Аналитика и комментарии

Назад

Додон мне президент, но истина дороже

В Молдове идут дискуссии. Ведущая тема этих дискуссий – модель развития страны. Будем ли мы развиваться на основе европейских ценностей или нам ближе «скрепы Путина».
Додон мне президент, но истина дороже

Президент Молдовы Игорь Додон выступил с заявлением. Главная идея – убедить граждан Молдовы в призрачности и бесперспективности европейской интеграции.

В этом заявлении не говорится о необходимости денонсировать Соглашение с ЕС, не ставится вопрос о вступлении Молдовы в Евразийский экономический союз. Но все это подразумевается. Цель заявления  – показать, что власть Молдовы в лице Демократической партии не туда ведет Молдову, что путь в Европейский союз для нас закрыт. А если закрыть путь в одном направлении, то, естественно,  нужно искать другой путь…

По моему мнению, президент Молдовы Игорь Додон заблуждается. И не только в том, что связывает будущее Молдовы с Россией. С Россией Путина у Молдовы не может быть ни настоящего, ни будущего. Только прошлое. Может быть, кому-то и хотелось бы в него вернуться. Это их право. Пусть возвращаются. Но без Молдовы. Сказанное не означает, что Молдова должна порвать с Россией. Нет. Путины приходят и уходят, а Россия остаётся. И нас связывает с этой страной множество нитей. Рвать их не нужно. Но нужно понимать, что Молдова сделала свой цивилизационный выбор. Молдова возвращается в Европу. Пусть небольшая, но есть надежда, что в будущем мы там встретимся с Россией. С другой Россией.

В чем заблуждения президента?

Президент, на мой взгляд, ошибается, когда связывает такие понятия, как европейская интеграция и вступление в ЕС. Образно говоря, евроинтеграция – это обучение в высшем учебном заведении. А вступление в ЕС – это получение диплома об окончании этого заведения. Молдова пока находится в процессе обучения. И длительнее время была не лучшим учеником. Сейчас, вроде бы начала исправляться. Но преподаватели пока не поверили, что это не временное явление, что процесс исправления стал необратимым.

И если продолжить аналогию, то важно понять: что для нас важно. Важно получить любой ценной диплом или важны знания. Второе мне представляется более важным и необходимым.

Нас не отчислили, мы продолжаем обучение. Значит, у нас есть шанс, как на получение хороших знаний, так и, в  перспективе, на получение диплома.

Да, с Евразийским экономическим союзом все намного проще. В Евразийский экономический союз можно сначала вступить, а потом длительное время интегрироваться. Там  важен факт вступления, но не так важны знания, результат. Там профтехучилище, а Молдова выбрала университет. Почувствуйте разницу, господин президент.

Не могу согласиться с тезисом президента о том, что европейцы разочаровались в Кишинёве. Это не так. Нельзя разочароваться  в том,  чем никогда не был очарован.

Это мы сами придумали так называемое очарование, вырывая из контекста отдельные слова и фразы наших европейских партнёров. Да, были периоды, когда к нам относились лучше, чем к другим странам Восточного партнёрства.  Были периоды, когда результаты деятельности наших властей вызывали недовольство. Особенно  в плане осуществления реформ, борьбы с коррупцией и т.д. Надо признать, что у нас строгие учителя. Но разве это плохо?

Еще одна тема. Президент утверждает, что кишиневские власти используют  антироссийскую геополитическую риторику для создания себе благоприятного идеологического фона внутри страны, исходя из собственных политических и предвыборных соображений.

Начнем с того, что в Молдове нет антироссийской риторики. То, что президент называет «антироссийской риторикой» - это попытка, отметим сразу, не всегда удачная, убедить власти России, что с Молдовой нужно разговаривать на равных,  считаясь с нашими национальными интересами. Увы, для России мы по-прежнему, то ли одна из республик СССР, то ли губерния российской империи. И не будем прятать голову в песок. Россия ведет против Молдовы гибридную войну. Да, не такую активную, как против Украины, но  с той же целью, взять Молдову под свое политическое и экономическое влияние.

