Следующая мужественная исповедь была опубликована только на молдавском языке четыре года назад. Своим постоянно актуальным содержанием, выраженным с обезоруживающей искренностью, это признание остается уникальным. Сюжет жестко табуизирован. Если же случается быть обнародованным, как в данном случае, его подвергают тотальному замалчиванию.
Поистине поразительна многовековая непрерывность благоволения молдаван к русским, вопреки огромным кучам румынского вонючего идеологического мусора. В доказательство прилагаем к опубликованному в 2012 г. известным и мужественным публицистом эссе фрагмент из грамоты, направленной Ивану III-му, Великому князю Московскому с надеждой: «щобы есте обернулся к нам лицем и приятельством к нам пригладали», подписанной самым любимым молдаванами, самым известным из молдаван Стефаном III Великим, воеводой и господарем Земли Молдавской.
Итак, «Почему молдаване благоволят к русским».
«Женщину с севера Молдовы спросили: почему молдаване благоволят к русским, если русские сделали им столько плохого? Её ответ: «Да, в начале было плохо, но после этого ‒ было хорошо». Это – глас народа, выражающий реальное положение дел, и было бы большим грехом не учесть, что 80%, участвующих в опросах, хотят видеть Путина президентом. Напрасно тужится Гимпу Миша установить каменные глыбы на площади, потому что с коллективной памятью, с народной памятью, с исторической памятью нельзя играть. Историческая память, как водная стена (как цунами!), способна сметать плотины и дамбы.
Много раз спрашивал себя: почему мои молдаване не боятся русских, но боятся «унире» (объединения с Румынией)? После долгих лет изучения и документирования, сумел разгадать загадку. Патентирую (разгадку) как великое открытие. Попорул молдовенеск ‒ молдавский народ, вопреки всем попыткам русификации, выстоял и сохранился как особая сущность, даже если в течение 180 лет был под влиянием славянского мира. Более того, с течением времени консолидировался в единое, особое сообщество.
Но, молдаване чувствуют, если случится «унире» с Румынией, они исчезнут как народ. Вот почему 90% населения Молдовы, зная как поступили румыны с запрутскими молдаванами, ни в коем случае не хотят «унире». Те, которые должны были стать солью той земли, стали изгоями той страны.
Так что русских мы не боимся, потому, что они не могут нас денационализировать, а о румынах мы слышать не желаем, потому, что потеряем свою молдавскую идентичность.
В настоящее время в нашей Молдове прилагаются усилия для того, чтобы ремоделировать коллективную народную и историческую память молдаван. Если бы жил Михаил Ромм, известный кинодокументалист, уверен, он квалифицировал бы эти потуги, как Обыкновенный фашизм. Попытки совершить мутации в коллективной памяти 4 000 000 людей могут быть квалифицированы только как преступления против собственного народа ‒ преступления, в которых участвует руководство страны, Академия наук, другие государственные учреждения, ряд неофашистских, расистских, ксенофобских организаций. Помню, как госпожа посол США Памела Смит очень удивилась тому, что впервые в жизни встречает интеллектуалов, которые воюют с собственным народом.
СССР мне совсем не был по душе. Хотел «унире» с Румынией, считая, что население между Прутом и Днестром является частью румынского народа. Но после 1990 г. установил, что молдаване яростно сопротивляются «унире». Начал искать причины этого противоречия. И гнездившийся во мне румын сделал великое открытие: открыл попорул молдовенеск, молдавский народ. Народ ‒ со всеми актами в порядке, со всей национальной, парадной, достойной выправкой. Народ, который не желает исчезнуть путем ассимиляции, после того, как выстоял перед русификацией в течение 180-ти лет подряд!
Неужели не доходит до наших правителей, что, навязывая школам «историю румын», они становятся соучастниками преступлений против собственного народа».
Документальные доказательства, что Стефан III был одинок среди поганьства (даже из христиан), и что он видел надежду на спасение Молдовы в русских:
1484 г., июнь. Грамота молдавского господаря Стефана III Великому князю Московскому Ивану III с предложением заключить союз против турецких захватчиков. Фрагмент.
«... До нас приходят люди далече и не могу нигде слышати государя православного, только вашу милость. В сей стороне один я сам остал, и то от двою сторон поганьство тяжкое (турки и татары крымские – В.С.), а от трех сторон ркучи христиане, але мне суть пущи поганьства (Угровлахия/Мунтения, Венгрия, Польша – В.С.). Уже не могу им болши терпети. Только бы бог научил вашу милость, щобы есте обернулся к нам лицем и приятельством к нам пригладали...».
О том, что окружавшие Молдову «христиане пуще поганьства» Стефан III еще 1475 г. сообщил своим послам в Венгрию.
1475 г., июнь, 20. Инструкции Стефана III своим послам в Венгрии Станчулу, Думе и Михэу: «valachi (румыны) sunt nobis veluti turci et creditas nos pro firmo, quod non est aliter, nisi sic» (валахи (румыны) для нас как и турки и поверьте нам основательно, что это именно так, а не иначе). – Războieni. Bucureşti, 1977.
Подготовил (и перевел) Василий Стати