- Вы известны как известный ученый и опытный научный руководитель. Итак, я хочу задать вам вопрос, немного наивный. В чем важность науки?
Развитие современной экономики основано на технологическом развитии, а это абсолютно невозможно без науки. Странам необходимо производить науку и технологии для поддержки политической, социальной и экономической власти, повышения благосостояния людей и поддержки собственного развития в глобальной экономической системе. Но развитие науки и технологии происходит только в конкурентной среде и продиктовано социальными, экономическими и политическими интересами наций. Научное и технологическое превосходство укрепляет репутацию страны на международном уровне.
Каково текущее состояние науки в Республике Молдова?
После распада Советского Союза Молдове удалось сохранить традиции образования и науки, функционирующую систему образования и сильное научное сообщество. На момент обретения независимости в Республике Молдова было 150 институтов, университетов, центров и крупных научных лабораторий, в которых работало 33 000 сотрудников. Только имущество Академии составляло более одного миллиарда долларов. Финансирование науки составляло 0,73% ВВП.
После обретения независимости развитие науки и инноваций характеризуется стагнацией. Ответственность за науку безуспешно переходила через несколько министерств.
В 1999 году был принят закон об Академии и сформирован Высший совет по науке и технологическому развитию (ВСРТ) при Правительстве, но, к сожалению, он не возымел успеха.
К 2004 г. действовали 101 исследовательских институтов с финансированием 0,2% ВВП - 68 млн. леев, надбавки за докторскую степень составляли - 50 лей, за звание академика - 72 лея. Это была катастрофа. Крыши протекали, оборудование было устаревшим, туалеты не функционировали, все имущество было сдано в аренду на долгие годы. Даже главное здание Академии ей не принадлежало, была на балансе у Ж/Д.
Поворотным моментом стало принятие Кодекса науки и инноваций в 2004 году.
В чем заключалась стратегическая концепция кода?
Укрепление сообщества вокруг инфраструктуры академии, которое имела возможность и способность разрабатывать политику в области науки, управлять и оценивать ее. Было важно, чтобы наука управлялась учеными. Этого хотели исследователи и одобрили политики.
Сейчас ситуация в науке намного хуже, чем в период 2004-2018 годов, о котором так плохо отзывались политики – сейчас все сосредоточено в министерстве образовании и науки, у которого, к сожалению, нет ни мощностей, ни инфраструктуры.
Я много боролся с политиками за финансирование науки. Мы показали, что функция и роль науки зависят от доли финансирования по отношению к ВВП:
• если финансирование> 0,4% ВВП - выполняется только социокультурная функция;
• если> 0,8% ВВП - достаточно для образовательного процесса;
• если> 1% ВВП - только тогда наука развивается и оказывает влияние на экономику.
Новая модель управления предусматривала передачу компетенций для разработки и реализации политики Академии наук, которая обеспечивала инфраструктуру и поддержку научного сообщества. Реформа 2004 года была поддержана тенденцией к увеличению финансирования, которая достигла своей кульминации в 2009 году, достигнув 0,63% ВВП.
Такая динамика позволила ассоциироваться Республике Молдова к Европейским программам по науке и инновациям - в 2011 году 7-й рамочной программе ЕС, а в 2014 году – к программе Горизонт 2020. Молдова стала первой страной Восточного партнерства, которая вышла на высокий международный уровень.
Что вы можете сказать об оценке науки в Молдове европейскими экспертами (Peer Review)?
26 мая 2015 года президент Академии наук обратился к Европейской комиссии с просьбой начать оценку национальной системы исследований, разработок и инноваций в рамках инструмента «Средства поддержки политики». Запрос был одобрен и поддержан в ходе экспертной миссии, проведенной группой из 8 европейских экспертов, которая была осуществлена в период с 2015 по 2016 год.
В процессе оценки Академия предложила концепцию реформы научных исследований в уже четкой форме, ранее обсуждавшейся с научным сообществом иинститутов и университетов.
Концепция была одобрена совместным решением Высшего совета по науке и технологическому развитию и Общего собрания действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук от 10 ноября 2015 года.
Что нужно было cделать, по мнению европейских экспертов?
