Аналитика и комментарии

Назад

Я объявляю войну… Программная статья кандидата в президенты

У Молдовы есть враг, точнее сказать враги. Они вцепились в нашу страну и высасывают из неё все соки, лишая нас жизненной силы. Они опутали нас по рукам и ногам и мешают двигаться вперед, в будущее.
Я объявляю войну…    Программная статья кандидата в президенты

Я иду во власть, чтобы не только объявить войну врагам, но объединив усилия с правительством и парламентом, получив поддержку на выборах граждан Молдовы, победить врагов.

Все вы знаете этих врагов. Это - коррупция, теневой бизнес и неэффективность госуправления.

Война коррупции

Годовой рынок коррупции в Молдове составляет плюс-минус 25% ВВП. Подсчитаем. ВВП Молдове примерно 120 миллиардов леев. Получается 30 млрд. леев.

Во время монголо-татарского ига на Руси размер дани составлял 12% от дохода. В древнем Египте рабы, работающие на полях фараона, отдавали фараону до 20% урожая. Так что получается?

Бремя коррупции в Молдове страшнее монголо-татарского ига и ужасней древнеегипетского рабства?!

Коррупция - наш злейший враг

Она наносит громадный урон экономике, разлагает систему управления государством, препятствует развитию бизнеса, углубляет социальное неравенство, затрудняет неимущим слоям населения доступ к формально бесплатным государственным услугам (образование, медицина и т.п.), разлагает политическую систему.

В случае избрания президентом я намерен внести следующие законопроекты:

1. Об обязательной антикоррупционной люстрации всех лиц, которые назначаются на должности в системе власти. Кандидаты должны не только предоставлять информацию о своем движимом и недвижимом имуществе, но и обязаны объяснить, откуда взяты средства на их приобретение.

Я не могу понять, почему, когда один скандально известный политик говорит, что он записал дом на мать потому, что боялся репрессий, все обсуждают «репрессии», которых нет, но почему-то никто не требует у политика объяснения, откуда он взял деньги на строительство этого дома.

2. О создании реестра государственных служащих и депутатов

В реестре должны быть сведения всего движимого и недвижимого имущества чиновников и депутатов.

3. Об открытости всех законодательных проектов, вносимых от имени правительства.

Проекты должны иметь авторство: кто инициировал, кто готовил. В обязательством порядке будет необходимо публиковать проект закона и рядом антикоррупционную экспертизу, с указанием, кто проводил.

4. Об ужесточении контроля за достоверностью деклараций госслужащих.

Считаю, что нужно предусмотреть уголовное наказание за предоставление недостоверных сведений.

5. О введении показателей для оценки эффективности программ по противодействию коррупции.

Надеюсь, что все эти, и другие меры, которые в борьбе с коррупцией я намерен предпринять, найдут поддержку у граждан. У каждого из вас.

Война теневой экономике

В нашей стране, по разным подсчетам, объем «теневого сектора» составляет от 25 до 45% ВВП.

Традиционно в теневом сегменте лидирует сельское хозяйство – 60%.

На втором месте – отели и рестораны – 42%, на третьем – торговля – 30%.

Теневая экономика – это контрабанда

Теневая экономика – это контрафакт

Теневая экономика – это наркотики

Зарисовка из жизни (рассказ водителя маршрутки)

«Хозяин маршрута за взятку получил в примарии право на маршрут. Получил, не имея собственного транспорта, не имея гаражей, не имея возможности обслуживать транспорт… После этого начал искать «рабов», таких как я, имеющих свой транспорт, но не имеющих работы… Условия работы простые: я осуществляю перевозки на своем транспорте, я заправляю машину, я ремонтирую машину в случае поломки, я лечусь за свой счет в случае болезни и еще множество обязательств с моей стороны. И самое главное. Я ежедневно   передаю ему налом определённую сумму. Сумма, как правило, зависит от маршрута. Одни платят 100 лей в день хозяину маршрута, другие могут платить и по 200, 300 и даже 500. У одного такого «хозяина» может быть на разных маршрутах от 30 до 100 машин…»

Вопрос, а за что этот «хозяин» получает деньги? И почему людей, имеющих в собственности маршрутные такси, не нанимает государство, а деньги вместо пополнения бюджета города, отправляются в чей-то карман? Поломав эту порочную систему,  можно будет обустроить все дороги и тротуары в Кишинёве. А таких «хозяев» много не только в Кишиневе, они есть и в других городах, а также в обслуживании междугородних и международных пассажирских перевозок.

