Речь пойдет о местных выборах, которые, по мнению многих политиков и экспертов, оказывают незначительное влияние на политическую ситуацию в стране. Те, кто у власти, остаются у власти. Те, кто в оппозиции, остаются в оппозиции. Во всяком случае, то, что было до выборов, сохраняется и после выборов.
Не могу согласиться полностью с этой точкой зрения.
Начнем с некоторых цифр.
Вот результаты выборов примаров.
ДПМ - 262
ПСРМ - 207
Блок ACUM - 173
ЛДПМ - 48
Партия ”Șor” - 43
Наша партия - 24
ПКРМ - 10
По моему мнению, эти результаты окажут значительное влияние на политические процессы в Молдове. И произойдет это уже в ближайшее время.
Результаты местных выборов могут оказать серьёзное влияние на прочность правящей коалиции. И особенно они могут сказаться на результатах президентских выборов, а также возможных досрочных парламентских выборах.
Начнем с тех, кто, по моему мнению, сразу подчеркну, весьма субъективному, на этих выборах проиграл. Добавлю, что некоторые из них в одном месте проиграли, а в другом, выиграли. В частности Майя Санду. Но об этом чуть позже.
Проигравшие
В Кишиневе один из членов правящей коалиции должен был проиграть.
Если бы проиграл Ион Чебан от Партии социалистов, то это был бы очень серьёзный удар, как по партии, так и по Игорю Додону. Проигрыш в Бельцах и Кишиневе, а также в ряде других крупных городов поставил бы крест на президентских амбициях Игоря Додона. Особенно бы запомнилось поражение в Кишиневе. К тому же, оно бы укрепило бы его потенциальных соперников на президентских выборах.
Кстати, говоря, о президентских амбициях я имею в виду, что выборы будут всенародные. Но нельзя исключать, что Конституционный суд может отменить свое прежнее решение и вернуть избрание президента к прежней норме, когда президента выбирали в парламенте. Такой вариант вполне возможен, но мы его пока не рассматриваем.
Но вернемся к социалистам. В Кишинёве их кандидат победил. И это дает основание ПСРМ и Додону позиционировать себе в качестве победителей. И оставляет им шансы, не скажем что большие, для победы на президентских выборах.
Сложней ситуация у ACUM. Они в целом плохо выступили на местных выборах. И этот имидж неудачников усилился после поражения в Кишиневе. Впервые символические правые силы за всю историю независимой Молдовы отдали столицу символическим левым. Пишу слово символические, так как не считаю Нэстасе правым, а Чебана левым. Но это мое мнение. А в обществе за ними закрепились эти политические ниши.
Неудача в Кишиневе, за которую несут персональную ответственность лидеры блока ACUM – Майя Санду и Андрей Нэстасе показали:
- Нахождение у власти ослабили политические позиции этого блока. Вспомним, что год назад Нэстасе выиграл выборы в Кишиневе. Выиграл в тот период, когда они находились в оппозиции. Это говорит о том, что в период пребывания в оппозиции они вызывали больше надежд у граждан, чем с момента нахождения у власти. Это дает основание сделать вывод, что, будучи у власти, они разочаровали часть своих сторонников. Как в столице Молдовы, так и в регионах, где также выступали не очень удачливо. Это тревожный звоночек для правительственной команды блока ACUM. Если они его не услышали, то результаты со временем могут быть очень плачевными. Правительственную команду явно нужно усиливать и избавляться от балласта. Но судя по всему, Майя Санду этого не будет делать. Она крокодил, который не пятится назад. Кажется, в Молдове уже правил такой крокодил. И где он?
- Будучи у власти,политики из блока ACUM по-прежнему чувствуют себя оппозицией. Вместо того чтобы сделать гражданам предложения по улучшению их жизни, они продолжают пугать их врагами. На этот раз, они решили вместо Влада Плахотнюка в качестве врага предложить Игоря Додона. Парадокс этого выбора в том, что Плахотнюк тогда был властью, а они оппозицией, и естественно его объявлять врагом (любая власть для оппозиции – враг), но Игорь Додон их партнер по власти, к тому же, до выборов были взяты обязательства, не переходить к критике партнёров. Обязательства были нарушены, а сама критика вызвала недоумение. Граждане не могут понять, зачем оставаться в коалиции, если партнер ваш враг.
- Нэстасе проиграл дебаты. Он не только не сумел убедить общество, что он лучше и умней, чем его оппонент, но и умудрился показать себя как очень неподготовленный и непрофессиональный кандидат, который почему-то решил стать мэром столицы Молдовы. Не сыграли значительной роли также месседжи Майи Санду в поддержку Андрея Нэстасе.Она не смогла себя пересилить и заявить, что продвигает на этот пост наиболее подготовленного кандидата из команды блока ACUM, прекрасно показавшего себя на посту министра. Честь и хвала ей, что не решилась обманывать, но другой аргументации она не нашла. А её дуэт с Дорином Киртоакэ показал, что она в конец запуталась и уже не знает, что и с кем говорить. В общем, ее поддержка не сыграла значительной роли. А поддержка со стороны Киртоакэ только мобилизовала выйти и проголосовать за Чебана тех граждан, которые не могут простить экс мэру то, что он сделал с Кишиневом.