По мнению европейских экспертов, Молдове нужно было предпринять следующие шаги:
1. включить политику исследований и инноваций (C&I) в общую политико-экономическую стратегию развития страны – НЕРЕАЛИЗОВАННО
2. Улучшить управление национальной системой исследований и инноваций путем усиления политической ответственности за исследования и инновации с выделением министерской ответственности. - НЕРЕАЛИЗОВАННО
3. создать независимое, прозрачное и подотчетное агентство по осуществлению исследовательской и инновационной деятельности, которое будет концентрировать и распределять все доступные фонды на исследования и инновации на основе международных стандартов. - ВЫПОЛНЕНО
4. Восстановить бинарную систему науки и образования республики Молдова, через которую университеты будут ориентированы на «обучение» а институты на «исследования». - НЕРЕАЛИЗОВАННО
5. Обеспечение государственного исследовательского и инновационного потенциала Республики Молдова путем сохранения и окончательной консолидации физического, интеллектуального и человеческого капитала ее исследовательских институтов. – НЕРЕАЛИЗОВАННО, ФИНАНСИРОВАНИЕ УЬЕНЬШИЛОСЬ В 3 РАЗА!
6. Принять решительные меры для улучшения занятости и возможностей финансирования, условий работы и карьерных перспектив исследователей, включая, в частности, поддержку молодежи и женщин в науке - НЕРЕАЛИЗОВАННО
7. Срочно пересмотреть рамочные условия для инноваций, реализовав согласованный набор мер государственной политики - НЕРЕАЛИЗОВАННО, ИННОВАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИ УНИЧТОЖЕННЫ!
Совершенно очевидно, что область проблем, стоящих сегодня перед образованием и наукой, не может быть решена в ограниченные сроки. Но можно предпринять меры, чтобы подготовить почву для более последовательных действий властей.
Насколько большой исход молодых людей?
За последние 10 лет в Молдове количество студентов сократилось примерно на 50%. Если в 2008 году в вузах обучалось 115 тысяч молодых людей, то в 2018-м - 60 тысяч.
Количество молодых людей, вовлеченных в научные проекты, составляет около 650 (20%) из 3054 сертифицированных исследователей в 2018 году. Этот показатель снизился на 15% по сравнению с 2014 годом, когда молодые исследовали составляли 27%. В настоящее время не предлагается никакого жизнеспособного политического решения в борьбе за талантливую молодежь.
Один из возможных вариантов – создание синергии между темами научных проектов, предлагаемых известными учеными проектами, предлагаемыми молодым учеными. Другой вариант, также рекомендованный международными экспертами, - это условное обозначение совместного участия (университет + научно-исследовательский институт) в национальных конкурсах. Отказ от сотрудничества, но стремление диктовать присуждение докторской степени университетами, не решит проблему и не создаст обещанного синергизма. Государственный университет Молдовы может стать первым университетом, решившим эту проблему. Ждем и надеемся.
Что вы можете сказать о непривлекательности университетов и устаревшей обеспеченности исследовательских институтов?
В начале девятнадцатого века возник первый современный университет, основанный на передовых исследованиях. XXI век отмечен созданием сложных высших учебных заведений - образовательными экосистемами. К такой модели необходимо привести высшие учебные заведения Молдовы.
Сегодняшние университеты намного сложнее по инфраструктуре, поскольку они функционируют в онлайн-среде. Основной штат дополняется высококвалифицированными специалистами из различных областей, которые развивают технологические навыки, языковое обучение, написание проектов, консультации по вопросам карьеры и т. д. Академическая деятельность (преподавание) больше не является основной целью, а является одной из многочисленных целей университета.
Многие такие университеты являются эквивалентом малых и средних научных городов, каждый со своими услугами, жилищными программами, системой питания и здравоохранения, транспортной инфраструктурой и поставщиками развлечений. У большинства есть собственные исследовательские институты, технологические инкубаторы, сопутствующие службы.
