Общество

Назад

Опрос политиков и экспертов. Берут ли молдавские судьи взятки?

В обществе ходят упорные слухи, что молдавские суды коррумпированы. И решение вопроса в судах зависит от взятки, а также от ее размера. Коррумпированность судей стала одной из причин отказа инвесторов вкладывать деньги в Молдову. Есть опасение, что можно в Молдове потерять деньги и бизнес. Вопрос: считаете ли вы, что молдавские судьи берут взятки? И если это так, что делать, чтобы решить эту проблему?
Опрос политиков и экспертов. Берут ли молдавские судьи взятки?

МАТЕРИАЛ ОБНОВЛЯЕТСЯ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В РЕДАКЦИЮ ОТВЕТОВ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

Специально для нас отвечают:

Василий НЕЙКОВЧЕН, экс-депутат парламента РМ, журналист:

В Молдове можно потерять не только бизнес и деньги , но и лишится самой головы.

До 2001 года в стране правила махровая преступность.. После 2001 года ее не стало вроде меньше, хотя все знают, что преступность под себя подмяла политическая система.

И политическая борьба - это всего лишь война за передел сфер влияния.

Только под другим партийным соусом.

Страна стоит на голове с момента обретения независимости.

Судебная система - отражение ситуации в самом обществе.

Если политическая система давно и безнадежно прогнила, то чего можно ожидать от судебной системы? Судьи, прокуроры, слуги правопорядка - порождение ненормального общества, которое живет по абсолютно непонятным законам.

Те, кто выбивается из системы, она просто их пережевывает.

Нужно менять все и кардинально... Хотя, готовых рецептов нет.

 

Федор ТЕРЗИ, общественный деятель:

- О коррумпированности наших судов давно ходят легенды, ведь ни для кого не секрет, что пресловутый "успех" молдавской демократии - это дело их рук, потому что все судьбоносные решения для страны принимались с их участием, и результат всегда зависел от суммы взятки и обещанного высокого поста для члена самого коррумпированного органа страны.

И что самое главное, они служат в основном интересам соседней страны, чьими гражданами по сути они и являются. Лишить нужно их двойного гражданства и провести повальную чистку всех госорганов, специально избранным гражданским советом страны, комитетом безопасности Молдовы.

 

Николай ФЛОРИНСКИЙ, настоятель Свято-Георгиевской церкви Кишинева, протоиерей:

- Считаю, что нужно расстреливать судей, как в Китае, ввести суд присяжных.

 

Виталий АНДРИЕВСКИЙ, директор Института эффективной политики:

- Судебная система, и не только судебная, в нашей стране - гнилая. И даже честные люди, попадая в нее, начинают портиться.

Что делать?

Повышать зарплаты судьям?

Хорошо, будем платить судье 5-7 тысяч долларов.

А если ему к этой хорошей зарплате предложат взятку в 100 тыс. долларов? Откажется судья?

А если можно будет за счет взяток получать ежемесячно еще по 10 тысяч долларов? Откажется?

Если судья коррумпирован, если он вкусил вкус шальных денег, то никакая высокая зарплата его не избавит от искушений.

Страх наказаний?

Да, это действует, но до определенного предела. И зачастую алчность перевешивает страх.

Думаю, что нужна система мер. В нее могут войти и высокие зарплаты, и страх наказания. Но начинать надо с выборности судей первой инстанции. Тут важно не только то, что будет процесс выборов, но и то, что во время выборов могут заговорить те, кто знает о взятках и готов об этом рассказать. Тут не только страх наказания, но и страх разоблачения.

Необходимо также навести порядок в вузах, где обучаются юристы. Если студент привык, что за экзамен или зачет нужно платить, то для него естественно будет брать взятку за нужный кому-то приговор.

Нужно задействовать такие рычаги как конфискация имущества. И не только у взяточника-судьи, но и у его родственников, на которых он записал все свое имущество. Естественно, если они не сумеют доказать, что все это нажито честным трудом.

Необходимо создать систему поощрения тех, кто сдал взяточника или сумел его разоблачить.

Надо отладить систему проверок приговоров, вынесенных судьями. Возможно, что этим могла бы заниматься специальная комиссия, наподобие той, что сформировала президент Санду.

В общем, проблема серьёзная и нужен комплексный подход к ее решению.

 

Виктор ЖОСУ, политолог, общественный деятель:

Судьи, как и прокуроры, бывают разные. Есть судьи, которые берут взятки, и есть, которые не берут.

При этом, в судейской среде, как и в прокурорской, очень хорошо известно, кто берет взятки, а кто не берет. Но по ряду причин эта информация не выходит наружу.