Сложно подчитать потери государства, но сумма выходит с многими нулями.

И еще одно. А кто несет ответственность то, чтобы услуги были качественными  и безопасными?

Процитируем эксперта, доктора экономических наук Василия Зетья, специализирующегося на проблемах оценки соответствия качества:

«Весной этого года под давлением лоббистов удалось ввести в заблуждение парламент и правительство, убедив, что автотранспортные компании и станции по техническому обслуживанию могут работать в хаосе и в отсутствие какой-либо оценки качества. В результате был пролоббирован Закон №70 от 14.04.2016 года о внесении в законодательные нормы изменений и дополнений, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, охрану окружающей среды, защищают интересы корпоративных групп в ущерб государству и пассажирам. Данный закон, путем исключения из Кодекса автомобильного транспорта процедуры обязательной оценки соответствия, позволяет транспортникам уклоняться от предоставления качественных и безопасных услуг, от уплаты налогов в госбюджет. Цена вопроса – порядка 900 млн леев, которые бюджет теряет из-за отказа от обязательной оценки соответствия качества транспортных средств и услуг. Не говоря уже о цене жизни и здоровья граждан, качество услуг которым оказалось вне контроля... 

Такая же ситуация, по мнению эксперта и в других сферах — в области оценки соответствия нефтепродуктов, медицинского оборудования, детских игрушек, природного газа, бытовой и строительной химии, и др. А это уже миллиарды потерянных государством доходов».

Где зарыт еще один бюджет Кишинева?

Не знаете? А я знаю – на рынках города. Если на самих рынках и вокруг них навести порядок, поступления в бюджет от этих «точек» могли бы вырасти на порядок.

Предполагается, что на рынке должна продаваться сельхозпродукция, выращенная на приусадебных участках или в фермерских хозяйствах. Однако на Кишиневском центральном рынке продовольственной продукции примерно 20% и 80% - промтоваров, продаваемых без кассовых чеков.

Те товары попали в страну, в основном, контрабандным путем и создают нелояльную конкуренцию легальным товарам.

С одной стороны, мы не даем возможности нашим сельхозпроизводителям продавать свою продукцию (на рынках не хватает для этого мест), а с другой, поощряем продажу контрабандных товаров, продаваемых без всяких документов и без выплаты налогов.

Неужели мы сами себе враги? Неужели у нас нет желания, чтобы бюджет рос, чтобы больше денег можно было потратить на благоустройство города, на здравоохранение и образование?

Теневая экономика в нашей стране растет. Сотрудник Национального института экономических исследований АНМ доктор экономики Михаил Пойсик подметил несколько косвенных «улик» роста теневой экономики.

Например, сравним, как изменялся парк автомобилей в нашей стране и импорт нефтепродуктов.

По данным Национального бюро статистики, на конец 2008 г. в Молдове было зарегистрировано 503,8 тыс. грузовых автомобилей, автобусов, маршрутных такси и легковых автомобилей. На конец 2013 г. – уже 662,9 тыс. единиц, или на 31,5% больше. При этом количество жидкого топлива в 2008 г. было потреблено 694 тыс. т, а в 2013 г. – 738 тыс. т, или на 6% больше. То есть динамика несопоставима, поскольку увеличившееся число автомобилей должно было чем-то заправляться. Это говорит о том, что часть нефтепродуктов импортирована по «серой» схеме.

«В материалах Счетной палаты говорится о том, что в 2013 г. 40% транспортных средств не оплатили дорожный сбор. Однако за 2014 г. собираемость дорожного налога была примерно на том же уровне, хотя за год парк автомобилей вырос. Значит, не заплатили уже не 40%, а 50% транспортных средств. Как можно пройти техосмотр, не оплатив дорожный сбор? Ведь у нас каждая вторая машине не стоит под забором, они ездят», - рассуждает Михаил Пойсик.

По некоторым данным, в ресторанном бизнесе на легальный оборот приходится только 15% и 85% - на теневой. По словам одного из рестораторов, иначе он становится нерентабельным в наших условиях. Кстати, по данным статистики, в 2013 г. гостиничный и ресторанный бизнес работали с отрицательной рентабельностью (-1,6%). Как, впрочем, и вся сфера услуг: в сфере операций с недвижимостью, аренды и услуг предприятиям (-1,3%), в здравоохранении и социальных услуг (-1,1%), в области прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (-3,9%). Также убыточны рыболовство (-3,5%) и услуги по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению (-5,1%). То есть, кроме последних поставщиков, деятельность остальных очень сложно проконтролировать, поэтому у них «убытки».