Вызывает недоумение еще одно утруждение президента о том, что ЕС сталкивается с серьезными проблемами. Такое впечатление, что президент Молдовы считает, что вот-вот ЕС распадётся.

Где и в чем он нашел эти проблемы? Да, ЕС живой, развивающийся организм. Периодически перед этой организацией возникают разного рода трудности. В странах ЕС есть и евроскептики. Но ни в одной из стран они не приходят к власти. О чем это говорит? О том, что жители Европы верят в ЕС, видят в нем будущее.

Нельзя согласиться также с тезисом о том, что положение дел в Молдове постоянно и неуклонно ухудшалось и продолжает ухудшаться. И  что с каждым днем Молдова все дальше отдаляется от стандартов, которые провозглашают ее руководители. Неужели президенту не известно, что в стране растут поступления в бюджет, что увеличиваются пенсии и зарплаты, что возросли расходы на образование и здравоохранение, что в страну приходят инвесторы и открываются новые предприятия, создаются новые рабочие места. Господин президент! Это не ухудшение. Это улучшение. Пусть медленное, пусть не очень значительное, но это движение вперед, а не назад.

Есть в заявлении президента тезис, с которым можно полностью согласиться. Президент правильно отмечает, что Молдова  находится на пересечении многочисленных геополитических интересов и в силу этого должна стремиться к получению максимальной выгоды для граждан от этого удачного расположения. С этим не поспорить. И вам, господин президент, карты в руки. Сделайте все, чтобы Молдова и ее граждане получили от этого «максимальную выгоду». В этом деле все вас поддержат.

В Молдове идут дискуссии. Ведущая тема этих дискуссий – модель развития страны. Будем ли мы развиваться на основе европейских ценностей или нам ближе «скрепы Путина». Образовались два лагеря. Условно говоря «европейцы» (Влад Плахотнюк) и «евразийцы» (Игорь Додон). Противоборство этих двух политиков и стоящих за ними политических сил станет главной интригой парламентских выборов в 2018 году.  От того, кто победит,  зависит, какая модель развития будет выбрана  Молдовой.

 Не хочу обижать евразийцев, но им пора осознать, что «скрепы Путина» - это бесперспективная модель  для Молдовы. Принятие этой модели лишает Молдову будущего.

Будущее Молдовы вместе с ЕС. Часть пути мы уже прошли. Это безвизовый режим и свободная торговля. Сейчас этап сотрудничества в рамках  Восточного партнёрства. На этом этапе предстоит решить вопросы вступления Молдовы в таможенный, энергетический союзы ЕС, в единое цифровое пространство,  в Шенгенскую зону. Затем подача заявки на вступление в ЕС и новый этап сотрудничества.  Завершающий этап - вступление в ЕС. Пройдем этот путь – изменим Молдову к лучшему, займем достойное место в европейской семье народов. Откажемся, откатимся назад, в прошлое. Выбор за нами.

Примечание

Специально для Виктора Гурэу

Виктор Гурэу запустил в социальных сетях идею, что те, кто не знает государственного языка, не имеют морального права выступать за европейский выбор Молдовы.

Цитирую, сохраняя орфографию автора:

«...некоторые государственный не знают но… называют себя про европейскими государственниками молдавского разлива...»

Не знаю, обо мне это или о других, но если обо мне, то я, действительно выступаю за европейский выбор Молдовы. Незнание (плохое знание) языка создаёт мне определённые проблемы в жизни. Из-за этого я не иду в политику (впрочем, есть и другие причины). Но я гражданин Молдовы. И это дает мне право на свою точку зрение, на свое мнение, на свой выбор. И если для Гурэу, как человека знающего государственный язык,  это нетерпимо и невыносимо, то он как политик (баллотировался по спискам ПКРМ), имеет возможность добиваться принятия законов, лишающих всех лиц незнающих язык  молдавского гражданства и высылки их из Молдовы.   Или добиваться запрещения, высказывать этим лицам свое мнения публично. Правда, у меня есть уверенность, что это, как бы ни хотел этого Гурэу, в Молдове никогда не произойдет.