Причины разные, далеко не всегда это пресловутая корпоративная солидарность.

В идеале необходимо придумать и законодательно внедрить такой механизм, который обуславливал бы продвижение по служебной лестнице и поощрение судей и прокуроров в зависимости от достоверной (подчеркну это!) информации о совершенных правонарушениях (речь не только о взятках, очень часто это нарушения процедур, на которые просто закрывают глаза), которую, информацию, каждый судья или прокурор будет готов предоставить на своих коллег. Это тот случай, когда не нужно чураться доносительства как принципа функционирования системы. Потому что, если этот принцип внедрить, то есть, если каждый прокурор или судья будет знать, что находится под постоянным и профессиональном наблюдении своих коллег, очень многие просто начнут остерегаться нарушать законы.

Увы, проблема Молдовы в том, что некому сегодня это все внедрять. Команда Майи Санду, которой прочат победу на выборах 11 июля, ни на что подобное просто не способна.

Что касается ее оппонентов в лице "сладкой парочки" двух экс-президентов, Владимира Воронина и Игоря Додона, эти, тем более, не способны. Они ведь свою неспособность очистить судебную систему доказали на практике.

 

Игорь КРАПИВКА, предприниматель, общественный деятель: 

- То, что происходит в судебной системе Молдовы уже не назовёшь коррупцией в обычном смысле слова.

К сожалению, мы опустились на самое дно общественной клоаки и в судах мы сталкиваемся с коррупционно-мафиозными кланами, которые своими «щупальцами» охватили и повязали и органы правопорядка, и многие другие публичные институции.

В таких условиях навести порядок и очистить систему будет невероятно трудно, но возможно. Необходимо изучить опыт стран, которые уже сталкивались с подобными проблемами и вызовами и успешно с ними справились.

Мне импонирует опыт Сингапура, где сильный и порядочный лидер во главе страны, тогдашний Премьер-Министр Ли Куан Ю, распорядился передать высшую судебную инстанцию на наднациональный уровень - в столицу бывшей митрополии Сингапура - в Лондон, Великобритания. Тем самым, он обесценил и сделал бессмысленными все усилия коррупционеров в судах первой и второй инстанций, поскольку в высшей судебной инстанции, в Лондоне, у коррупционеров не было никакого влияния и возможности подкупить судей.

Хочу сразу оговориться, по моему мнению, в таком сложном и многогранном процессе, как реформирование судебной системы в РМ, не может быть панацей, но можно и нужно выстроить систему из грамотных решений и действий, используя опыт других стран, и адаптировав его к нашим реалиям.

 

Валериу РЕНИЦЭ, журналист, писатель, общественный деятель:

- Самый лучший способ проверить конкретного судью на вшивость - дать ему на лапу. Я не пробовал.

Я - один из пострадавших от судейского произвола, или отсутствия профессионализма, или судейской политической ангажированности. Поэтому моё мнение можно считать заранее субъективным.

В любой профессии есть честные люди, хитрецы и законченные мерзавцы. По законам природы и социума все они чем-то схожи. Поэтому, прежде чем кинуть камень в подозреваемого, хорошенько присмотритесь к себе.

 

Иван ДЬЯКОВ, экс-главный прокурор муниципия Кишинэу:

Вопрос неправильный. В молдавском обществе взятки берут все или почти все,если предлагают.

Берут гаишники, берут учителя, врачи и куча разных контролеров, берут судьи и прокуроры, берут программисты и артисты, особо много берут и ЖУРНАЛИСТЫ. Берут, потому что дают.

И не просто дают, но об этом говорят, называют суммы запредельные, сколько стоит, например, депутат. Это уже культ, как раньше, при СССР, при тех коммунистах, считалось престижным иметь ондатровую шапку, любовницу и жирную морду.

Сегодня мы должны говорить о тех, которые сами создают ситуации, а потом сами же разрешают их за очень большие деньги. Например, когда журналист или прокурор расследуют какие-то случаи злоупотребления служебным положением, а потом шантажируют и требуют вознаграждение за прикрытие...

 

Сергей ИЛЬЧЕНКО, журналист, Киев:

Ну что вы, не все так плохо. Я пару лет назад слышал рассказ о некоррумпированном молдавском судье: он не брал взяток, ходил по водам, а его родственники обращали воду то в вино, то в бензин и им ничего за это не было. Правда, потом его забрали ангелы - то ли на небо, то ли куда-то в ЕС. Поверьте, в Молдове не все так однозначно.