Политика

Назад

В.Чобану, политолог: "Хотя Плахотнюка нет в стране вот уже 2 года, дело его по-прежнему живет".

Два года назад Молдова избавилась от Плахотнюка. Но нам так и не удалось демонтировать мафиозные схемы, на страже которых выступает нереформированная и коррумпированная юстиция. Вместо того, чтобы демонтировать систему захваченного государства, Додон предпочел перехватить и возглавить налаженный годами механизм, приносящий сверхприбыли за счет ограбления народа тем, кто им управляет.
В.Чобану, политолог:

 

Политолог Виктор ЧОБАНУ вспоминает, как два года назад Молдова избавилась от Плахотнюка.

 

Он написал на своей странице в соцсети:

"8 июня исплнилось 2 года с того дня, когда Плахотнюк бежал из Молдовы. Еще утром палатки «защитников» окружали дом правительства. Я давал интервью на камеру румынскому новостному порталу и говорил, что очень скоро этот курорт исчезнет. Очень быстро исчезли и палатки, и «защитники».

Это действительно историческая дата. Проблема в том, что хотя Плахотнюка нет в стране вот уже 2 года, дело его по-прежнему живет. Краткосрочной коалиции АКУМ – ПСРМ не удалось демонтировать мафиозные схемы, на страже которых выступает нереформированная и коррумпированная юстиция. Вместо того, чтобы демонтировать систему захваченного государства, Додон предпочел перехватить и возглавить налаженный годами механизм, приносящий сверхприбыли за счет ограбления народа тем, кто им управляет. Правительство Санду было отправлено в отставку и появились коалиции ПСРМ сначала с ДП, а потом и с Шором. Все это не могло не привести к сокрушительному проигрышу Додона на президентских выборах.

Сейчас в разгаре предвыборная кампания досрочных парламентских выборов. И это крайне важные выборы. Почему? Потому что РМ является парламентской республикой, и тот кто получает большинство в парламенте формирует правительство и управляет фактически всем. Т.е. никаких реформ не может быть, пока не будет парламентского большинства голосующего за эти реформы и правительства которое будет их внедрять. Так что ставки этих выборов чрезвычайно высоки. Либо все продолжится по-старому, если социалисты-коммунисты сформируют большинство с кем-то еще, либо получим новое большинство и, по крайней мере, перспективу развития.

Совсем не случайным в этой связи выглядит скандал в ЦИК-е с зарубежными избирательными участками. ЦИК отказался увеличить количество избирательных участков до 190, оставив 139. Хотя простая арифметика подтверждает эту необходимость. Во втором туре выборов приняло участие 1654150 избирателей, для которых всего было открыто 2143 участка. На территории собственно Молдовы на 2004 участках проголосовало 1390973 избирателя. За рубежом на 139 участках проголосовало 263177 человек. В Молдове на одном участке в среднем проголосовало по 694 избирателя, за рубежом — по 1893 человека, или в 2,7 раза больше, чем в Молдове.

При этом, МИДЕИ запрашивал дополнительное открытие 51 избирательных участков, а и.о. премьера говорил что нет никаких проблем с их финансированием. Но ЦИК демонстративно не открыл ни одного участка в западных странах, а потом пересмотрел свое решение и открыл дополнительно только 7. И еще дополнительно открыл в приднестровье. СИБ уже заявил что есть есть риск фальсификаций на неконтролируемых властями РМ участках в Коржеуць и 2-х в Бендерах. На чьей стороне играет ЦИК в этом случае? Очевидно. Параллельно, в СМИ запускается слух, что большинство членов ЦИК могут подать в отставку. Такой демонстративный шантаж. Типа нет ЦИК-а, не будет и выборов. Ясно ведь, что в отставку не подадут, хоть и мандат их истекает, но по закону они обязаны отработать до окончания выборов.

Что ж, ставки сделаны. Уже ясно как собираются получить дополнительные голоса главные участники гонки. С одной стороны – диаспора, которая фактически поддерживает переводами денег на плаву всю экономику Молдовы, и это наиболее активная часть населения. С другой – неконтролируемые участки в зоне приднестровья. Мы часто ритуально повторяем, что это наши граждане и они имеют право голоса. Это действительно так, но только отчасти. Можно ли назвать это выборами, когда ни одна из партий не имеет доступа на неконтролтруемую территорию, а ее граждане организованно подвозятся на правый берег тупо за деньги с заранее обозначенным результатом голосования? Разве это выборы? Нет, конечно же. Решения этой проблемы сейчас нет, но о ней надо думать и ее надо решать.

В целом же кампания достаточно анемичная, без особого драйва. Вместо программ – одни лозунги. За месяц до выборов у участников есть еще возможность нарастить обороты, чтобы убедить не только сторонников, но и неопределившихся пока избирателей".