Аналитика и комментарии

Назад

Дискуссия с представителем социалистов

Все время наших теледебатов меня не покидало ощущение, что я дискутирую не с депутатом парламента Молдовы, а с представителем России в Молдове.
Дискуссия с представителем социалистов
На днях, публично дискутировал с руководителем исполкома Партии социалистов, депутатом парламента Владом Бэтрынча.
Речь в основном шла о взаимоотношениях Молдовы с Россией.
 
Моя позиция по этому вопросу достаточно известна. Я за развитие всесторонних и равноправных связей с Россией. Считаю, что каждая из сторон должна пройти свою часть пути для решения существующих проблем.

В детальном виде моя точка зрения изложена в этом документе: Аналитический доклад Института эффективной политики РМ: «Молдова-Россия: Поиск вариантов налаживания равноправного и взаимовыгодного сотрудничества»

Признаюсь, было время, когда я не только писал и говорил на эту тему, но и пытался внести практический вклад в улучшение отношений между Молдовой и России.
 
В 2006 году, после введения со стороны России винного эмбарго, в результате которого Молдова и особенно Гагаузия, понесли тогда большие потери, я развернул свою «гражданскую дипломатию».
 
Используя свои связи в администрации президента России, начал уговаривать Кремль снять эмбарго. Хочу особо отметить, что Посол РФ в Молдове также поддерживал эту идею.
 
Я пытался доказать Москве, что введя эмбарго, они наказали не столько президента Молдовы Владимира Воронина (Москве тогда не понравился курс Воронина на евроинтеграцию Молдовы), столько народ Молдовы, а также тех, кто хорошо относится в нашей стране к России. В первую очередь – гагаузов.
 
Мною был предложен план. Сначала Россия снимает эмбарго с винных заводов Гагаузии, а потом с других винных заводов Молдовы. С инициативой о снятии эмбарго должны были выступить виноделы Гагаузии. Вначале они должны были встретиться с Послом, а потом выехать в Москву. Думаю, что некоторые из них помнят об этом событии.
 
Но об этом тогда стало известно Владимиру Воронину. И он запретил гагаузам самостоятельно заниматься этой проблемой. Тогда я злился на Воронина, но сейчас думаю, что он был прав. Это была проблема не только гагаузов, но и всей Молдовы.
 
Но вернусь к дискуссии с Бэтрынча. Все время наших теледебатов меня не покидало ощущение, что я дискутирую не с депутатом парламента Молдовы, а с представителем России в Молдове.
 
Мы обсуждали много тем. Выскажу свое мнение только об одной теме и расхождение наших позиций.
 
По моему мнению, мощным стимулом к улучшению связей между Молдовой и России, могло бы стать решение России о выводе своего воинского контингента и складов боеприпасов из Молдовы.
 
Собственно говоря, не принятие решения, оно было принято в 1994 году, а потом еще в 1999 году, а его выполнение. Честно говоря, я ожидал, что «депутат молдавского парламента» поддержит мою позицию. Но не поддержал.
 
Более того, он старался уйти от обсуждения темы вывода воинского контингента. Вначале намерено путая эту проблему с темой нахождения миротворцев, а затем переводя стрелки дискуссии на открытие гражданского офиса НАТО в Молдове.
 
Хочу еще раз напомнить Владу Бэтрынча и другим его коллегам по партии. Мы имеем право требовать вывода войск другой страны из Молдовы. Они там находятся незаконно. И не нужно связывать эту проблему со статусом Приднестровья, а тем более с высказываниями тех или иных западных или восточных экспертов, политиков, дипломатов.
Это наше суверенное право. Но вдвойне мы обязаны это делать, так как записали в Конституции статус Молдовы как нейтральной страны.
 
Читайте Конституцию:
Статья 11
Республика Молдова - нейтральное государство
(1) Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет.
(2) Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
 
Что касается гражданского офиса НАТО – это дипломатическая миссия. Можно быть недовольным или довольным, что она появилась в Кишиневе. Но ее открытие не нарушает Конституцию Молдовы.
 
И напоследок.
Обращаюсь к президенту Республики Молдова Игорю Додону и руководству Партии социалистов.
Есть проблемы, которые не позволяют Игорю Додону стать президентом, которого признало бы подавляющее большинство граждан Молдовы. Эти проблемы также будут всегда мешать Партии социалистов стать правящей партией.
Эти проблемы:
1. Нежелание президента и ПСРМ защитить нейтралитет Молдовы. Именно президент обязан поставить перед Россией вопрос о выводе воинского контингента с территории Молдовы, а Партия социалистов должна этот вопрос поднимать, общаясь со своими политическими партнерами в Москве.
 
2. Требование со стороны президента и Партии социалистов денонсации Соглашения об ассоциации Молдова-ЕС. Это контрпродуктивное требование. Его нужно снять с программных документов ПСРМ, а президент должен заявить об этом официально.
 
3. Требование президента и ПСРМ о переходе Молдовы к федеративной форме управления, близкое к «меморандуму Козака». Федерация на нынешнем этапе – это путь к расколу. Да, нужно больше прав давать Гагаузии и Приднестровью, а также другим регионам Молдовы, но эти права не должны создавать условия для раскола страны.
 
Прекрасно понимаю, что первая реакция президента и руководства ПСРМ будет такой: не нужно нам указывать.
 
Она мне знакома по той реакции, которую я видел от лидеров ПКРМ, когда предлагал им модернизировать партию. А ПСРМ недалеко ушла от ПКРМ.
 
У нас в Молдове у всех, кто у власти или близок к власти, появляется убеждение, что они небожители и что простые смертные не имеют право им что-то указывать, критиковать их.
 
Можете не обращать внимания на мои предложения. Лидер ПКРМ Владимир Воронин не обращал. И ничего. Партия еще существует. И даже готовится к выборам.
 
Но если вы серьезно думаете о будущем, в возможности взять власть в Молдове, то подумайте над всем этим.