«Альтернативный Меджлис» и другие российские имитации в Крыму

Как Россия создает фейковые структуры и «национально-культурные автономии» для работы с зарубежом

Оккупация и попытка аннексии Россией АР Крым и г. Севастополь остается в центре внимания украинской внешней политики. И в последнее время Украина одержала по меньшей мере две ощутимые победы на этом длительном треке деоккупации своей территории.

Так, 14 ноября Третий комитет Генассамблеи ООН одобрил проект резолюции "Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь, Украина". В документе, соавторами которого стали около 40 стран, осуждаются все попытки России легализовать ее попытки аннексировать Крым, в том числе автоматическое навязывание российского гражданства, проведение незаконных избирательных кампаний и изменение демографической структуры населения Крыма. Также в проекте резолюции по АРК впервые применено определение "агрессия".

Перед этим, 8 ноября Международный суд ООН признал, что Украина предоставила достаточно доказательств о том, что расовая дискриминация в Крыму – сфера его юрисдикции. Поэтому теперь дело Украины против РФ в этом суде движется вперед и будет рассматриваться по существу. Два года назад, 19 апреля 2017 года, именно эта важная международная судебная организация приняла решение о применении временных мер, обязав Россию воздержаться от применения или поддержки ограничений относительно возможности крымских татар сохранить собственные представительные институты, включая Меджлис крымскотатарского народа, и обеспечить доступ к образованию на украинском языке.

На постоянной основе не дает забывать о Крыме и миссия Украины при ОБСЕ: по инициативе украинской стороны и при поддержке партнеров – постоянный пункт повестки дня еженедельного заседания Постоянного совета ОБСЕ звучит как "Продолжающаяся агрессия России против Украины и нелегальная оккупация Крыма". Абсолютное большинство стран-участниц еженедельно продолжают осуждать российскую оккупацию Крыма и регулярные нарушения прав человека и притеснения на полуострове.

ПРЕЗЕНТАЦИИ МАРИОНЕТОЧНЫХ КРЫМСКИХ КОЛЛАБОРАНТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Со времени оккупации Крыма Россия активно действует на международной арене в направлении легитимизации его незаконной аннексии, и эти усилия только удвоились после решения Международного суда ООН от апреля 2017 года. Кремль работает здесь в двух измерениях: как над общим признанием Крыма российским, так и над созданием иллюзий о выполнении решения Международного суда и о якобы отсутствии расовой дискриминации в АРК.

На оккупированный полуостров приезжают "фейковые" международные делегации, а за рубежом при каждой удобной возможности – на двусторонних встречах или международных форумах – Россия пытается выдвинуть своих марионеточных коллаборантов из Крыма. И те уже лживо рассказывают о "воссоединении Крыма с РФ" – как было плохо при Украине, как она притесняет меньшинства, как плох и невлиятелен Меджлис, а вот Россия – "рай на земле", и вообще, мол, наконец зажили.

В последние месяцы сообщения о российских провокациях и попытках легитимизировать оккупацию Крыма стали частыми: в стамбульском отеле проходит "турецко-крымский экономический форум", на межпарламентской конференции в Стамбуле присутствуют крымские коллаборанты – депутаты Госдумы РФ Руслан Бальбек и Наталья Поклонская, многочисленные неправительственные марионеточные организации из РФ оправдывают агрессора и валят с больной головы на здоровую на совещании ОБСЕ в Варшаве, опять тот же Бальбек с пособниками поет о прекрасной жизни в "российском Крыму" на форуме ООН в Женеве...

А чего только стоит провокация с прокремлевской крымскотатарской организации "Къырым бирлиги" ("Единство Крыма"), представительницу которой продвинули на организованный президентом Чехии торжественный прием в Пражском граде. И представительница быстро пристроилась возле чешского премьера, сделала фото и опубликовала в Facebook с комментарием, мол, "наша деятельность замечена на международном уровне", "спасибо за ежегодные приглашения на День рождения Чешской Республики", "президент Чехии Земан признал Крым частью РФ" и прочее бла-бла-бла. Впоследствии оказалось, что никто ее туда не звал, и знать не знают о наговоренном, а Земан, хоть и пророссийский политик, – такого не говорил. Пролезла же она на прием как якобы член семьи одного из приглашенных членов ОО "Всемирный совет подкарпатских русинов".

Последняя, правда, - еще одна управляемая из Москвы общественная организация, которая действует с целью дестабилизации ситуации в Украине, а ее представители незаконно посещали оккупированный Крым. Впрочем, сейчас – о "Къырым бирлиги", которую российский ТАСС даже называет ни больше ни меньше как "альтернативой запрещенного в России Меджлиса крымскотатарского народа".