Насколько актуальны молдавские университеты, когда в 600 км от Республики Молдова находится университет Бабеш-Боляи, единственный румынский университет, входящий в топ-5% мира (800-е место в академическом рейтинге университетов мира в 2019 году)? Инфраструктура университета (21 факультет, 5 институтов, 6 центров, 2 лаборатории, 45 вспомогательных служб, 1 ботанический сад, 1 издательство и др.) поглотила город Клуж. Каждый пятый житель - студент. Аэропорт Клуж оперирует таким же количеством пассажиров.
Должны ли мы вернуться к отношениям с Европейским исследовательским пространством? Что имеем на данный момент.
Нелепая работа и плохое управление отодвинули Молдову от стола переговоров о будущей конфигурации европейского научного пространства.
Ввиду отсутствия политики, ориентированной на выполнение рекомендаций экспертной оценки, проведенной Европейской комиссией, а также использования положительного опыта предыдущей модели управления исследованиями, показатели эффективности науки Молдовы снизились.
Первым шагом на пути к научной ресинхронизации Сообщества могло бы стать начало работы Комиссии национальной ассоциации в Horizon Europe, а также запрос новой экспертной миссии (после внедрения) у Европейской комиссии.
Как его можно адаптировать к Национальной программе исследований и инноваций?
Методологическое руководство по организации публичных конкурсов научных проектов требует доработки. Из-за разрозненного характера установленных приоритетов ресурсы расходуются на материальную поддержку, которые по окончании 4-летнего периода Программы не принесут ощутимых результатов для внедрения. Сосредоточение внимания на множестве приоритетов - опасная практика, которая обусловлена отсутствием у авторов навыков и знаний о существующем потенциале в национальном, региональном и международном контексте.
Что сейчас происходит в мировой и отечественной науке?
В мировом масштабе финансирование науки увеличилось на 19%, количество исследователей увеличилось на 13% (8,8 млн исследователей). В контексте пандемии мир осознал ценность научных решений и людей, способных справиться с кризисом.
Между тем в Молдове: финансирование науки уменьшилось в 3 раза. Система университетов по-прежнему слабо связана с исследованиями. Количество исследователей уменьшилось с 5000 до 4000 (2014-2020 гг.). За последний год я не видел/ не читал интервью бизнесмена, не затрагивающего вопрос недостаточности специалистов. Количество научных публикаций в 4 раза ниже среднего по Европе. Количество патентов остается на уровне 250 с незначительным влиянием на развитие. Доля страны в мировой науке составляет всего 0,02%.
В 2013-2018 годах горсткой специалистов и исследователей во главе с тогдашним президентом Академии наук Молдовы удалось ввести страну в европейские научные программы, эквивалент составлял 1,5 годовых бюджетов (26 миллионов евро). Достижение такого результата сегодня - утопия.
Без знаний нет развития. Итак, без науки нет будущего.
Как выйти из кризиса? Что вы предлагаете, как компетентный человек в этой области?
Время предложений ушло. Мы внесли много предложений. Многие люди, находящиеся у власти сегодня, больше не в состоянии что-либо делать. Их нужно менять (интервью было записано в период нахождение у власти Партии социалистов и партии Шор) .
В этом году из-за пандемии погибло много деятелей культуры, науки, образования. Это можно сравнить с большой необратимой миграцией. Вот почему мы должны отправлять молодых людей на учебу, стажировку в другие европейские страны, в частности в Румынию, чтобы не ждать годы, пока другое поколение самообразовывается. При этом необходимо разработать меры по их последующему возврату в экономическую деятельность страны. Для этого нам нужна европейская помощь. Сегодняшние политики не должны устраивать только тех, кто оказал поддержку при голосовании на выборах. Если хотите их устроить, сперва обучите их, а затем продвигайте.
Нынешний политический класс не понимает, насколько важна роль образования, культуры и исследований и как вклад в этой области формирует будущие поколения и определяет будущую социально-экономическую конфигурацию страны.
По этим причинам никакие советы не могут помочь им улучшить или изменить ситуацию, потому что, по сути, они не верят в успех этой области или пользу, которую она приносит.
Для ясности отмечу некоторые моменты, как пример непоследовательной политики в этой сфере.
1. Имущество Академии наук: в результате реформы 2017 г. все институты Академии наук были переданы министерствам. Политики обещали вернуть их - пока это не реализовано.
