Аналитика и комментарии

Назад

Санду и Усатый: партнёры, оппоненты или…?

У меня нет уверенности, что рано или поздно этот омут не засосёт Майю Санду или Ренато Усатого. Возможно, не с такими трагическими для имиджа последствиями как у Игоря Додона, но кое-что к ним также может прилипнуть.
Санду и Усатый: партнёры, оппоненты или…?

Если говорить о периоде выборной кампании, то безусловно оппоненты. Есть часть электората, которая не определилась, голосовать им за партию PAS и за блок Ренато Усатого. И, чтобы перетащить этих избирателей на свою сторону, необходимо говорить не только о своих достоинствах, но и о недостатках оппонента. И одна и вторая стороны это делают. Но эта битва не на уничтожение, как происходит между PAS и блоком ПКРМ-ПСРМ, а также между блоком Ренато Усатого и блоком ПКРМ-ПСРМ. Это политическое соперничество. Сказанное не означает, что они не будут наносить друг другу ощутимых ударов. Будут. И уже наносят. Но в то же время между строчек их месседжей можно прочесть: голосуйте за нас, но если есть у вас объективные причины, не позволяющие проголосовать за нас, то в крайнем случае проголосуйте за … ( PAS или Блок Ренато Усатого), но только чтобы ваш голос не пропал,  а тем более не достался Додону.

В общем, сейчас они оппоненты и на 100% останутся таковыми до 11 июля.

А что будет после выборов?

Они станут партнёрами?

Лично у меня нет уверенности, что они станут партнёрами. И не потому, что у них разные идеологии. Идеология и молдавские партии это две параллельные прямые, которые, по мнению многих математиков, никогда не пересекутся. У них разная ментальность, разные жизненные ориентиры. Я говорю не только о Майе Санду и Ренато Усатом, но и об их командах. Поэтому, по моему убеждению, есть значительное число проблем, по которым у них могут быть разные подходы, и им очень трудно будет найти консенсус. Хотя не исключаю, если (ключевое слово «если») им придется сотрудничать в парламенте, по некоторым проблемам они все же попытаются найти общий язык.

В то же время, есть то, что их сближает. Речь пойдёт не о том, что они хотят избавить Молдову от Додона. Ошибочно считать, что Додон – это главное зло Молдовы. Нет, это не так. На самом деле Додон по собственной вине стал символом зла. К нему прилипло все то, в чем в разные времена обвиняли многих официальных и неофициальных правителей Молдовы. Случай с Додоном еще раз показал, что власть в Молдове – это омут, который засасывает практически всех, кто захотел поплавать в ее водах.

У меня нет уверенности, что рано или поздно этот омут не засосёт Майю Санду или Ренато Усатого. Возможно, не с такими трагическими для имиджа последствиями как у Игоря Додона, но кое-что к ним также может прилипнуть.

Борьба с Додоном это борьба против той системы, которая тянет в омут молдавских политиков и порождает «додонов».

Если верить Санду и Усатому, они хотят взорвать эту систему. Да, у них разные подходы. Санду – сторонница конституционального пути, через реформы, через внедрение лучших зарубежных практик. Усатый выступает за активное действие, кавалерийские атаки, за «мордобитие».

Если они найдут общий язык, то это будет союз «коня и трепетной лани».

Могут ли они создать коалицию?

Классическую коалицию, в которой все за одного и один за всех, они никогда не создадут. Санду никогда не захочет быть заложником «хотелок» Усатого, а Усатый в свою очередь побоится непродуманных решений Санду.

Да, Усатому хотелось бы (отметим, в том случае, если у Санду без него не будет большинства в парламенте) быть не только у власти, но и иметь частичку этой власти, в том числе в правительстве. Скорее всего, он мог бы запросить для своей партии должности в МВД, с условием создания Национального бюро расследований, министерство селського хозяйства и, возможно, должность вице-премьера по реинтеграции. Но в обмен он все же побоится дать обещание голосовать за все предложения, исходящие от Санду.

Третий вариант. Или…

Если между ними возникнут какие-либо договоренности, то скорее всего, они будут по конкретным вопросам. Это и есть вариант «ИЛИ», точнее, «гибридное сотрудничество». К примеру: выборы руководства парламента, выборы правительства, голосование по отдельным законам, поддержка тех или иных инициатив. Да, это очень сложная модель взаимоотношений, но пока другой я не вижу другой.

Послесловие.

Что для всего этого необходимо?

Во-первых, чтобы у PAS не было большинства (свыше 50%). Во-вторых, чтобы у блока Ренато Усатого было необходимое количество «штыков» для создания большинства.  

Спросите, а где «третье», где гарантии прохождения Ренато Усатого в парламент? На последний вопрос отвечу так: нужны героические усилия, чтобы с 17% на президентских выборах спуститься до 7% на парламентских выборах. Ренато Усатый умеет чудить, но не до такой же степени!