Аналитика и комментарии

Назад

О дополнительных доказательствах отравления А. Навального российскими спецслужбами

Совместное расследование Bellingcat и The Insider в сотрудничестве с Der Spiegel и CNN выявило важные данные, фактически подтверждающие причастность ФСБ к отравлению российского оппозиционного политика Алексея Навального веществом «Новичок» в августе 2020 г.
О дополнительных доказательствах отравления А. Навального российскими спецслужбами

Как было установлено, вопреки официальным заявлениям властей, Россия не прекратила свою программу по разработке химического оружия. После ее официального закрытия в 2010 г., власти РФ   только замаскировали ее. Всех основных ученых, работавших в этом направлении, закрепили за институтами, которые занимаются якобы гражданскими исследованиями. На самом деле эти ученые продолжали работать над созданием и производством новых видов химического оружия для российских спецслужб.

По имеющимся данным, постоянное наблюдение спецслужб РФ за Навальным началось в 2017 г. после того, как он впервые объявил о своем намерении баллотироваться в президенты России.

В течение 2017, 2019-2020 гг. оперативники секретного подразделения ФСБ, специализирующегося на работе с ядовитыми веществами, тайно следили за Навальным во время его поездок по России. Установлено более 30 таких фактов. В Томске, где произошло отравление, наблюдение за ним осуществляли сразу две специальные команды, в каждой из которых состояло по 5-6 агентов.

Было доказано, что российские спецслужбы пытались отравить Навального сначала в Калининграде, за месяц до томских событий. Данные о полетах, которые оказались в руках расследователей, свидетельствуют, что по меньшей мере трое агентов ФСБ летали в Калининград в то же время, что и Навальный. В отеле, где останавливался Навальный с женой, камеры наблюдения были выключены в течение всего времени их пребывания.

Важную координирующую роль сыграл Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» в Москве, ранее определенный как главное место проведения тайной программы по разработке «Новичка». Директор института Артур Жиров регулярно поддерживал связь с офицерами спецгруппы ФСБ по ядам и токсинам, включая начальника спецподразделения Института Криминалистики ФСБ Станислава Макшакова. Жиров также общался с ученым из Санкт-Петербурга Сергеем Чепуру. Последний тесно связан с командой ГРУ, пытавшейся отравить Сергея Скрипаля и его дочь в Великобритании.

Ключевую роль в покушении играло спецподразделение, возглавляемое С.Макшаковым. Он ранее работал в российской военной программе по созданию новых видов химического оружия в Шиканы-1 (воинская часть 61469). Здесь уже давно занимались изобретением новых нервнопаралитических веществ из семьи «Новичок». (Непосредственную поддержку им оказывают группы специалистов по химическому оружию, работающих в профильных организациях страны). В подразделении Макшакова, есть немало опытных врачей, токсикологов и парамедиков. Они обычно передвигались группами по трое, садились на параллельные рейсы, использовали одноразовые телефоны. За несколько недель до отравления Навального тот же Макшаков и генерал-майор Владимир Богданов, начальник Центра спецсредств ФСБ, регулярно общались со специалистами, занимавшимися исследованиями в области ядов нервно-паралитического действия.

 В ходе расследования выявлено трое сотрудников этого подразделения ФСБ. Они вместе с Навальным ездили в Новосибирск, а потом отправились за ним в Томск, где он и был отравлен. Двое оперативников, военные врачи Алексей Александров и Иван Осипов,  путешествовали под прикрытием. Третьим был действующий сотрудник ФСБ Владимир Паняев.  Сигнал с телефона Алексея Александрова был зафиксирован всего в нескольких кварталах от гостиницы «Ксандер», в котором останавливался Навальный во время пребывания в Томске.

Этой группе работников ФСБ оказывали непосредственную поддержку  еще как минимум 5 их коллег. Некоторые из них позднее прибыли  приехали в Омск, где был госпитализирован Навальный. Кроме  них в операции по отравлению Навального участвовали бывший сотрудник Минобороны РФ Алексей Кривощоков, врач-хирург Олег Таякин, ранее тоже служивший в ФСБ,  ученый-химик войсковой части в Шиканах Константин Кудрявцев, а также  Михаил Швец,  сотрудник Центра специального назначения ФСБ.

Все вышеназванные лица поддерживали постоянную связь между собой на протяжении  поездки. Особенно активными их переговоры стали незадолго до отравления, а также в ночное время (по московскому времени), когда Навальный выходил из отеля и направлялся в аэропорт Томска.

Эксперты расследования считают, что нападавшие использовали до сих пор неизвестную разновидность «Новичка», по формуле А242 или А262. Эти очень токсичные вещества можно распылять в твердой форме.

Позднее агенты ФСБ пытались повторно отравить А. Навального перед его отлетом в Берлин, когда он находился в искусственной коме в Омске. Статья с таким утверждением опубликовала британская газета The Times со ссылкой на анонимные источники в немецкой разведке. По данным издания сотрудники российских спецслужб приехали в омскую больницу, куда госпитализировали Навального. Свой штаб они устроили прямо в кабинете главврача.

Все эксперты по токсикологии, с которыми связывались журналисты CNN уверены, что целью отравления было именно убийство Навального. Значительная интенсивность телефонных переговоров между сотрудниками спецслужб после экстренной посадки самолета с Навальным в Омске является доказательством попыток оперативно оценить ситуацию и спланировать дальнейшие действия по нейтрализации российского оппозиционера. Не вызывает также сомнений, что отравление Навального было осуществлено сотрудниками ФСБ по приказу Президента РФ В.Путина. Этот преступный акт необходимо трактовать, как «государственный терроризм» или попытку незаконного убийства граждан своей страны без суда и следствия.

Совершенно очевидно, что Путину не удается и не удастся снять с себя обвинения в попытках убить очередного российского оппозиционера. Информация о дополнительном отравления Навального вышла в тираж The Times именно после слов Путина об отсутствии повода для возбуждения уголовного дела по отравлению оппозиционера.

Это лишнее свидетельство вины путинского тоталитарного режима, уже в течение многих лет подавляющего свободомыслие в России и пытающегося любыми доступными ему средствами не допустить, чтобы правда о его деятельности стала достоянием мировой общественности. Но на свете нет ничего тайного, что когда-нибудь не стало бы явным. Настанет время, когда правда о преступлениях путинского режима, в частности, о искоренении им любых ростков оппозиции в обществе, выйдет из закрытых ныне архивов Администрации Президента РФ, ФСБ и других структур государственной власти РФ и тогда мир содрогнется,  увидев, в какой  криминально-террористический кровавый монстр  превратилось путинское государство за более чем 2 десятилетия правления этого «вождя нации».

политический аналитик, доктор истории