? Вы раздуваете аналитические щёки вокруг отсутствия гласности, в дележе власти, а почему умалчивается тот факт, что система олигархата остаётся неизменной. Это что, прихоть гражданского общества, о котором вы печётесь? Понятно, вам хотелось, но не моглось: за спиной у вас хозяин. Вы подливаете масло в огонь, подбрасывая другие, отвлечённые темы, чтобы отвлечь внимание телезрителей.

Более того, вы хотите предложить будущей коалиции своё «расписание приоритетов», тем самым игнорируете нас, избирателей, которые голосовали за конкретные программы и приоритеты. Это негоже, господа. Вы, мягко говоря, игнорируете конституционное право партий – победителей на выборах, создать коалицию и выработать программу действий без постороннего вмешательства.

Хорошо, допустим, что ЛДПМ, ДПМ и ЛП прислушаются к указаниям политбюро из представителей «гражданского общества» и примут ваши наказы. А в случае провалов, ошибок готовы ли вы, как представители нашего грантоедовского гражданского общества, взять на себя ответственность? Вижу дымовую завесу.

Но есть и проблемы более актуальные. Чего греха таить, но последние события дают нам повод сказать, что молдавский «Солярис» даёт слабину и государство развалится. И это делается на наших глазах, не без помощи СМИ. Здесь тоже вольница, полная свобода и гласность. Разве не видно и не слышно лиц, обделённых высоким государственным доверием, которые хотят сорвать крышку с котла независимости и затопить идеалы революции 1991 года? Разве не видно, что у нас продажная любовь к Отечеству? Видно, но молчим. Как бы чего не вышло. Это не актуальная тема на наших телеканалах, особенно на государственном, которое содержится за счёт наших налогов.

Нам очень не хватает в СМИ государственнической идеи для всего (пока незапрещённого) молдавского народа. Вся идеологическая машина занята другим – верно, служить хозяину. Для Молдовы это очень опасная болезнь демократии.

Может, я ошибаюсь? Пусть читатели решают сами.