Согласно докладу Всемирного банка, опубликованного в 2010 году, с 1999 по 2006 гг. доля теневой экономики в Молдове в среднем составила 45,08%.

Причины появления «теневой» экономики:

Выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

I Экономические факторы:

  • высокие налоги (налоги на прибыль, подоходный налог и др.);
  • кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
  • несовершенство процесса приватизации;
  • деятельность незарегистрированных экономических структур.

II Социальные факторы:

  • низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
  • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
  • неравномерное распределение валового внутреннего продукта среди населения страны.

III. Правовые факторы:

  • несовершенство законодательства;
  • недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
  • несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Что делать?

Будучи избранным президентом я предприму усилия для решения следующих задач:

  • Улучшение налогового климата;
  • Снижение административного давления на легальный бизнес;
  • Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
  • Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
  • Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

Не я придумал все эти меры. Многое описано, многое апробировано в других странах.

Понимаю, что трудно, практически невозможно полностью победить «теневую» экономику. Так же как коррупцию. Но уменьшить, как первое, так и второе, безусловно можно. И это позволит значительно, возможно в два раза, пополнить бюджет Молдовы.

Война с неэффективностью госуправления

Задача президента - вести Молдову в завтрашний день. Но это не произойдет, если мне не удастся модернизировать систему госуправления. 

В Молдове министров не снимали и не снимают за неэффективную работу. Министры также, как правило, не увольняют членов своей команды. А если кого-то из чиновников увольняли, то не по результатам деятельности, а по той причине, что кому-то нужно было освободить кресло или чиновник проявлял излишнюю самостоятельность и не спешил без раздумий выполнять любые указания высших должностных лиц.

В целом, по мнению многих экспертов, министерства в Молдове работают неэффективно. Иногда складывается впечатление, что министерство отдается на «кормление» министру и его заместителям.  Практически нет внешнего контроля над деятельностью министра и министерства. При смене руководителя меняется весь аппарат ведомства, приоритеты, методы работы, нарушается преемственность.

Сказанное в полной мере относится ко всей системе власти. В том числе и работе президента, на место которого я собираюсь прийти.

Что я буду делать:

Во-первых, вместе с правительством и парламентом определю приоритеты развития Молдовы. Речь идет не о новых стратегиях. Их было уже в Молдове множество, на их разработку потрачены миллионы денег, а также десятки тысяч часов рабочего времени госслужащих.  При этом каждая новая власть, каждый новый министр начинает работу с разработки своей стратегии. Все это лишнее. К тому же, весь пар уходил в гудок, в саму стратегию, а не в ее реализацию. В мире множество прекрасных стратегий, бери те, которые дали результат и адаптируй к условиям Молдовы и внедряй.

Я предложу следующие приоритеты: противодействие коррупции, борьба с теневой экономикой, поддержка бизнеса, работающего на основе новых технологий, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, преодоление бедности, улучшение системы образования и здравоохранения, дорожное строительство

Определив приоритеты совместно с правительством вырабатываем план действий. Он должен быть конкретен, со сроками, ответственными за выполнение людьми.

План действий выносим на обсуждение общественности. С обязательным участием оппозиционных партий, профессиональных сообществ. Очень важно, чтобы оппозиционные партии были готовы к этим обсуждениям, не превращая серьёзные, профессиональные разговоры в политические митинги. А для этого они должны иметь в своих рядах специалистов, экспертов, аналитиков. В перспективе это будут кадры для власти, если оппозиция победит на выборах.

По результатам этой работы готовим Дорожную карту развития Молдовы. С детально прописанными целями и показом ответственных за их исполнение.

Важно! В дорожной карте не должно быть общих слов «усилить» «повысить», «активизировать». Только конкретика. Таких проектов (не путать с приоритетами) может быть 100 -120, и все они должны быть катализаторами развития экономики и социальной сферы Молдовы, все они должны решать проблемы улучшения жизни людей.  

Считаю также важным определить КПЭ (ключевые показатели эффективности), чтобы по ним измерять потом полученные результаты. Ежемесячно будем подводить итоги, доводя их результат до общественности. И что еще важно, по этим итогам принимать решения.   Это может быть поощрение исполнителей, а может быть их наказание, вплоть до увольнения. По результатам квартала, полугодия, года будем выставлять баллы, оценивающие работу министров, руководителей агентств и т.д. Результаты доведем до сведения общественности.