ИМИТАЦИЯ ВМЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ

Уже упомянутое "расовое" дело в Международном суде ООН, по убеждению многих экспертов, имеет все шансы стать проигрышным для россиян и дорого им стоить.

"После того, как РФ незаконно запретила Меджлис крымского татарского народа, Международный суд ООН одобрил приказ в деле относительно нарушения россиянами Конвенции о расовой дискриминации, в котором потребовал от России отменить запрет Меджлиса. РФ, конечно, делать этого не будет, но она хочет имитировать, сделать фейк, – убежден эксперт Крымскотатарского ресурсного центра Борис Бабин. – Именно после одобрения этого приказа россияне повысили активность относительно создания разных фейковых структур. Как пример, был проведен так называемый "Курултай мусульман Крыма", который выбрал какой-то там совет. И все эти непонятные люди начали заявлять о какой-то правопреемственности Меджлиса".

По его словам, россияне идут именно этим путем: с одной стороны – имитируют наличие неких структур, которые представят крымскотатарский народ, а с другой стороны – на международной арене продвигают концепцию относительно того, что крымскотатарский народ якобы поддерживает аннексию Крыма Россией. "У них есть четкая задача – легитимизация так называемого "воссоединения Крыма с Россией". И таким колаборантам россияне отводят ключевую роль, ведь крымскотатарский вопрос сегодня на слуху во многих международных организациях", – утверждает доктор юридических наук и бывший постоянный представитель Президента Украины в АРК Бабин.

Он также напоминает, что Международный суд ООН постановил не только отменить запрет Меджлиса, а также обеспечить в Крыму образование на украинском языке.

"Что имеем на сегодня: россияне отчитываются в официальных документах, что в Крыму якобы действуют две подконтрольные оккупантам школы с украинским языком обучения, 10 классов с украинским языком в некоторых школах и якобы еще есть преподавание украинского языка как предмета в разных школах. Но на самом деле – это фейк. Потому что общественные активисты посещали эти школы и увидели, что там нет нет преподавания украинского языка. Там даже методического обеспечения нет. Это – чисто русскоязычные школы, но где-то на бумагах написано, что они – украиноязычные", – отметил Бабин.

По словам эксперта, россияне понимают, что проиграют в Международном суде и взяли курс на имитацию: "Единственный их выход – имитация. Фейковые структуры, фейковые школы, фейковые "меджлисы".

ФЕЙКОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА МЕДЖЛИСА

А как можно обойти выполнение решения Международного суда ООН, которое предусматривает отмену ограничений на сохранение крымскими татарами собственных представительных органов? Правильно – заявить, что тот запрещенный Меджлис не является такой организацией и не представляет крымских татар. А на полуострове на самом деле якобы действуют другие организации и институты, которые и являются "настоящими представителями" крымских татар.

Известно, что во время и сразу после оккупации Россия пыталась склонить на свою сторону членов Меджлиса как представительно-исполнительного органа крымскотатарского народа и Курултая в качестве высшего представительного органа крымских татар. Когда же стало понятно, что ничего не выйдет, россияне назвали Меджлис "экстремистской организацией" и в сентябре 2016 года запретили его, тем самым нарушив коллективное право крымских татар на управление представительными институтами.

Параллельно создавались различные организации из лояльных Кремлю крымских татар, в надежде, что их можно было бы выдать за альтернативу Меджлису. Прежде всего, это – "Къырым" во главе с бывшим заместителем председателя Меджлиса Ремзи Ильясовым (2001-2013 гг.), "Къырым Бирлиги" от бывшего главы Генической РГА Сейтумера Немиттулаева, а также "Региональная национально-культурная автономия крымских татар Республики Крым", за которой стоит вышеупомянутый Руслан Бальбек.

"Одним из лидеров того же "Къырым" оказался бывший заместитель председателя Междлиса, и россияне думали, что он достаточно влиятелен и может влиять на крымскотатарский народ. Они поддерживали такие инициативы как "Къырым", Къырым Бирлиги", так называемую "национально-культурную автономию крымских татар", различные ОО, надеясь, что крымские татары пойдут за ними. Но у них это не получилось. Более того, крымские татары начали осуществлять такой себе социальный бойкот этим людям – на свадьбах, похоронах просто дистанцировались от них", – утверждает председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра, член Меджлиса Эскендер Бариев.