- Работа Андрея Нэстасе на посту министра МВД была самой лучшей агитации против его кандидатуры. Многие уже знают, что это самый слабый и самый непрофессиональный министр МВД за всю историю независимости Молдовы.
- Нэстасе увлекся геополитикой, стремясь превратить битву за Кишинев в геополитическое сражение. Многие кишиневцы не захотели принимать такую модель выборов.
В общем, наиболее проигравшей местные выборы оказалась команда блока ACUM. Речь идет не только о поражении в Кишиневе, но в целом по стране. Но самый сильный удар – это проигрыш в столице.
Это также удар по правительству премьер-министра Майи Санду. Результаты работы этого правительства отрицательно сказались на результатах голосования для кандидатов блока ACUM.
Выигравшие
Партия социалистов и Игорь Додон
Отметим победу Иона Чебана в Кишиневе.
Выделим ряд факторов, способствующих его избранию на пост мэра.
- Они сумел показать, что его образование, деловые и профессиональные качества больше соответствуют должности мэра, чем соответствующие показатели у его оппонента.
- Он отказался от геополитики и перевел модель выборов в плоскость хозяйственных проблем муниципии и личностных качеств кандидатов.
- Он лучше смотрелся на дебатах.
- У него была интересная программа. Каждый избиратель мог найти в ней что-то свое, чтоего волнует.
- Его поддерживали известные и авторитетные люди, напрямую не связанные с политикой.
Победа кандидатов в мэры в Кишиневе и ряде других городов, а также хорошие результаты на выборах в районные советы, укрепили ресурсную базу Партии социалистов на местах. Созданы хорошие предпосылки для проведения президентской и парламентской кампаний.
ДПМ
Многие предрекали ДПМ полный провал и поражение на местных выборах. Но вместо этого ДПМ показала лучший, чем на прошлых выборах результат. Назовем это чудом. Это чудо говорит, что партия жива и у нее есть шанс побороться за власть на президентских и парламентских выборах. И это чудо говорит, что люди помнят то позитивное, что сделала эта команда, находясь у власти. Особенно на фоне импотенции нынешнего правительства.
Этот результат также дает возможность ДПМ поиграть в подковерные игры, разрушая правящую коалицию, так как все понимают, что союз Додон-Санду-Нэстасе это ненадолго. К тому же, Нэстасе не простит никогда Додону и ПСРМ свой проигрыш и приложит максимум усилий для борьбы против своих политических оппонентов, унизивших его на выборах в Кишиневе.
Что касается будущего ДПМ, то есть варианты ее поведения, как до выборов, так и после выборов. К этой теме мы еще вернемся. Что касается возможной ситуации после новых выборов, то могут быть самые необычные комбинации и самые неожиданные коалиции. Возможно, даже без нынешних партий власти.
Ренато Усатый и "Наша партия"
Как это ни удивительно, но он сумел удивить.
Судя по всему, граждане своим голосованием за Усатого и кандидатов на примары от его партии, выразили ему сочувствие за гонения. Обиженных у нас любят. Но это скоротечное доверие. Теперь многое зависит от Ренато Усатого. Думаю, что потенциал прежнего Усатого исчерпан, а нового мы пока не видим.
Да, у Нашей партии не так много примаров как у других партий. Но их примары в Бельцах и ряде крупных городов северной зоны. Образовалось своеобразное «Усатовское кольцо» вокруг Бельц. Это дает серьёзную информацию для размышлений.
Пока Усатый не стал еще фигурой общенационального масштаба. И если не поменяется, не поменяет свой стиль, свой имидж, то и не станет.
Но шансы у него есть. Он сильно укрепился в одном из регионов. И если перестанет быть «источником слухов», а будет проводить политику, которая сделает его «источником позитивной информации», то сфера его политического влияния может начать расширяться и это будет уже серьёзная заявка на общенациональное лидерство.
И еще одно. Роль Усатого может быть во многом определяющей в период президентской кампании. У него практически нет шансов на победу. Но его голос может стать решающим во втором туре. Тот, кого он поддержит, получит дополнительные шансы на победу. А во второй тур могут выйти Додон, Санду, Филип…
Майя Санду
В целом проиграв, она все же добилась маленькой победы: поражение Андрея Нэстасе окончательно закрепило за ней лидерство в блоке ACUM. Андрею Нэстасе на неопределенный срок придётся умерить свои амбиции и радоваться, что он пока еще второй в этой команде.
ЛДПМ, партия ШОР и ЕНП.
По результатам выборов интерес к одним появился, к другим пока не угас. Но пока они еще в зоне риска.
ПКРМ
Это как солнце. Оно уже скрылось за горизонт, но мы его еще видим. Пока видим.
В заключение отметим. Политическая жизнь в Молдове бьёт ключом…
И дает много информации для размышлений.