2. Осуществление европейских реформ: мы пообещали придерживаться европейского исследовательского пространства - сегодня мы так же далеки от этого, как и 15 лет назад, поэтому практически все, что было сделано хорошо до сих пор, уничтожено. Помимо малых грантов, мы не можем освоить внешнее финансирование - я имею в виду не гранты на наращивание потенциала, а конкурсные проекты.
3. Политики (премьер-министр и министр MECC в 2017 г.) пообещали европейцам, что будут поддерживать университеты и институты, выведенные из академии - финансирование науки упало в 3 раза!
4. Улучшение условий в университетах: была предложена необоснованная политика объединения, своего рода джунгли, в которых сильные глотают слабых, в результате университеты закрылись по теневому принципу, университеты продолжают уделять чрезмерное внимание преподаванию, а количество исследователей уменьшилось соответственно на 1000 исследователей!
К сожалению, на основе действий, а не слов, мы видим, что нынешний политический класс иссяк. Поэтому необходимо реформировать политический класс, и я надеюсь, что частично это произойдет на этих выборах. А новые люди, которые придут к власти, будут благожелательно относиться к науке, образованию и культуре.
Текущая ситуация в целом ясна. Но предположим, что у нас есть политики, отвернувшиеся от науки. Каковы ваши основные приоритеты для будущего науки в Молдове?
Приоритеты могут быть двух типов - вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные:
1. Утверждение на региональном и глобальном уровне.
MECC мобилизует университеты и исследовательские институты, чтобы стать ключевыми научно-исследовательскими и инновационными учреждениями Молдовы. Министерство экономики мобилизует инновационные МСП (?), которые заинтересованы и имеют возможность войти в национальные и региональные производственно- внедренческие- цепочки.
2. Совершенство за счет интернационализации.
Национальный сектор НИОКР развивается вокруг европейских стратегических направлений, является интегрированным в европейский и международный сектор и предлагает привлекательную среду для членов научного сообщества - для молодых людей, для ведущих исследователей, для двойной карьеры в области исследований и предпринимательства, исследований и социально-экономических вопросов. общество. Стабильность сообщества обеспечивается потоком национальных и европейских исследовательских проектов.
3. «Прорывы» в стратегических научных направлениях.
Молдова по-прежнему может позиционировать себя через национальное научное сообщество с крупными европейскими и международными инициативами, либо путем участия, либо взяв на себя ведущую роль в таких направлениях, как «Физика и химия твердого тела», «Генетика и молекулярная биология растений и человека» ( Кстати, академик из Молдовы был отмечен с высшей наградой в этой области, которая присуждается каждые пять лет международным сообществом в Париже). У нас также есть музыкальные произведения акад. Евгения Дога, ставшие классикой, оцененной во всем мире. Молдова может быть лидером и примером в научном решении языковых и исторических проблем, с которыми сталкиваются другие страны.
Теперь по горизонтали.
Здесь мы должны гармонично сочетаться с ЕС, чтобы выигрывать проекты европейской научной программы Горизонт Европа 2021-2027 по научным тематикам.
1. Цифровые технологии.
2. Изменение климата и экологические проблемы.
3. Продовольственное страхование и экологическое сельское хозяйство.
4. Химия и физика твердого тела.
5. Социально-гуманитарные, исторические и лингвистические исследования.
С вашего разрешения предлагаю небольшое изменение темы. Вы известный в стране и в мире специалист в области экологии, бывший министр окружающей среды в 2001-2004 годах. Итак, как ответственный человек и специалист, что вы можете сказать об экологических проблемах, с которыми Республика Молдова сталкивается среди других стран? Коротко.
Если короче, то самые большие проблемы.
1. Изменение климата.
2. Чрезмерное загрязнение окружающей среды (воды, воздуха, почвы) и отсутствие жесткого контроля. Производители коррумпируют власть. В этой сфере очень много коррупции. Так что контроль является формальным или не существует как таковой.
3. Отсутствие обоснованности в использовании природных ресурсов (карьеры, подземные воды, вырубка леса s.a.m.d.).
4. Деньги экологического фонда, почти полмиллиарда леев, используются нерационально, и для других целей.