К этой "системе представительных институтов крымскотатарского народа" российской версии можно отнести еще и "Совет крымскотатарского народа", который возглавляет еще один коллаборационист, муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Здесь российская власть и ее пропагандистские СМИ особенно отличились в манипуляции общественным мнением и подмене понятий. Еще до оккупации в Крыму параллельно с Курултаем крымскотатарского народа существовал Курултай мусульман Крыма. Съезд имел религиозный характер, собирал имамов из разных населенных пунктов и занимался главным образом избранием муфтия мусульман Крыма – не имея никакого отношения к представительству крымскотатарского народа.

Россияне решили, очевидно, сильно не заморачиваться, и подумали: а почему бы не подменить Курултай крымскотатарского народа этим Курултаем, а Меджлис крымскотатарского народа – созданной этим мусульманским Курултаем советом ("меджлисом")? Что и было сделано в начале 2018 года: в феврале инициировали собрание, которое назвали "внеочередным расширенным Курултаем мусульман Крыма", который и заявил о создании "Совета крымскотатарского народа". Позже в марте оккупационные власти АРК сообщили, что на базе этого "совета" создан так называемый "Совет крымских татар при главе Республики Крым" как консультативно-совещательный орган. "Курултай Крыма", "Совет крымскотатарского народа" – запестрели заголовками российские СМИ, сбивая с толку и так не хорошо осведомленного в крымских реалиях международного читателя.

"Россияне смогли подтянуть на свою сторону муфтия Крыма, который был еще до оккупации. По согласованию с российскими властями был проведен мусульманский Курултай с попыткой подменить Курултай крымскотатарского народа. Они там приняли ряд решений и даже стали заявлять о том, что претендуют на имущество Меджлиса в Крыму, хотя у них впоследствии ничего не получилось", – заявил Бариев.

Он подчеркнул, что этот мусульманский Курултай, участие в котором принимают приглашенные имамы мечетей, никак не может заменять Курултай крымскотатарского народа, который избирается во время Курултая (съезда) путем тайного голосования всеми крымскими татарами с правом голоса.

То же касается и "Къырым Бирлиги", которой ТАСС приписал статус "аналога Меджлиса", или любой другой общественной организации или политической партии.

"Къырым Бирлиги" никак не может быть каким-то аналогом Меджлиса и представлять крымскотатарский народ. Как и любая другая общественная организация. Их не избирал крымскотатарский народ. Поэтому любые такие заявления по этому поводу – это инсинуации РФ, чтобы продемонстрировать международному сообществу, что якобы в Крыму не нарушаются права крымскотатарского народа, – подчеркнул Бариев. –"Къырым Бирлиги" – это группа единомышленников, которая насчитывает несколько десятков человек, большинство из которых находятся в родственных связях. Это то же самое, что сравнивать Верховную Раду Украины с какой-то ОО типа "Любители пива" или "Патриоты Украины".

По его словам, существует целая система национального самоуправления крымских татар, и она никуда не делась, несмотря на запрет российского суда.

"Следует понимать, что есть 250 законно избранных в 2013 году делегатов Курултая, из которых – 33 члена Меджлиса. Кроме того, существует система местных и региональных меджлисов – это еще около 2,5 тыс. человек. Также есть еще ЦИК Курултая, в которой 17 человек, Ревизионная комиссия Курултая, – заявил член Меджлиса. – РФ пытается показать некую альтернативу Меджлису, но это практически невозможно, потому что Курултай избирается во время выборов и уже на Курултае избирается Меджлис. И ни одна организация, какую бы они не выдвигали, – не проходит все эти этапы. Также существует правопреемственность еще с первого Курултая 1917 года. Меджлис (как и Курултай) признан в Украине представительным органом крымскотатарского народа, также есть признание Меджлиса со стороны других стран и международных организаций, в т.ч. ООН".

Россияне, конечно, пытаются апеллировать к завершению 5-летнего срока полномочий Курултая и Меджлиса этого созыва в 2018 году, однако, подчеркивает Бариев, в связи с тем, что ЦИК Курултая не может сейчас провести выборы, был пролонгирован период его работы. Новые же выборы Курултая (и Меджлиса) возможны в Крыму, но не под дулами российских автоматов, а - под эгидой ОБСЕ и как на украинской территории.