Одновременно будем проводить работу по определению КПД (коэффициента полезной деятельности) чиновников. Исходя из показателей будет формироваться их заработная плата.

Я был уверен, что моя программа дает мне большие шансы на победу в избирательной кампании. Согласитесь, трудно не поддержать кандидата, который идет с такой программой.

Но в последний момент, мне сделали предложение, которое вынудило меня отказаться от участия в президентской кампании.

Ректор Института международных отношений Валентин Бенюк предложил мне прочитать в вузе спецкурс «Политические технологии». И выбирая между возможностью стать первым лицом в стране, иметь штат сотрудников, охрану, государственную дачу и т.д. и возможностью вновь вернуться в мир любознательной молодежи, в мир дискуссий, в мир, где сеют разумное, доброе, вечное, в тот мир, в котором я был счастливым много лет назад, когда преподавал в университете, я выбрал второе.

Но это не означает, что я откажусь от продвижения идей и проектов, изложенных в этой статье. Я объявил войну, и я буду воевать. И поддержу того кандидата, который идет во власть не для того, чтобы конфликтовать, не для того, чтобы вновь вернуть Молдову к хаосу и внутренним войнам… Поддержу того, кто понимает, что после 20 января 2016 года у Молдовы появился шанс изменить жизнь в стране к лучшему. И этот шанс нужно использовать.

И в заключении об одном важном событии, которое прошло для многих незамеченным.

Премьер-министр Молдовы Павел Филип встретился с уполномоченными одного из крупнейших банков по инвестициям Rothschild.

Rothschild & Sons — инвестиционная банковская компания, принадлежащая семье Ротшильдов. Была основана в Лондоне в 1811 году, сейчас насчитывает 50 представительств по всему миру. Rothschild входит в топ-10 глобальных инвестиционных банков. В Великобритании, Франции, Германии, Италии и странах Бенилюкса банк Rothschild стабильно удерживает первое место.

На встрече обсуждались вопросы о возможном сотрудничестве в сфере инвестиции со стороны компании. Премьер Павел Филип заявил, что сотрудничество с таким партнером откроет для Молдовы новые возможности. Компания Rothschild, начиная с 1811 года, зарекомендовала себя во всем мире по предоставлению качественных услуг в сфере консалтинга и инвестиций.

Представители Rothschild в свою очередь сказали, что у банка есть опыт работы с правительствами различных стран, в том числе европейских — Румынии, Сербии, Польши, Греции и Венгрии. По словам Ариэль де Ротшильд и Пьера Кайто, банк готов к диалогу с властями Молдовы, чтобы определить актуальные направления сотрудничества, в том числе для восстановления финансовой системы Молдовы и разработки долгосрочной финансовой стратегии.

Что означает визит уполномоченных одного из крупнейших банков по инвестициям Rothschild  в Молдову?

Первое. Это знак доверия к властям Молдовы. Банкиры никогда не сотрудничают с теми странами, в которых не доверяют руководству страны.

Второе. Это признание тех успехов, пусть пока и не очень значительных, которые достигло правительство Филипа.

И третье. Самое главное. Это сигнал инвесторам со всего мира. В Молдову можно приходить, в Молдову можно вкладывать деньги.

Это прозвучит не очень патриотично, но для меня этот приезд и эта встреча значат больше, чем любые заявления молдавских политиков.

Почему? Потому, что за банкирами деньги. Очень большие деньги. Семью Ротшильдов в настоящее время считают самыми богатыми людьми в мире. Их активы составляют, по меньшей мере, $350 млрд. Точную цифру довольно трудно определить из-за многочисленности их холдингов, но без сомнения они являются самой могущественной семьей в мире. Предполагают, что они контролируют активы более $ 1 трлн. только в недвижимости и банковском секторе.

И их приезд в Молдову внушает оптимизм и веру в лучшее будущее нашей страны.

И не расстраиваетесь, что в списках кандидатов на должность президента не будет моей фамилии. Отказавшись от участия в выборах, я дал возможность Мариану Лупу и Игорю Додону побороться за пост президента. Уверен, что победит тот из них, кто не только внимательно прочтет эту программную статью и возьмет на вооружение её идеи, но и сумеет убедить граждан Молдовы в том, что он идет во власть не для того, чтобы вести политические войны (то ли с оппозицией, то ли с властью), а для созидания, для строительства моста, по которому Молдова сможет пройти в будущее.