"Россияне могут по-разному манипулировать, в том числе завершением срока полномочий Меджлиса. Но правопреемственность Меджлиса никто не сможет подхватить. И делегаты Курултая живы и здоровы. И то, что мы не можем провести выборы – то здесь проблема в оккупации. Как могут крымские татары голосовать под дулами автоматов? Да и сами российские оккупационные власти не дадут провести эти выборы, – заявил Бариев. – Мы не раз говорили на площадках ОБСЕ, в компетенцию которого входит этот вопрос, о содействии Организации в проведении выборов Курултая следующего созыва. Под эгидой ОБСЕ это могло бы быть реальным. Чтобы заехала специальная миссия ОБСЕ и способствовала проведению выборов без вмешательства оккупационных властей. И оккупационные власти должны признать вхождение ОБСЕ как на территорию Украины, а не РФ".

ФЕЙКОВЫЕ "НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ"

В марте этого года российский постпред в ОБСЕ Александр Лукашевич во время заседания Постоянного совета, занимаясь привычным очковтирательством, рассказывал делегациям стран-участниц о "прогрессивной" программе этнокультурного развития народов России "Республика Крым – территория межнационального согласия 2018-2020". Упоминался там и вышеприведенный "Совет крымских татар при главе Республики Крым". Но также он рассказал и о многочисленных национально-культурных автономиях в Крыму. Именно так в российском сообщении по этому поводу они и писались, без кавычек. И без единого упоминания, что это просто общественные организации. К тому же фейковые.

И это – еще одно направление работы российской оккупационной администрации в Крыму: использование национальных меньшинств разных стран на международной арене для влияния на политическое руководство этих государств для легитимизации аннексии АРК. Но также – и инструмент для демонстрации Международному суду ООН отсутствия расовой дискриминации на оккупированном полуострове.

"Позиция крымских татар всегда заключалась в создании крымскотатарской автономии. Россияне стали подменять понятия, создавая так называемые "национально-культурные автономии". Все они регистрируются как общественные организации. Их цель – запутать рядовых людей. Но их создают для того, чтобы показать миру, что в Крыму якобы нет никакой расовой дискриминации, что Россия создает условия для развития всех этнических групп", – убежден член Меджлиса Эскендер Бариев.

Всего оккупанты заявили о создании "80 местных и 14 региональных национально-культурных автономий, в которых представлены 19 национальностей". Все они зарегистрированы как общественные организации. С перечнем "региональных национально-культурных автономий" можно ознакомиться по ссылке. Кроме уже упомянутой "ОО "Региональная национально-культурная автономия крымских татар Республики Крым", есть, например, и немецкая национально-культурная автономия" (ОО "Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым"), эстонская (ОО "Региональная национально-культурная автономия эстонцев Республики Крым"), еврейская (ОО "Региональная национально-культурная автономия евреев Республики Крым") и даже корейская региональная НКА (ОО "Региональная национально-культурная автономия корейцев Республики Крым").

Экс-представитель Президента Украины в Крыму Борис Бабин убежден, что такие манипуляции российской стороны не стоит недооценивать, ведь, хоть и фейковые, эти НКА могут быть целым инструментом в геополитической игре Кремля.

"Россияне активно создают "национально-культурные автономии" этнических групп в Крыму. Есть НКА греков, армян, болгар или эстонцев. Конечно, в той же "Национально-культурной автономии эстонцев Крыма", кроме офицеров ФСБ, нет ни одного эстонца. Но название звучит классно, – заявил эксперт. – И вот эта "автономия эстонцев Крыма" может встать и сказать: уважаемая Эстония, вы должны признать воссоединение Крыма с РФ, потому что Россия нам, эстонцам, здесь гарантирует все права, мы это поддерживаем и вообще живем лучше, чем в вашей капиталистической Эстонии. Или же прозвучит: меняйте политику в отношении Крыма, или в Крыму не будет ни одного эстонца. И это будет сказано не должностными лицами, а устами этой организации, которая "защищает" эстонцев Крыма".

"Так же есть фейковая "автономия болгар Крыма", которая работает с Болгарией, фейковая "автономия немцев Крыма", которая плодотворно работает с Германией и Австрией. Россияне эту политику очень хорошо просчитали и в этом большое влияние, – добавляет эксперт. – Это – и орудие противодействия Украине, и орудие непроигрыша международных споров, а еще и орудие для дестабилизации ситуации на материковой Украине. А если взять эти «этнические организации» – то это фактически орудие влияния на соответствующие государства – и не только относительно крымского вопроса, по любым вопросам. Если России необходим какой-то фейк для работы с Германией относительно легализации Крыма, вот она будет использовать крымских немцев. И пророссийский немецкий политик может сказать своим избирателям: конечно, мы все это осуждаем, но там – немцы, наши братья, должны нашим братьям помогать, они же там живут и им надо как-то помогать...".

Василий Короткий, Вена

Обсудить